МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
Государственное казенное учреждение РС (Я)
«НЕРЮНГРИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ТУСКУЛ»
Конспект занятия
по подпрограмме «Мои умелые руки»
на тему: «Способность к труду главное качество человека».
Составитель:
Яковлева Валентина Ивановна
воспитатель ГКУ РС (Я)
«НСРЦН «Тускул»
Тема занятия: «Способность к труду главное качество человека».
Цель: обобщить работу по трудовому воспитанию.
Задачи:
- расширить представление детей о значении труда в жизни общества;
- развивать мотивацию к учению, желание трудиться;
- воспитывать уважение к людям труда.
Оборудование: карточки, пособие «Собери пословицу», плакат «Профессии»
Ход занятия:
Мотивационно - побудительный этап.
Психолого-педагогический настрой (ППН) .
Организационно-побудительный этап.
Основная часть.
1. Чтение притчи К.Д.Ушинского «Два плуга».
2. Беседа по прочитанному.
3. Беседа о труде в семье.
4. «Кто не работает, тот и не ест».
5. Работа по карточкам « Качества человека труда».
6. Работа в группах «Семена Добра».
7. Игра «Собери пословицу».
8. Проявление трудолюбия в повседневной жизни.
9. Анкета «Моя способность к труду».
10. «Как достичь трудолюбия».
IV. Заключительный этап.
Содержание занятия:
I. Мотивационно - побудительный этап.
Здравствуйте, девчонки,
Здравствуйте, мальчишки,
Здравствуйте, гости дорогие.
Давно я вас жду – поджидаю
На занятие труда приглашаю.
II.Организационно-побудительный этап.
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на занятии. У каждого из вас на столе лежат карточки со словами. Разложите их так , чтобы получилось название нашего занятия.
- Тема нашего занятия:
«Способность к труду – главное качество человека».
- Как вы думаете, о чем мы будем с вами беседовать на занятии?
- Сегодня мы поговорим о труде, о его значении в жизни человека, о качествах человека труда.
III.Основная часть.
Чтение притчи К.Д.Ушинского «Два плуга».
- Как вы считаете все ли люди должны трудиться?
- Я хочу вам прочитать одну притчу К.Д.Ушинского «Два плуга».
Два плуга.
Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - отвечал тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
2. Беседа по прочитанному.
-Каким вы увидели плуг, который попал к земледельцу?
-Почему плуг, блестел, как серебро?
-Что случилось с плугом, который пролежал без дела?
- Кого подразумевает К.Д. Ушинский, говоря о плугах?
- Какой вывод можно сделать, прослушав притчу?
- Чему хотел научить вас автор?
- Не зря говорят: «Пока железо в работе, его и ржа (ржавчина) не берёт».
- Значит, для чего нужно трудиться?
3. Беседа о труде в семье.
- Что такое труд?
- У каждого человека врождённая потребность в действии, в активности. И эта активность должна приносить пользу.
- В Толковом словаре С.И. Ожегова такое объяснение:
«Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей
- Ребята, а как вас приучают в школе к труду? Прежде всего учеба – это труд и т. д.
- А как вас в вашей семье приучают к труду?
- А есть ли у вас дома, какие – то обязанности?
- Как трудятся в дружной семье?
- Как легче построить дом: одному или сообща?
(Один в поле не воин)
- В коллективном труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие.
4. «Кто не работает, тот и не ест».
- Счастливы те люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
Труду следует учиться всю жизнь. Наши предки – люди, жившие до нас, - умели трудиться по совести, в ладу с окружающей природой и друг с другом.
- Вы, наверное, слышали выражение «Кто не работает, тот не ест».
- Что оно значит?
( Значит, трудиться должны все.)
5. Работа по карточкам « Качества человека труда».
- Какие основные качества человека труда?
- Каким должен быть человек?
- Отметьте на карточках только те слова, которые являются качествами трудолюбивого человека.
Трудолюбие, честность, лень, добросовестность, сила, порядок, равнодушие, терпение, ловкость.
6. Работа в группах «Семена Добра».
