СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы отбора корней на заданном промежутке тригонометрических уравнений.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

При отборе корней в процессе решения тригонометрических уравнений обычно используют один из следующих способов.

● Арифметический способ:

а) непосредственная подстановка полученных корней в уравнение и имеющиеся ограничения;

 б) перебор значений целочисленного параметра и вычисление корней.

● Алгебраический способ:

 а) решение неравенства относительно неизвестного целочисленного параметра и вычисление корней;

б) исследование уравнения с двумя целочисленными параметрами.

● Геометрический способ:

а) изображение корней на тригонометрической окружности с последующим отбором и учетом имеющихся ограничений;

б) изображение корней на числовой прямой с последующим отбором и учетом имеющихся ограничений.

● Функционально-графический способ:

выбор корней с помощью графика простейшей тригонометрической функции.

Просмотр содержимого документа
«Способы отбора корней на заданном промежутке тригонометрических уравнений.»

Способы отбора корней на заданном промежутке тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ. Учитель математики МАОУ «ССОШ№2» Королева Елена Ивановна

Способы отбора корней на заданном промежутке тригонометрических уравнений.

Подготовка к ЕГЭ.

Учитель математики

МАОУ «ССОШ№2»

Королева Елена Ивановна

Обязательный минимум знаний sin x = a , -1  a  1 (  a    1) x = arcsin a + 2  n, n  Z x =  - arcsin a + 2  n, n  Z sin x = 0 x =  k, k  Z sin x = 1 sin x = - 1 x =  /2 + 2  k, k  Z x = -  /2 + 2  k, k  Z y y y x x x

Обязательный минимум знаний

sin x = a , -1  a  1 (  a   1)

x = arcsin a + 2  n, n  Z

x =  - arcsin a + 2  n, n  Z

sin x = 0

x =  k, k  Z

sin x = 1

sin x = - 1

x =  /2 + 2  k, k  Z

x = -  /2 + 2  k, k  Z

y

y

y

x

x

x

Обязательный минимум знаний cos x = a , -1  a  1 (  a    1) x =  arccos a + 2  n, n  Z arccos (- a) =  - arccos a cos x = 0 x =  /2 +  k, k  Z cos x = 1 cos x = - 1 x = 2  k, k  Z x =  + 2  k, k  Z  y y y x x x

Обязательный минимум знаний

cos x = a , -1  a  1 (  a   1)

x =  arccos a + 2  n, n  Z

arccos (- a) = - arccos a

cos x = 0

x =  /2 +  k, k  Z

cos x = 1

cos x = - 1

x = 2  k, k  Z

x =  + 2  k, k  Z

y

y

y

x

x

x

Обязательный минимум знаний tg x = a , a  R ctg x = a , a  R x = arctg a +  n, n  Z x = arcctg a +  n, n  Z arctg (- a) = - arctg a arctg (- a) =   - arctg a

Обязательный минимум знаний

tg x = a , a  R

ctg x = a , a  R

x = arctg a +  n, n  Z

x = arcctg a +  n, n  Z

arctg (- a) = - arctg a

arctg (- a) = - arctg a

Рекомендации по решению тригонометрических уравнений Свести уравнение к простейшему Некоторые методы решения тригонометрических уравнений Применение тригонометрических формул Использование формул сокращённого умножения Разложение на множители Сведение к квадратному уравнению относительно sin x, cos x, tg x Введением вспомогательного аргумента Делением обеих частей однородного уравнения первой степени  ( asin x +bcosx = 0 ) на cos x Делением обеих частей однородного уравнения второй степени  (a sin 2 x +bsin x cos x+ c cos 2 x =0) на cos 2 x

