СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы оформления и передачи прямой речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Способы оформления и передачи прямой речи»

1.2.Чем отличаются предложения друг от друга? «Язык есть вековой труд целого поколения», - сказал Владимир Иванович Даль. Владимир Иванович Даль сказал, что язык есть вековой труд целого поколения.

1.2.Чем отличаются предложения друг от друга?

  • «Язык есть вековой труд целого поколения», - сказал Владимир Иванович Даль.
  • Владимир Иванович Даль сказал, что язык есть вековой труд целого поколения.
3.4.Как вы понимаете смысл слов эпиграфа? Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.  Петроний, древнеримский писатель

3.4.Как вы понимаете смысл слов эпиграфа?

  • Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.

Петроний, древнеримский писатель

6.Подумайте и ответьте на вопросы:    1.ЧТО ТАКОЕ ПРЯМАЯ РЕЧЬ? 2.КАК СТРОЯТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ? 3.КАКИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ СТАВЯТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ?( схемы ). 4.КАКИЕ СЛОВА МОГУТ ВВОДИТЬ ПРЯМУЮ РЕЧЬ ?

6.Подумайте и ответьте на вопросы:

1.ЧТО ТАКОЕ ПРЯМАЯ РЕЧЬ?

2.КАК СТРОЯТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ?

3.КАКИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ СТАВЯТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ?( схемы ).

4.КАКИЕ СЛОВА МОГУТ ВВОДИТЬ ПРЯМУЮ РЕЧЬ ?

Прямая речь – это  точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс или написал .

Прямая речь – это

точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс или написал .

Предложения с прямой речью  состоят из слов автора и собственно прямой речи.

Предложения с прямой речью

состоят из слов автора и собственно прямой речи.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью. На письме прямая речь заключается в кавычки. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы. Если слова автора стоят после прямой речи, они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы, а вместо точки после прямой речи ставится запятая.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

  • На письме прямая речь заключается в кавычки.
  • Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы.
  • Если слова автора стоят после прямой речи, они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы, а вместо точки после прямой речи ставится запятая.
7.Схемы предложений с прямой речью. А: «П». «П», - а. А: «П?» «П!» - а. А: «П!» «П?» - а. «П,-а.-П.!?» «П,?!-а.-П.!?»

7.Схемы предложений с прямой речью.

  • А: «П». «П», - а.
  • А: «П?» «П!» - а.
  • А: «П!» «П?» - а.
  • «П,-а.-П.!?» «П,?!-а.-П.!?»
8.Авторские слова, вводящие прямую речь:  сказал, подумал, попросил, написал, прочитал, шепнул, воскликнул, произнёс, проговорил, ответил, крикнул, объявил, объяснил, заметил, проворчал, буркнул. . .

8.Авторские слова, вводящие прямую речь:

сказал, подумал, попросил, написал, прочитал, шепнул, воскликнул, произнёс, проговорил, ответил, крикнул, объявил, объяснил, заметил, проворчал, буркнул. . .

9.Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью: Максим Горький писал Хорошая книга – просто праздник . Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил он. Писатель советовал людям Любите книгу, она облегчит вам жизнь . Читайте! Читайте! Читайте! восклицал Константин Георгиевич Паустовский.

9.Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью:

  • Максим Горький писал Хорошая книга – просто праздник .
  • Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил он.
  • Писатель советовал людям Любите книгу, она облегчит вам жизнь .
  • Читайте! Читайте! Читайте! восклицал Константин Георгиевич Паустовский.
Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью (проверка). Максим Горький писал: «Хорошая книга – просто праздник». «Всем хорошим во мне я обязан книгам», - говорил он. Писатель советовал людям: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь». «Читайте! Читайте! Читайте!» - восклицал Константин Георгиевич Паустовский.

Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью (проверка).

