СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Способы проверки безударных гласных в корне слова" (УМК "Планета знаний").

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе по теме "Способы проверки безударных гласных в корне слова" (УМК "Планета знаний")

Просмотр содержимого документа
«"Способы проверки безударных гласных в корне слова" (УМК "Планета знаний").»

Тема урока русского языка в 3 классе "Способы проверки безударных гласных в корне слова" (УМК "Планета знаний").

Тип урока: комбинированный

Цель: развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне слова.

Задачи:

- сформировать способность к написанию проверяемых безударных гласных в корнях слов;

- актуализировать способность учащихся к выработке способа проверки двух безударных гласных в корнях слов;

- развивать самостоятельность мышления, внимание, орфографическую зоркость, речь.

Характеристика учебной деятельности учащихся: повторение и расширение способов проверки двух безударных гласных в слове: 1) подбор двух проверочных слов вечереет, колосок; 2) запоминание, сверка со словарём корова, молоко, колокол

Планируемый результат:

Предметные умения: выделять орфограммы в слове, подбирать проверочные слова под каждую орфограмму, грамотно записывать слова с двумя безударными гласными

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознавать алгоритм учебного действия, применять правила делового сотрудничества, способность к самооценке на основе критерия

Метапредметные:

Регулятивные:

- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;

Формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера допущенных ошибок, высказывать своё предположение.

Познавательные:

- освоение умения подбирать проверочные слова к словам с двумя безударными гласными;

Формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.

Коммуникативные:

- формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных задач;

- принимать на себя ответственность за результат своих действий;

- наблюдать за действиями партнёра, находить неточности и корректировать их.

Оборудование: учебник 3 класс, I часть "Русский язык" Желтовская Л.Я., Калинина О.Б., мультимедийная презентация

Межпредметные связи: русский язык – развитие речи – литературное чтение

Методическая характеристика урока:

Методы: частично-поисковый, репродуктивный, информационно-рецептивный

Приёмы: активизация познавательной деятельности детей, демонстрационно-тренировочный приём, запоминание графического состава слова, наблюдение и анализ орфограмм, беседа, упражнения, самостоятельная работа

Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах



Ход урока.

Этап урока

Содержание этапа

Результаты освоения уч.материала

1.

Мотивация к учебной деятельности

- Начинаем наш урок!

А чтобы он пошел вам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь думать, рассуждать.


Положительный настрой на урок, быстрое включение в работу



- Я хочу начать наш урок с высказывания Константина Георгиевича Паустовского: "Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни"
- Почему важно хорошо знать свой родной язык?

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш русский язык.

- Откройте тетради, запишите дату.

Мотивация к работе на уроке

Интерпретация смысла афоризма

2.

Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

- Начнём урок с истории, которая произошла с одним учеником (ученик читает стихотворение)

Вызвал внезапно учитель к доске.
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Все, что слегка подучил я вчера,
Все, как назло, позабыл до утра!
Громко учитель диктует «окно»,
Мелом пишу на доске я «акно».
Слышу, как шум поднимается в классе:
– Надо писать через о, через о!
Мел я в смущении крошу на куски…
Ох, опозорился я у доски!

- Почему ученик опозорился? Какое правило он не знал? (правописание безударных гласных в корне слова)

- А вы знаете это правило?

Эмоциональный настрой на тему урока

Оценка своих теоретических знаний

Способность воспроизвести правило написания слов с безударными гласными в корне слов

3.

Постановка учебной задачи

- Назовите тему урока (Правописание безударных гласных в корне слова)

- Запишите на строке чистописания, какие безударные гласные требуют проверки (проверка, оценка учителя, самооценка)

а о и е я

- Отгадайте загадку:

На соломинке дом.

Сто ребяток в нём. (Колос)

- Запишите отгадку с уменьшительно-ласкательным суффиксом (колосок)

- Решите орфографическую задачу (назовите гласные в слабой позиции, подберите проверочные слова: колос, колосья)

- Анализ названия общей темы

- Совершенствование написания букв с разными приёмами соединения



- Какие способы проверки безударных гласных вы знаете? (подбор однокоренного слова, формы слова)

- Уточните тему нашего урока (Способы проверки безударных гласных в корне слова)

- О чём загадка:

Не зовёт на перемену

И обратно на урок,

Потому что это просто

Голубой лесной цветок. (Колокольчик)

- Что скажете об этом слове? (многозначное: КОЛОКОЛЬЧИК (по С.И Ожегову) 1. Звонок в форме маленького колокола. 2. Ударный музыкальный инструмент - набор металлических пластинок, звук из которых извлекается ударами деревянных молоточков или при помощи механического устройства.

3. Травянистое растение с лиловыми или темно-голубыми цветками, по форме похожими на маленькие колокола.)

- Назовите безударные гласные, подберите проверочные слова: кОлокол, ?)

- Как называется гласная, которую нельзя проверить? (непроверяемая)

- Как не ошибиться в написании таких слов? (запоминать, уточнять в словаре, у учителя)

Поиск возможных способов решения в новых ситуациях, перенос известных способов решения (орфографических задач)

Участие в уточнении темы урока



- Соберите словарные слова:

оклокло (колокол), кроаов (корова), моокло (молоко)

- Что объединяет? (полногласные (старорусские) сочетания)

Учащиеся преобразовывают набор букв в слова с непроверяемыми гласными в корне, контролируют правильность выполнения задания

4.

Построение проекта решения учебной проблемы

- Предлагаю выполнить задание:

"Сп.шите, но только не сп.шите"

- Понятен ли вам мой совет? Почему? (пропущены буквы) На какую орфограмму?