Рекомендации по решению тригонометрических уравнений

  • Свести уравнение к простейшему

Некоторые методы решения

тригонометрических уравнений

  • Применение тригонометрических формул
  • Использование формул сокращённого умножения
  • Разложение на множители
  • Сведение к квадратному уравнению относительно sin x, cos x, tg x
  • Введением вспомогательного аргумента
  • Делением обеих частей однородного уравнения первой степени ( asin x +bcosx = 0 ) на cos x
  • Делением обеих частей однородного уравнения второй степени (a sin 2 x +bsin x cos x+ c cos 2 x =0) на cos 2 x
При отборе корней в процессе решения тригонометрических уравнений обычно используют один из следующих способов. ● Арифметический способ: а) непосредственная подстановка полученных корней в уравнение и имеющиеся ограничения;  б) перебор значений целочисленного параметра и вычисление корней. ● Алгебраический способ :  а) решение неравенства относительно неизвестного целочисленного параметра и вычисление корней; б) исследование уравнения с двумя целочисленными параметрами. ● Геометрический способ: а) изображение корней на тригонометрической окружности с последующим отбором и учетом имеющихся ограничений; б) изображение корней на числовой прямой с последующим отбором и учетом имеющихся ограничений. ● Функционально-графический способ: выбор корней с помощью графика простейшей тригонометрической функции.

При отборе корней в процессе решения тригонометрических уравнений обычно используют один из следующих способов.

Арифметический способ:

а) непосредственная подстановка полученных корней в уравнение и имеющиеся ограничения;

б) перебор значений целочисленного параметра и вычисление корней.

Алгебраический способ :

а) решение неравенства относительно неизвестного целочисленного параметра и вычисление корней;

б) исследование уравнения с двумя целочисленными параметрами.

Геометрический способ:

а) изображение корней на тригонометрической окружности с последующим отбором и учетом имеющихся ограничений;

б) изображение корней на числовой прямой с последующим отбором и учетом имеющихся ограничений.

Функционально-графический способ:

выбор корней с помощью графика простейшей тригонометрической функции.

Найти корни уравнения, принадлежащие данному промежутку (арифметический, метод перебора). sin 3x = √3/2, x  [-  /2;  /2] 3x = ( – 1) k   /3 +  k, k  Z x = ( – 1) k   /9 +  k/3, k  Z Отберём корни с помощью перебора значений k: k = 0, x =  /9 – принадлежит промежутку k = 1, x = –  /9 +  /3 = 2  /9 – принадлежит промежутку k = 2, x =  /9 + 2  /3 = 7  /9 – не принадлежит промежутку k = – 1, x = –  /9 –  /3 = – 4  /9 – принадлежит промежутку k = – 2, x =  /9 – 2  /3 = – 5  /9 – не принадлежит промежутку Ответ : -4  /9;  /9; 2  /9

Найти корни уравнения, принадлежащие данному промежутку (арифметический, метод перебора).

sin 3x = √3/2, x [- /2; /2]

3x = ( – 1) k  /3 +  k, k  Z

x = (1) k /9 + k/3, k Z

Отберём корни с помощью перебора значений k:

k = 0, x = /9 – принадлежит промежутку

k = 1, x = –  /9 +  /3 = 2 /9 – принадлежит промежутку

k = 2, x =  /9 + 2  /3 = 7  /9 – не принадлежит промежутку

k = – 1, x = –  /9 –  /3 = – 4 /9 – принадлежит промежутку

k = – 2, x =  /9 – 2  /3 = – 5  /9 – не принадлежит промежутку

Ответ : -4 /9; /9; 2 /9

Найти корни уравнения, принадлежащие данному промежутку ( с помощью неравенства) tg 3x = – 1 , x  (-  /2;  ) 3x = –  /4 +  n, n  Z x = –   /12 +  n/3, n  Z Отберём корни с помощью неравенства: n = – 1, x = –  /12 –  /3 = – 5  /12 n = 0, x = –  /12 n = 1, x = –  /12 +  /3 =  /4 n = 2, x = –  /12 + 2  /3 = 7  /12 n = 3, x = –  /12 +  = 11  /12 –  /2 –   /12 +  n/3 – 1/2 – 1/2 + 1/12 – 5/12 – 5/4 n = – 1; 0; 1; 2; 3 Ответ:  –  5  /12; –  /12;  /4; 7  /12; 11  /12