  • Максим Горький писал: «Хорошая книга – просто праздник».
  • «Всем хорошим во мне я обязан книгам», - говорил он.
  • Писатель советовал людям: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь».
  • «Читайте! Читайте! Читайте!» - восклицал Константин Георгиевич Паустовский.
10.Игра «Найди ошибку». А «П». А: П? А П! «П» - а.  П! - а.  П? а.

10.Игра «Найди ошибку».

  • А «П».
  • А: П?
  • А П!
  • «П» - а.
  • П! - а.
  • П? а.
Игра «Найди ошибку» (проверка). А: «П». А: «П?» А: «П!» «П», - а. «П!» - а. «П?» - а.

Игра «Найди ошибку» (проверка).

  • А: «П».
  • А: «П?»
  • А: «П!»
  • «П», - а.
  • «П!» - а.
  • «П?» - а.
11.Работа с текстом. Я поб..жал в св..тлицу. Двери были заперты. Я постучался. Кто там? спр..сила Палаша. Я назвался. Милый г..л..сок Марьи Ивановны раздался из-за дв..рей Погодите, Пётр Андреич. Я переодеваюсь. Ступайте к Акулине Памфиловне. Я пов..новался и пошёл в дом отца Герасима. Он и попадья выб..жали ко мне навстречу. Здравствуйте, Пётр Андреич, привёл Бог опять увидеться прог..ворила попадья.   КТО ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРОМ ЭТИХ СТРОК ?

11.Работа с текстом.

  • Я поб..жал в св..тлицу. Двери были заперты. Я постучался. Кто там? спр..сила Палаша. Я назвался. Милый г..л..сок Марьи Ивановны раздался из-за дв..рей Погодите, Пётр Андреич. Я переодеваюсь. Ступайте к Акулине Памфиловне. Я пов..новался и пошёл в дом отца Герасима. Он и попадья выб..жали ко мне навстречу. Здравствуйте, Пётр Андреич, привёл Бог опять увидеться прог..ворила попадья.

  • КТО ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРОМ ЭТИХ СТРОК ?
Александр Сергеевич Пушкин.  Повесть «Капитанская дочка».

Александр Сергеевич Пушкин.

Повесть

«Капитанская дочка».

Безударные гласные в корне слова.  Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударная стала ударной.

Безударные гласные в корне слова.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударная стала ударной.

Работа с текстом (проверка).  Я побежал в светлицу. Двери были заперты. Я постучался. «Кто там?» - спросила Палаша. Я назвался. Милый голосок Марьи Ивановны раздался из-за дверей: «Погодите, Пётр Андреич. Я переодеваюсь. Ступайте к Акулине Памфиловне». Я повиновался и пошёл в дом отца Герасима. Он и попадья выбежали ко мне навстречу. «Здравствуйте, Пётр Андреич, привёл Бог опять увидеться», - проговорила попадья.

Работа с текстом (проверка).

Я побежал в светлицу. Двери были заперты. Я постучался. «Кто там?» - спросила Палаша. Я назвался. Милый голосок Марьи Ивановны раздался из-за дверей: «Погодите, Пётр Андреич. Я переодеваюсь. Ступайте к Акулине Памфиловне». Я повиновался и пошёл в дом отца Герасима. Он и попадья выбежали ко мне навстречу. «Здравствуйте, Пётр Андреич, привёл Бог опять увидеться», - проговорила попадья.

12.Схемы предложений с прямой речью по тексту (проверка). «П?» - а. А: «П». «П», - а.

12.Схемы предложений с прямой речью по тексту (проверка).

  • «П?» - а.
  • А: «П».
  • «П», - а.
13.14.Подумайте и ответьте на вопросы: 1.Как прямую речь можно заменить косвенной? 2. Что представляют собой по форме предложения с косвенной речью?

13.14.Подумайте и ответьте на вопросы:

1.Как прямую речь можно заменить косвенной?

2. Что представляют собой по форме предложения с косвенной речью?

15.16.Замените прямую речь косвенной:   «Ребята,вы были на выставке керамики?»- спросила учительница. 2. «Возможно,я летом поеду в деревню»,-сказала Мария. 3. «Помоги,пожалуйста,решить задачу»,-попросил меня Никита.

