Способность к саморазвитию как ключевая
компетентность людей будущего
Учитель музыки, педагог доп. образования
Арефьева Наталья Александровна
Музыкальная деятельность сама по себе способствует гармоничному и всестороннему личностному развитию ребенка, а при интеграции с другими предметами возможность приложения личностных универсальных действий значительно возрастает.
Сформированные ценности и знания обучающиеся могут реализовать в самостоятельной творческой деятельности социально-ролевой направленности (например, в инсценировках, драматизациях, играх, подборе репертуара для выступлений и участия в конкурсах).
Музыкальная деятельность подразумевает сотрудничество и сотворчество с учителем и сверстниками, создание и передачу продуктов своего или коллективного творчества, ситуации обмена мнениями, впечатлениями, художественно-эстетическими переживаниями.
Активное применение на уроках учебно-игровых форм взаимодействия с использованием заданий, учитывающих индивидуальные особенности учащихся, положительно влияет на успешность их продвижения в учебной деятельности, приобретении созидательного опыта не только музыкального.
Решение индивидуальных творческих задач позволяет учащимся показывать свои личностные установки. А решение коммуникативных задач предусматривает «ансамблевость» - как приоритетную область проявления партнерских коммуникативных универсальных учебных действий во время продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Наличие этой особенности позволяет учащимся более оперативно учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной, и эффективно решать разнообразные коммуникативные задачи.
Реализация всех универсальных учебных действий помогает учащимся идти путем саморазвития и самосовершенствования.
Пример: Праздник День знаний 1 сентября. Ансамбль учениц 5 д класса выступают в парке Победы. Одна участница встала на сцене не на своем месте, а музыку уже включили. Вижу по их глазам, что хотят перестроиться, но не решаются. После первого куплета переглянулись и танцевальными движениями перешли на свои места. После концерта гордились своим удачным выходом из создавшейся ситуации.
Самая основная на уроках музыки – музыкально – творческая компетенция – это мотивационно - творческая активность в единстве с высоким уровнем развития музыкальных способностей, которые позволяют ей достигнуть прогрессивных и личностно значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности.
После ряда успешных выступлений дети начинают верить в себя, с удовольствием принимают участие во всех школьных мероприятиях. Расскажу об учащихся 2-го корпуса, помощниках Веры Витальевны во всех школьных мероприятиях: о Ромашовой Тане, Новиковой Полине, Строчихиной Ане, Васютине Егоре. «Широкая Масленица», В день выборов 20 февраля, конкурс «Весенняя капель», концерт для ветеранов 9 мая, в парке Победы на День Города в июне. И это еще не весь перечень их выступлений в прошлом учебном году.
На школьной линейке, посвященной Дню Знаний, 1 сентября, и другие ребята сами изъявили желание принять участие. В городском празднике «Яркие выходные» участвовал большой коллектив ребят нашей школы.
В фольклорном празднике «Сентябрины» 9 сентября расширился круг участников. Разучивали народные игры, хороводы, помогали проводить праздник как организаторы. Ученицы 5 класса Комлева Юля, Каракова Полина очень хотели выступить в этой концертной программе с песней «Кукушка», усердно репетировали. В последний же момент они решают отказаться от своего выступления, испугались, что у них не получится спеть. Я поставила их перед самостоятельным принятием решения: «Вы столько готовились, очень хотели петь. Так будете выступать или нет?» Девочки решительно заявили: «Будем!». То есть дети внутренне собираются, преодолевая свое волнение и страх, выходят на сцену и выступают. Потом радуются преодолению этого страха и своему успеху. Появляется желание принимать участие не только в концертах, но даже в конкурсах.
Ученица 7б класса Гибадуллина Женя, девочка очень способная, глубоко чувствуя ответственность выступления перед учителями своей школы на концерте, посвященном дню учителя, так разволновалась перед самым выходом на сцену. От переживаний не помнила, как правильно петь слово «сердечный». («Знаю, правильно произносить слово «сердешный», а как правильно петь: сердечный или сердешный?». Хотя на репетициях это ни разу даже обсуждалось.)
Концертная деятельность для ребят – реализация индивидуальных особенностей и способностей, а каждый выход перед зрителями - маленькая победа над собой.
Ребята, с которыми мы занимаемся вокалом после уроков, раньше пели в основном ансамблем, теперь они часто и сами приносят песни, не боятся петь сольно.
В прошлом учебном году в кабинет музыки я приносила свою гитару. В этом году я не принесла её. Тогда ребята стали приносить свои гитары. Теперь некоторые ученики 7в, 9в классов, например, приходят на переменах играть на гитарах, которые собрал Гущин Никита. Эти ребята сами изъявили желание участвовать в конкурсе «Звездопад» и в кабинете музыки самостоятельно готовятся к выступлению.
Так средствами предмета "Музыка" стремимся достигнуть прогрессивных и личностно значимых творческих результатов, что влияет на способность к саморазвитию людей будущего.