Найти корни уравнения, принадлежащие данному промежутку ( с помощью неравенства)

tg 3x = – 1 , x (- /2; )

3x = –  /4 +  n, n  Z

x = – /12 + n/3, n Z

Отберём корни с помощью неравенства:

n = – 1, x = –  /12 –  /3 = – 5  /12

n = 0, x = –  /12

n = 1, x = –  /12 +  /3 =  /4

n = 2, x = –  /12 + 2  /3 = 7  /12

n = 3, x = –  /12 +  = 11  /12

–  /2 – /12 + n/3

– 1/2

– 1/2 + 1/12

– 5/12

– 5/4

n = – 1; 0; 1; 2; 3

Ответ: 5 /12; – /12; /4; 7 /12; 11 /12

Найти корни уравнения, принадлежащие данному промежутку ( с помощью графика) cos x = – √2/2, x  [ – 4; 5  /4] x =  arccos (– √2/2) + 2  n, n  Z x =  3  /4 + 2  n, n  Z Отберём корни с помощью графика: x = –  /2 –  /4 = – 3  /4; x = –  –  /4 = – 5  /4 Ответ:    5  /4;  3  /4

Найти корни уравнения, принадлежащие данному промежутку ( с помощью графика)

cos x =√2/2, x [4; 5 /4]

x =  arccos (– √2/2) + 2  n, n  Z

x = 3 /4 + 2 n, n Z

Отберём корни с помощью графика:

x = –  /2 –  /4 = – 3  /4; x = –  –  /4 = – 5  /4

Ответ: 5 /4; 3 /4

Проведем отбор корней на отрезке [3  ; 9  2]  (с помощью графиков) sin x = ½ Построим графики функций y = sin x и y = ½ x = 4  +  /6 = 25  /6 Ответ: а) x1 =  /6 + 2  k, k  Z  x2 = 5  /6 + 2  k, k  Z  б)  25  /6

Проведем отбор корней на отрезке [3 ; 9  2] (с помощью графиков)

sin x = ½

Построим графики функций y = sin x и y = ½

x = 4  +  /6 = 25 /6

Ответ: а) x1 = /6 + 2 k, k Z

x2 = 5 /6 + 2 k, k Z

б) 25 /6

Решить уравнение 7 2cosx = 49 sin2x  и указать его корни на отрезке [  ; 5  /2] Проведём отбор корней с помощью тригонометрической окружности: Решим уравнение: 7 2cosx = 49 sin2x, 7 2cosx = 7 2sin2x, 2cos x = 2sin 2x, cos x – 2 sinx cosx = 0, cos x (1 – 2sinx) = 0, cos x = 0 , x =  /2 +  k, k  Z или 1 – 2sinx = 0, sin x = ½, x =  /6 + 2  k, k  Z x = 5  /6 + 2  k, k  Z x = 2  +  /6 = 13  /6 Ответ:  а)  /2 +  k, k  Z, x1 =  /6 + 2  k, k  Z; x2 = 5  /6 + 2  k, k  Z  б) 3  /2; 5  /2; 13  /6

Решить уравнение 7 2cosx = 49 sin2x и указать его корни на отрезке [ ; 5 /2]

Проведём отбор корней с помощью тригонометрической окружности:

Решим уравнение:

7 2cosx = 49 sin2x,

7 2cosx = 7 2sin2x,

2cos x = 2sin 2x,

cos x – 2 sinx cosx = 0,

cos x (1 – 2sinx) = 0,

cos x = 0 ,

x = /2 + k, k Z

или

1 – 2sinx = 0,

sin x = ½,

x = /6 + 2 k, k Z

x = 5 /6 + 2 k, k Z

x = 2  +  /6 = 13  /6

Ответ: а) /2 + k, k Z, x1 = /6 + 2 k, k Z; x2 = 5 /6 + 2 k, k Z

б) 3 /2; 5 /2; 13 /6

Функционально-графический способ:

Функционально-графический способ:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!