СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способность к труду- главное качество человека.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудолюбие – ярко выраженное позитивное отношение личности к трудовой деятельности, отчетливо проявляющееся на поведенческом уровне, и на определенном этапе личностного развития формирующееся как одна из стержневых черт личности. Азбука социального психолога-практика

Трудолюбие – положительное качество человека, отличающегося любовью к труду, усердием в работе.  Словарь по общественным наукам | Глоссарий.ру

  • Трудолюбие – это готовность при выполнении любой работы действовать с полной отдачей.
  • Трудолюбие – это способность длительное время уделять работе; если работа любимая, трудолюбивому человеку жаль от неё отвлекаться даже на бытовые нужды.
  • Трудолюбие – это умение оказать физическую помощь (помощь в делах) человеку, который в этом нуждается, не требуя каких-либо преференций.
  • Трудолюбие – это не только уважительное отношение к своему труду, но и уважительное отношению к труду и плодам трудов других людей.
  • Трудолюбие – это залог жизненного успеха.

Просмотр содержимого документа
«Способность к труду- главное качество человека.»

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

Государственное казенное учреждение РС (Я)

«НЕРЮНГРИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ТУСКУЛ»













Конспект занятия

по подпрограмме «Мои умелые руки»

на тему: «Способность к труду главное качество человека».



















Составитель:

Яковлева Валентина Ивановна

воспитатель ГКУ РС (Я)

«НСРЦН «Тускул»











Тема занятия: «Способность к труду главное качество человека».


Цель: обобщить работу по трудовому воспитанию.

Задачи:

- расширить представление детей о значении труда в жизни общества;

- развивать мотивацию к учению, желание трудиться;

- воспитывать уважение к людям труда.

Оборудование: карточки, пособие «Собери пословицу», плакат «Профессии»


Ход занятия:

  1. Мотивационно - побудительный этап.

Психолого-педагогический настрой (ППН) .

  1. Организационно-побудительный этап.

  2. Основная часть.

1. Чтение притчи К.Д.Ушинского «Два плуга».

2. Беседа по прочитанному.

3. Беседа о труде в семье.

4. «Кто не работает, тот и не ест».

5. Работа по карточкам « Качества человека труда».

6. Работа в группах «Семена  Добра».

7. Игра «Собери пословицу».

8. Проявление трудолюбия в повседневной жизни.

9. Анкета «Моя способность к труду».

10. «Как достичь трудолюбия».

IV. Заключительный этап.



Содержание занятия:

I. Мотивационно - побудительный этап.


Здравствуйте, девчонки,

Здравствуйте, мальчишки,

Здравствуйте, гости дорогие.

Давно я вас жду – поджидаю

На занятие труда приглашаю.


II.Организационно-побудительный этап.


- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на занятии. У каждого из вас на столе лежат карточки со словами. Разложите их так , чтобы получилось название нашего занятия.

- Тема нашего занятия:

«Способность к труду – главное качество человека».                             

- Как вы думаете, о чем мы будем с вами беседовать на занятии?

- Сегодня мы поговорим о труде, о его значении в жизни человека, о качествах человека труда.


III.Основная часть.


  1. Чтение притчи К.Д.Ушинского «Два плуга».


- Как вы считаете все ли люди должны трудиться?

- Я хочу вам прочитать одну притчу К.Д.Ушинского «Два плуга».

Два плуга.

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, - отвечал тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

2. Беседа по прочитанному.

-Каким вы увидели плуг, который попал к земледельцу?

-Почему плуг, блестел, как серебро?                                             

 -Что случилось с плугом, который пролежал без дела?

 - Кого подразумевает К.Д. Ушинский, говоря о плугах?

 - Какой вывод можно сделать, прослушав притчу?

- Чему хотел научить вас автор?

 - Не зря говорят: «Пока железо в работе, его и ржа (ржавчина) не берёт».

- Значит, для чего нужно трудиться?

3. Беседа о труде в семье.

- Что такое труд?

-  У каждого человека врождённая потребность в действии, в активности. И эта активность должна приносить пользу.

- В Толковом словаре С.И. Ожегова такое объяснение:

«Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей

- Ребята, а как вас приучают в школе к труду? Прежде всего учеба – это труд и т. д.

- А как вас  в вашей семье приучают к труду?

- А есть ли у вас дома, какие – то обязанности?

- Как трудятся в дружной семье?

- Как легче построить дом: одному или сообща?

(Один в поле не воин)

- В  коллективном  труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие.


4. «Кто не работает, тот и не ест».

 - Счастливы те люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

    Труду следует учиться всю жизнь. Наши предки – люди, жившие до нас, - умели трудиться по совести, в ладу с окружающей природой и друг с другом.

- Вы, наверное, слышали выражение «Кто не работает, тот не ест».

- Что оно значит?

( Значит, трудиться должны все.)

5. Работа по карточкам « Качества человека труда».

- Какие основные качества человека труда?

- Каким должен быть человек?

- Отметьте на карточках только те слова, которые являются качествами трудолюбивого человека.

Трудолюбие, честность, лень, добросовестность, сила, порядок, равнодушие, терпение, ловкость.


6. Работа в группах «Семена  Добра».

-  Как вы считаете, чтобы получилась хорошо любая работа, каким человеком нужно быть?

- Если вы хотите воспитать в себе это качество, возьмите на вооружение  лозунг: «Ни дня без доброго дела!»

- Предлагаю вам «Перечень добрых дел»:

• Помощь старикам в хозяйственных делах.

• Защита и помощь младшим.

• Забота о родителях, помощь по дому.

• Работа в библиотеке по «лечению» книг.

• Посадка и охрана деревьев, кустарников,

 цветов.

• Помощь одноклассникам в учении.

• Забота о заболевшем друге.

• Помощь воспитателям на занятиях.

• Уборка помещений центра и т. д


7. Игра «Собери пословицу»

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без хорошего труда нет плода.

Терпенье и труд все перетрут.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.

Не умел шить золотом, так бей молотом.

 Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.

Кто не работает, тот не ест.

Была б лишь охота - наладится каждая работа.

Маленькое дело лучше большого безделья.

От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь.

В рабочее время - язык на засов.

Глаза страшатся, а руки делают.

Дело мастера боится.

Пчела трудится - для Бога свеча пригодится.

 Встать раньше - шагнуть дальше.

Не ленись за плужком - будешь с пирожком.


8. Проявление трудолюбия в повседневной жизни.


  • Трудовая деятельность. Человек, с удовольствием выполняющий свою работу, трудолюбив.

  • Смена деятельности. Человек, предпочитающий смену рода занятий бездействию, демонстрирует трудолюбие.

  • Обучение. Человек, ответственно относящийся к учёбе, проявляет трудолюбие.

  • Ведение домашнего хозяйства. Трудолюбивый человек всегда содержит дом в порядке не по принуждению, а по собственному желанию.

  • Волонтёрство. Только трудолюбивый человек способен быть волонтёром, так как эта деятельность предполагает не столько финансовую, сколько нравственную отдачу.

  • Воспитание детей. Предоставляя детям самим выполнять несложную, доступную их возрасту работу, родители развивают их трудолюбие.


9. Анкета «Моя способность к труду».


  1. После еды убираешь ли ты за собою грязную посуду?

  2. Переодеваешься ли ты в домашнюю одежду?

  3. Убираете ли вы одежду на место?

  4. Разогреваете ли вы себе сами еду?

  5. Готовите ли вы сами себе еду?

  6. Вы сами стираете себе носки и другие мелкие вещи?

  7. Вы сами гладите себе брюки?

  8. Можете ли вы сами что-нибудь починить?

  9. Имеете ли вы постоянное домашнее поручение?

  10. Как вы поступаете когда не хочется что-либо делать?


Ответы:

Всегда /да/ -5 баллов,

Часто/заставляю/- 4 балла,

Редко/тяну время/-3 балла,

Не делаю/нет/- 0


10.«Как достичь трудолюбия».

- Давайте разработаем памятку «Как достичь трудолюбия».

Как достичь трудолюбия
  • Трудолюбие – важное качество характера человека, которое можно развить самовоспитанием и работой над собой.

  • Повышение квалификации. Зачастую видимые изменения к лучшему в качестве работы, которую способен делать человек, стимулируют его, помогая выработать трудолюбие.

  • Обучение. Процесс обучения помогает человеку развить трудолюбие.

  • «Задания самому себе». Психологическое упражнение для развития трудолюбия – в письменном виде ставить перед собой конкретные задачи (вскопать восемь грядок, перегладить 10 комплектов белья, и т.д.) и затем старательно их выполнять.

  • Оптимистичное отношение к труду. Одухотворение труда, увлечение самого себя процессом или результатами, которые труд принесёт, помогает формированию трудолюбия.





  1. Заключительный этап.


- Напомните тему нашего занятия?

«Способность к труду – главное качество человека»

- Почему  так говорят?

- Что бы вы хотели посоветовать своим друзьям после нашего занятия?

- Мне хочется вам пожелать, чтобы ваши руки были умелыми, трудолюбивыми, а сердце – добрым и умным.


Нитку вдеть для пальца – непосильный труд,

Но зато два пальца платьице сошьют,

Три в тетрадке нашей пишут хоть куда,

Десять – поле вспашут,

Строят города!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!