Просмотр содержимого документа
«Сплавы . Химия 9 класс»
Урок химии 9 класс
Тема урока «Сплавы»
Разработала учитель химии
МКОУ Гвазденская СОШ Гайворонская Т.М.
???
1. Какие вы знаете распространенные в быту и технике сплавы металлов?
2. Почему на практике почти не применяется чистое железо?
3. Чем вызвана необходимость создания разнообразных сплавов?
Сплав -
это гомогенная система, образованная сплавлением (спеканием) двух или более металлов, а также металлов и неметаллов (порошковая металлургия)
Сплавы отличаются от чистых металлов
1. Структурой
2. Более низкой температурой плавлениям
3. Более высокой прочностью и твердостью
4. Более меньшей электро- и теплопроводностью
5. Высокой коррозийной стойкостью
Классификация сплавов
1. Сплавляемые металлы взаимодействуют между собой, образуя интерметаллиды
Na 2 Pb, AuZn, MgPb
2. Жидкие металлы могут смешиваться в любых количественных соотношениях и при остывании образуют сплавы – твердые растворы (Ag –Cu Cu –Ni Mn – Fe )
3 . Механические смеси
Структура и строение элементарной ячейки Различных сплавов двух металлов
Твердые растворы замещения
Условия образования
Совпадение типов кристаллических решеток
Близкие размеры радиусов атомов металлов
Например,
1. Мельхиор Cu – Ni
2. Бронза Cu – Sn
3. Дюралюминий Al – Cu, Mg, Mn, Ni
4. Латунь Cu – Zn
Изделия из мельхиора
Изделия из бронзы
Изделия из латуни
Изделия из дюралюминия
Твердые растворы внедрения
Условия образования
Значительное различие в радиусах атомов металлов (более 12%)
Например, Fe - C, Fe–B
Черные металлы – чугун и сталь
Чугун - сплав железа с углеродом (более 2%0 и примесями Mn, Si, S, P. ; он тверд и хрупок
Сталь -
Сталь - сплав железа, содержащий 1.7% С, примеси Mn, Si, S, P (добавки различных металлов, увеличивающих прочность, твердость сплава и т.д.
Механическая смесь (припой, «третники»)
При охлаждении смеси расплавленных металлов образуется сплав, состоящий из мельчайших кристалликов каждого металла
Например, Pb- Sn, Pb - Ag
Русские ученые - металлурги
Д.К. Чернов
П.П. Аносов
И.П. Бардин
1839-1921
1799-1851
1883-1960
Домашнее задание
§ 49, упр. 3, с. 223 по учебнику Н.Е. Кузнецовой
§ 38, упр.13-15, задача №2, с. 112 по учебнику Г.Е. Рудзитиса
§ 7, задача №2 , с. 34