- Как вы считаете, чтобы получилась хорошо любая работа, каким человеком нужно быть?
- Если вы хотите воспитать в себе это качество, возьмите на вооружение лозунг: «Ни дня без доброго дела!»
- Предлагаю вам «Перечень добрых дел»:
• Помощь старикам в хозяйственных делах.
• Защита и помощь младшим.
• Забота о родителях, помощь по дому.
• Работа в библиотеке по «лечению» книг.
• Посадка и охрана деревьев, кустарников,
цветов.
• Помощь одноклассникам в учении.
• Забота о заболевшем друге.
• Помощь воспитателям на занятиях.
• Уборка помещений центра и т. д
7. Игра «Собери пословицу»
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без хорошего труда нет плода.
Терпенье и труд все перетрут.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.
Не умел шить золотом, так бей молотом.
Сегодняшней работы назавтра не откладывай!
Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.
Кто не работает, тот не ест.
Была б лишь охота - наладится каждая работа.
Маленькое дело лучше большого безделья.
От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь.
В рабочее время - язык на засов.
Глаза страшатся, а руки делают.
Дело мастера боится.
Пчела трудится - для Бога свеча пригодится.
Встать раньше - шагнуть дальше.
Не ленись за плужком - будешь с пирожком.
8. Проявление трудолюбия в повседневной жизни.
Трудовая деятельность. Человек, с удовольствием выполняющий свою работу, трудолюбив.
Смена деятельности. Человек, предпочитающий смену рода занятий бездействию, демонстрирует трудолюбие.
Обучение. Человек, ответственно относящийся к учёбе, проявляет трудолюбие.
Ведение домашнего хозяйства. Трудолюбивый человек всегда содержит дом в порядке не по принуждению, а по собственному желанию.
Волонтёрство. Только трудолюбивый человек способен быть волонтёром, так как эта деятельность предполагает не столько финансовую, сколько нравственную отдачу.
Воспитание детей. Предоставляя детям самим выполнять несложную, доступную их возрасту работу, родители развивают их трудолюбие.
9. Анкета «Моя способность к труду».
После еды убираешь ли ты за собою грязную посуду?
Переодеваешься ли ты в домашнюю одежду?
Убираете ли вы одежду на место?
Разогреваете ли вы себе сами еду?
Готовите ли вы сами себе еду?
Вы сами стираете себе носки и другие мелкие вещи?
Вы сами гладите себе брюки?
Можете ли вы сами что-нибудь починить?
Имеете ли вы постоянное домашнее поручение?
Как вы поступаете когда не хочется что-либо делать?
Ответы:
Всегда /да/ -5 баллов,
Часто/заставляю/- 4 балла,
Редко/тяну время/-3 балла,
Не делаю/нет/- 0
10.«Как достичь трудолюбия».
- Давайте разработаем памятку «Как достичь трудолюбия».
Как достичь трудолюбия
Трудолюбие – важное качество характера человека, которое можно развить самовоспитанием и работой над собой.
Повышение квалификации. Зачастую видимые изменения к лучшему в качестве работы, которую способен делать человек, стимулируют его, помогая выработать трудолюбие.
Обучение. Процесс обучения помогает человеку развить трудолюбие.
«Задания самому себе». Психологическое упражнение для развития трудолюбия – в письменном виде ставить перед собой конкретные задачи (вскопать восемь грядок, перегладить 10 комплектов белья, и т.д.) и затем старательно их выполнять.
Оптимистичное отношение к труду. Одухотворение труда, увлечение самого себя процессом или результатами, которые труд принесёт, помогает формированию трудолюбия.
Заключительный этап.
- Напомните тему нашего занятия?
«Способность к труду – главное качество человека»
- Почему так говорят?
- Что бы вы хотели посоветовать своим друзьям после нашего занятия?
- Мне хочется вам пожелать, чтобы ваши руки были умелыми, трудолюбивыми, а сердце – добрым и умным.
Нитку вдеть для пальца – непосильный труд,
Но зато два пальца платьице сошьют,
Три в тетрадке нашей пишут хоть куда,
Десять – поле вспашут,
Строят города!