15.16.Замените прямую речь косвенной:

  • «Ребята,вы были на выставке керамики?»- спросила учительница.

2. «Возможно,я летом поеду в деревню»,-сказала Мария.

3. «Помоги,пожалуйста,решить задачу»,-попросил меня Никита.

Контрольный тест  для учащихся 9 класса Тема: «Предложения с чужой речью»

Контрольный тест для учащихся 9 класса

Тема:

«Предложения с чужой речью»

1. Чужая речь неправильно оформлена в предложении:    Польский юморист Ежи Лец писал , что «Тот , кто не разбирается ни в чём , может взяться за что угодно». 2) «Посмотрите на него : не правда ли , в нём что-то есть?» - говорила она своим друзьям. 3) Авраам Линкольн утверждал : «Книги напоминают человеку , что его оригинальные мысли не так уж новы».

1. Чужая речь неправильно оформлена в предложении:

  • Польский юморист Ежи Лец писал , что «Тот , кто не разбирается ни в чём , может взяться за что угодно».

2) «Посмотрите на него : не правда ли , в нём что-то есть?» - говорила она своим друзьям.

3) Авраам Линкольн утверждал : «Книги напоминают человеку , что его оригинальные мысли не так уж новы».

2. Чужая речь неправильно оформлена в предложении: 1) Эразм Роттердамский , разговевшись в Великий пост , заметил , что «моя душа- убеждённая католичка , но желудок , увы , протестант». 2) По мнению Ларошфуко , «величайшее чудо любви состоит в том , что она излечивает от кокетства». 3) «Милый мой метр-д ` отель!» , - говорила Ольга Ивановна , всплескивая руками от восторга.

2. Чужая речь неправильно оформлена в предложении:

1) Эразм Роттердамский , разговевшись в Великий пост , заметил , что «моя душа- убеждённая католичка , но желудок , увы , протестант».

2) По мнению Ларошфуко , «величайшее чудо любви состоит в том , что она излечивает от кокетства».

3) «Милый мой метр-д ` отель!» , - говорила Ольга Ивановна , всплескивая руками от восторга.

3. Чужая речь неправильно оформлена в предложении   1) Один писатель пошутил , что «обложка- самая увлекательная часть моих книг». 2) «Что вам угодно?» спросил актёр басом. 3) Как считал Виктор Гюго , «свобода начинается с иронии».

3. Чужая речь неправильно оформлена в предложении

1) Один писатель пошутил , что «обложка- самая увлекательная часть моих книг».

2) «Что вам угодно?» спросил актёр басом.

3) Как считал Виктор Гюго , «свобода начинается с иронии».

4. Чужая речь неправильно оформлена  в предложении:   1) «Это мучительно!»- процедил сквозь зубы художник и вскочил. 2) Гете как-то сказал , что есть книги , из которых «можно узнать обо всём и ничего не понять». 3) По мнению художника Карла Брюллова : « Искусство начинается там , где начинается чуть-чуть».

4. Чужая речь неправильно оформлена в предложении:

1) «Это мучительно!»- процедил сквозь зубы художник и вскочил.

2) Гете как-то сказал , что есть книги , из которых «можно узнать обо всём и ничего не понять».

3) По мнению художника Карла Брюллова : « Искусство начинается там , где начинается чуть-чуть».

5. Чужая речь неправильно оформлена в предложении:   1) Известный афоризм гласит , что : «Детская ложь и искренность взрослых - два недостатка , которые не прощаются». 2) Каждый вечер он подходил к мясному отделу и спрашивал скучающего детинушку в халате- «А вырезки что , опять нет?». 3) По мнению А.Франса , «ирония – последняя стадия разочарования».

5. Чужая речь неправильно оформлена в предложении:

1) Известный афоризм гласит , что : «Детская ложь и искренность взрослых - два недостатка , которые не прощаются».