- Вставьте пропущенные буквы, применяя правило проверки безударных гласных в корне слова (спИшите – пишет, письма; спЕшите – спешка)

- Пригодится ли вам на уроке мой совет.

- Для чего нужно знать правила проверки безударных гласных? (для грамотного письма)


Учащиеся определяют "ошибкоопасные места" в словах, дифференцируют по значению слова, одинаковые по звучанию, на основе значения точно подбирают проверочные слова для их грамотной записи



- Спишите словарные слова, обозначьте слабые позиции, подберите проверочные слова, где возможно.

Словарь: колокол, колокольчик, молоко, корова.

Запись новых словарных слов с выделением орфограмм



- Составьте предложения с новыми словарными словами, используя в одном предложении сразу 2 словарных слова.

(Корова даёт молоко. На шее коровы надет колокольчик.)

Учатся оформлять мысли в связанные высказывания - предложения



- Как называется колокольчик на шее коровы?

Тихо позванивают и словно болтают между собой колокольцы-ботало. Их надевают на коров, коз. Пастух спокоен: животные не потеряются.

Обсуждение информации о разновидности колоколов


Вывод:


5.

Реализация построенного проекта

На другой ст_р_не поля к_л_силась рожь.

У д_р_венского клуба т_лпилась м_л_дёжь.

- Как записать слова правильно? Вспомните алгоритм написания слов с безударными гласными в корне

1. Поставить ударение.

2. Подобрать однокоренные слова.

3. Выделить корень.

4. Подобрать проверочное слово (однокоренное или форму слова).

5. Записать слово правильно.


Построение алгоритма в правильной шаговой последовательности

Проговаривание алгоритма действий при выборе безударной гласной в корне слова



Физкультминутка


Оздоровление учащихся

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

В_ч_реет, д_р_гой, з_л_неть, б_р_да, п_л_сатый, д_р_вянный, г_л_ва, м_л_дой, ст_р_на, д_р_венский.

- Запишите слова, вставляя буквы безударных гласных корня.

- Какое слово является историческим "родственником" слова деревенский? (корень этого существительного тот же, что и в слове дерево, которое этимологически восходит к слову драть, что и дало первоначальное значение деревни - "место, очищенное от леса")

Подбор проверочных слов для каждого безударного гласного корня



"Имеется ли историческое родство между словами колодец, колокольчик, колобок, кольчуга, колокольня, колокол, колода?"

1. Лексическое значение слов

2.Наличие проверочного слова для безударных гласных в слове колокольчик среди исторических родственников

Лексическое значение

КОЛОДЕЦ

1. Укрепленная срубом узкая и глубокая яма для получения воды из водоносного слоя.

2. Глубокая вертикальная скважина для разных технических надобностей (спец.)

КОЛОКОЛЬЧИК

1. Звонок в форме маленького колокола.

2. Ударный музыкальный инструмент – набор металлических пластинок, звук из к-рых извлекается ударами деревянных молоточков или при помощи механического устройства.

3. Травянистое растение с лиловыми или темно-голубыми цветками, по форме похожими на маленькие колокола.

КОЛОБОК

Небольшой круглый хлебец.

КОЛЬЧУГА

Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец

КОЛОКОЛЬНЯ

Башня с колоколами на здании церкви или у церкви.

КОЛОКОЛ

1. Отлитый из медного сплава полый конус с языком, издающий громкий звон.

2.Конусообразный предмет для разных технических надобностей.

3.Ударныймузыкальный инструмент

КОЛОДА

1. Короткое толстое бревно.

2. Род деревянного корыта - бревно с выдолбленной серединой.

Наличие проверочного слова для безударных гласных в слове колокольчик среди исторических родственников


Слова КОЛОДЕЦ, КОЛОКОЛ, КОЛОКОЛЬНЯ, КОЛОБОК, КОЛЬЧУГА, КОЛОДА объединяет их общий исторический корень –КОЛО- в значении «круглое» Зная исторический корень, можно найти проверочное слово для непроверяемой безударной гласной.

КОЛОДЕЦ- кОлокол,окОлица.

Начало формы




Физкультминутка для глаз


Сохранение здоровья детей

7.

Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону

- Спишите, вставляя пропущенные буквы, записывая проверочные слова.

З_л_той - ____________ , хл_п_тать - ______________, м_л_ток - ______­­­_______ , к_р_шок - _______________ .

- Проверьте

Перенос и использование известного способа проверки безударных гласных в новых ситуациях

8.

Практическое закрепление опыта

На сцене в_с_лились куклы с д_р_вянным человечком.

Ст_ит над в_дою, тр_сёт б_р_дою.(Камыш)

- Вставьте пропущенные буквы, дайте на проверку товарищу

- Оцените работу товарища

Работают в паре, высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению товарища

9.

Рефлексия деятельности. Итог урока.

- Чему научились на уроке?

- Какие способы проверки безударной гласной в корне можете назвать?

- Что понравилось на уроке?

- Кого бы вы похвалили?

- Кому помогли?

- Что показалось сложным?

- Оцените свою работу и покажите товарищу:

Я всё сделал сам, со всеми заданиями справился, мне было интересно.

Я работал хорошо, но не всё получилось, мне было интересно, но трудно.

Я старался, но многое не вышло, я очень устал.

Учащиеся осмысливают результаты и процесс работы на уроке.

Учатся обобщать материалы собственных отдельных наблюдений. Соотносят внешнюю оценку с самооценкой.