СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы формирования действия контроля у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представено несколько упражнений, направенных на развитие самоконтроля у первоклассника.

Просмотр содержимого документа
«Способы формирования действия контроля у младших школьников.»

Способы формирования действия контроля у младших школьников.

Шалева И.Л.

учитель начальных классов

МБОУ Гимназия №25 г. Иркутска

Самоконтроль – образует составную часть любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. С помощью самоконтроля человек осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде. Дети, поступающие в 1 класс, достаточно хорошо могут контролировать свое внешнее поведение, но еще не умеют толком держать под контролем свою умственную деятельность. Это связано с непониманием ими задач контроля и самооценки. Перед учителем встает важная задача: развить у учащихся умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания». Различают две формы самоконтроля:

- внешняя (осознаваемая) произвольная – формируется в школе; - внутренняя (автоматическая) непроизвольная – в школе формируются только элементы

Выделяют степени сформированности самоконтроля у учащихся:

Механизм самоконтроля развит в норме.






  • Ученик корректно осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти знание для работы; осознает этот процесс;

  • умеет перед началом работы спланировать её

  • умеет изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности

  • умеет осознанно чередовать формы контроля

  • умеет самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

Механизм самоконтроля в целом сформирован, но не доведен до совершенства.

Ученик совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и исправляет.

Механизм самоконтроля не сформирован.

Ученик совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, не осознает этого.


Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами". В 1 классе мы продолжаем развивать важный элемент самоконтроля - сличение своей работы с образцом; учим делать выводы (правильно выполнил, нашел ошибку и исправил).
Вот некоторые упражнения на начальном этапе для развития самоконтроля у детей. 1. Игра "Сделай так же".

Каждый ребенок должен собрать узор в соответствии с образцом (елочку из треугольников, узор из геометрических фигур). Задание может усложняться (цветом, количеством фигур).
Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.
2. Игра "Число-контролер".
Ученики получают карточки с примерами:

Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов равняется числу 10.
Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.
3. Игра "Сохрани в секрете"

Один называет разные слова, остальные четко повторяют. Но повторять, например, цвет - нельзя. Вместо этого - хлопни один раз в ладоши. (Варианты: нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р]; нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.).

4. Игра "Спрячь букву от буквоежки".

Ученик читает предложение, и прячет в круг букву А или другую. На второй раз проверяет и пропущенные отмечает в круг другим цветом. Желательно каждый раз фиксировать количество пропусков и отслеживать их уменьшение.

5. Можешь ли ты делать два дела сразу?
Читай рассказик про себя, но каждое второе слово произноси громко.
Правила чтения также можно менять (произносить вслух последнее слово в предложении; все слова, начинающиеся на звук [к]). Основная задача упражнений - научить ребенка длительное время руководствоваться правилом в процессе работы. Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, можно переходить к заданиям с одновременным использованием двух правил.


Формирование самоконтроля проходит в несколько этапов:


1. Ученик учиться понимать и принимать контроль со стороны учителя.

Учитель знакомит с нормами оценки знаний, умений; учит и напоминает, после какого объема работы необходим контроль; знакомит с разными видами проверки; предлагает ученику самому оценить свой труд и объяснить.

2. Ученик учиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

Обнаружить ошибку другого бывает легче, это дает возможность получить навык контроля, который затем перенесется на свою работу. Ученик учится задавать вопросы по существу, работать с заданиями – ловушками.

3. Ученик учится осуществлять наблюдение за своей работой (самопроверка, самокоррекция).

Ученик учится составлять план прочитанного – это способ самопроверки степени усвоения материала; вырабатывает привычку проверять свою работу (в процессе работы и по ее итогам).


Можно предложить такие способы формирования самоконтроля как:


  • Обучение проверке решения. Оно начинается с заданий – «Найди ошибку»

( Варианты предлагает вначале учитель: 2+3=5; 4-2=2; 5-3=3; 4+2=6; 5+2=7; 7+2=8. На втором этапе ребенок сам пишет несколько примеров так, чтобы одни были правильные, другие - нет. Листок откладывается на 2-3 дня, чтобы забылись написанные примеры, затем они проверяются так же, как раньше).

  • Сообщение способа проверки.

  • Сверка с образцом; повторное решение; решение обратной задачи; проверка полученных результатов по условию задачи; решение задачи различными способами; предложение задачи с неполными или избыточными данными.

  • Моделирование; примерная оценка искомых результатов; проверка на частном случае.

  • Предложение готового решения, которое является неверным.

  • Неполное выполнение задания, которое ученики должны закончить; задания с пробелами.


  • Задания - «ловушки» - преднамеренное допущение ошибки учителем на доске.


  • Упражнение: "Чтение грамотности", когда ребенок читает текст орфографически. Здесь важна регулярность, время работы для детей 6-10 лет-5-10 минут. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко, четко и не один раз. Со временем ученик сможет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные, так как тренированное сознание автоматически улавливает особенности их звучания.

  • Для контроля над правописанием совместно с учащимися разрабатывается алгоритм нахождения и квалификации орфографических ошибок. И если ребенок сумеет найти и квалифицировать собственную ошибку, он сможет понять причину ее появления и скорректировать свои дальнейшие действия.
    Самоисправления - это первая форма самоконтроля. Они должны всячески поощряться.

  • Использование памяток (закладывается привычка действовать по плану, осуществлять контроль за процессом деятельности).


При формировании и развитии контроля учащиеся учатся обнаруживать пробелы, ошибки и недочеты. Это указывает им направления приложения сил по совершенствованию своих знаний и умений; создает условия для последующего включения школьника в активную творческую деятельность



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!