2) Каждый вечер он подходил к мясному отделу и спрашивал скучающего детинушку в халате- «А вырезки что , опять нет?».

3) По мнению А.Франса , «ирония – последняя стадия разочарования».

6. Чужая речь неправильно оформлена в предложении:   1) Мандельштам писал , что : «У интеллигента не биография , а список прочитанных книг». 2) Как сказал Гете , «кто не знает чужих языков , тот не знает ничего о своём». 3) «И откуда к нам экой прохвост выискался!»- говорили обыватели.

6. Чужая речь неправильно оформлена в предложении:

1) Мандельштам писал , что : «У интеллигента не биография , а список прочитанных книг».

2) Как сказал Гете , «кто не знает чужих языков , тот не знает ничего о своём».

3) «И откуда к нам экой прохвост выискался!»- говорили обыватели.

7. Чужая речь неправильно оформлена в предложении:   1) Один юморист точно заметил , что : «Хам остаётся хамом , даже когда извиняется». 2) «Зачинщики- вперёд!» скомандовал градоначальник. 3) Джон Осборн призывал никогда не верить «зеркалам и газетам».

7. Чужая речь неправильно оформлена в предложении:

1) Один юморист точно заметил , что : «Хам остаётся хамом , даже когда извиняется».

2) «Зачинщики- вперёд!» скомандовал градоначальник.

3) Джон Осборн призывал никогда не верить «зеркалам и газетам».

8. Чужая речь неправильно оформлена в предложении:   1) По словам Даниила Хармса , «лучше быть здоровым , но богатым , чем бедным , но больным». 2) Известен афоризм Сократа , где он утверждал , что «Я знаю , что я ничего не знаю». 3) «Принимаете ли горчицу?» внятно спросил он , стараясь устранить из голоса угрожающие ноты.

8. Чужая речь неправильно оформлена в предложении:

1) По словам Даниила Хармса , «лучше быть здоровым , но богатым , чем бедным , но больным».

2) Известен афоризм Сократа , где он утверждал , что «Я знаю , что я ничего не знаю».

3) «Принимаете ли горчицу?» внятно спросил он , стараясь устранить из голоса угрожающие ноты.

9. Чужая речь неправильно оформлена в предложении:   1) Один юморист , перефразировав известное изречение , сказал , что «не так страшен закон , как его толкуют». 2) По мнению А. Чехова : «У бедных просить легче , чем у богатых». 3) «Не узнал» , укоризненно протянул пришелец.

9. Чужая речь неправильно оформлена в предложении:

1) Один юморист , перефразировав известное изречение , сказал , что «не так страшен закон , как его толкуют».

2) По мнению А. Чехова : «У бедных просить легче , чем у богатых».

3) «Не узнал» , укоризненно протянул пришелец.

10. Чужая речь неправильно оформлена в предложении:   1 ) Капитан поднял на него холодное правоохранительное лицо и спросил «Вы отдаёте себе отчёт?» 2) Французское изречение гласит , что : «Отдав деньги другу , теряешь друга и деньги». 3) Как писал Вольтер , «свобода состоит в том , чтобы зависеть только от законов».

10. Чужая речь неправильно оформлена в предложении:

1 ) Капитан поднял на него холодное правоохранительное лицо и спросил «Вы отдаёте себе отчёт?»

2) Французское изречение гласит , что : «Отдав деньги другу , теряешь друга и деньги».

3) Как писал Вольтер , «свобода состоит в том , чтобы зависеть только от законов».

Проверь работу    1- 1  2- 1,3 .  3- 1,2 .  4- 3 .  5- 1,2 .  6- 1 .  7- 1,2 .  8- 2,3 .  9- 2,3 .  10- 1,2 .

Проверь работу

1- 1 2- 1,3 . 3- 1,2 . 4- 3 . 5- 1,2 . 6- 1 . 7- 1,2 . 8- 2,3 . 9- 2,3 . 10- 1,2 .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя