- сформировать способность к написанию проверяемых безударных гласных в корнях слов;
- актуализировать способность учащихся к выработке способа проверки двух безударных гласных в корнях слов;
- развивать самостоятельность мышления, внимание, орфографическую зоркость, речь.
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;
Формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера допущенных ошибок, высказывать своё предположение.
Формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.
- формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных задач;
- наблюдать за действиями партнёра, находить неточности и корректировать их.
№ | Этап урока | Содержание этапа | Результаты освоения уч.материала |
1. | Мотивация к учебной деятельности | - Начинаем наш урок! А чтобы он пошел вам впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь думать, рассуждать. | Положительный настрой на урок, быстрое включение в работу |
| | - Я хочу начать наш урок с высказывания Константина Георгиевича Паустовского: "Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни" - Почему важно хорошо знать свой родной язык? - Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш русский язык. - Откройте тетради, запишите дату. | Мотивация к работе на уроке Интерпретация смысла афоризма |
2. | Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений | - Начнём урок с истории, которая произошла с одним учеником (ученик читает стихотворение) Вызвал внезапно учитель к доске. Вот и стою у доски я в тоске. Так неудобно стоять у доски, Словно ботинки мне стали узки. Все, что слегка подучил я вчера, Все, как назло, позабыл до утра! Громко учитель диктует «окно», Мелом пишу на доске я «акно». Слышу, как шум поднимается в классе: – Надо писать через о, через о! Мел я в смущении крошу на куски… Ох, опозорился я у доски! - Почему ученик опозорился? Какое правило он не знал? (правописание безударных гласных в корне слова) - А вы знаете это правило? | Эмоциональный настрой на тему урока Оценка своих теоретических знаний Способность воспроизвести правило написания слов с безударными гласными в корне слов |
3. | Постановка учебной задачи | - Назовите тему урока (Правописание безударных гласных в корне слова) - Запишите на строке чистописания, какие безударные гласные требуют проверки (проверка, оценка учителя, самооценка) а о и е я - Отгадайте загадку: На соломинке дом. Сто ребяток в нём. (Колос) - Запишите отгадку с уменьшительно-ласкательным суффиксом (колосок) - Решите орфографическую задачу (назовите гласные в слабой позиции, подберите проверочные слова: колос, колосья) | - Анализ названия общей темы - Совершенствование написания букв с разными приёмами соединения |
| | - Какие способы проверки безударных гласных вы знаете? (подбор однокоренного слова, формы слова) - Уточните тему нашего урока (Способы проверки безударных гласных в корне слова) - О чём загадка: Не зовёт на перемену И обратно на урок, Потому что это просто Голубой лесной цветок. (Колокольчик) - Что скажете об этом слове? (многозначное: КОЛОКОЛЬЧИК (по С.И Ожегову) 1. Звонок в форме маленького колокола. 2. Ударный музыкальный инструмент - набор металлических пластинок, звук из которых извлекается ударами деревянных молоточков или при помощи механического устройства. 3. Травянистое растение с лиловыми или темно-голубыми цветками, по форме похожими на маленькие колокола.) - Назовите безударные гласные, подберите проверочные слова: кОлокол, ?) - Как называется гласная, которую нельзя проверить? (непроверяемая) - Как не ошибиться в написании таких слов? (запоминать, уточнять в словаре, у учителя) | Поиск возможных способов решения в новых ситуациях, перенос известных способов решения (орфографических задач) Участие в уточнении темы урока |
| | - Соберите словарные слова: оклокло (колокол), кроаов (корова), моокло (молоко) - Что объединяет? (полногласные (старорусские) сочетания) | Учащиеся преобразовывают набор букв в слова с непроверяемыми гласными в корне, контролируют правильность выполнения задания |
4. | Построение проекта решения учебной проблемы | - Предлагаю выполнить задание: "Сп.шите, но только не сп.шите" - Понятен ли вам мой совет? Почему? (пропущены буквы) На какую орфограмму? - Вставьте пропущенные буквы, применяя правило проверки безударных гласных в корне слова (спИшите – пишет, письма; спЕшите – спешка) - Пригодится ли вам на уроке мой совет. - Для чего нужно знать правила проверки безударных гласных? (для грамотного письма) | Учащиеся определяют "ошибкоопасные места" в словах, дифференцируют по значению слова, одинаковые по звучанию, на основе значения точно подбирают проверочные слова для их грамотной записи |
| | - Спишите словарные слова, обозначьте слабые позиции, подберите проверочные слова, где возможно. Словарь: колокол, колокольчик, молоко, корова. | Запись новых словарных слов с выделением орфограмм |
| | - Составьте предложения с новыми словарными словами, используя в одном предложении сразу 2 словарных слова. (Корова даёт молоко. На шее коровы надет колокольчик.) | Учатся оформлять мысли в связанные высказывания - предложения |
| | - Как называется колокольчик на шее коровы? Тихо позванивают и словно болтают между собой колокольцы-ботало. Их надевают на коров, коз. Пастух спокоен: животные не потеряются. | Обсуждение информации о разновидности колоколов |
| Вывод: | | |
5. | Реализация построенного проекта | На другой ст_р_не поля к_л_силась рожь. У д_р_венского клуба т_лпилась м_л_дёжь. - Как записать слова правильно? Вспомните алгоритм написания слов с безударными гласными в корне 1. Поставить ударение. 2. Подобрать однокоренные слова. 3. Выделить корень. 4. Подобрать проверочное слово (однокоренное или форму слова). 5. Записать слово правильно. | Построение алгоритма в правильной шаговой последовательности Проговаривание алгоритма действий при выборе безударной гласной в корне слова |
| | Физкультминутка | Оздоровление учащихся |
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | В_ч_реет, д_р_гой, з_л_неть, б_р_да, п_л_сатый, д_р_вянный, г_л_ва, м_л_дой, ст_р_на, д_р_венский. - Запишите слова, вставляя буквы безударных гласных корня. - Какое слово является историческим "родственником" слова деревенский? (корень этого существительного тот же, что и в слове дерево, которое этимологически восходит к слову драть, что и дало первоначальное значение деревни - "место, очищенное от леса") | Подбор проверочных слов для каждого безударного гласного корня |
| | "Имеется ли историческое родство между словами колодец, колокольчик, колобок, кольчуга, колокольня, колокол, колода?" 1. Лексическое значение слов 2.Наличие проверочного слова для безударных гласных в слове колокольчик среди исторических родственников Лексическое значение КОЛОДЕЦ 1. Укрепленная срубом узкая и глубокая яма для получения воды из водоносного слоя. 2. Глубокая вертикальная скважина для разных технических надобностей (спец.) КОЛОКОЛЬЧИК 1. Звонок в форме маленького колокола. 2. Ударный музыкальный инструмент – набор металлических пластинок, звук из к-рых извлекается ударами деревянных молоточков или при помощи механического устройства. 3. Травянистое растение с лиловыми или темно-голубыми цветками, по форме похожими на маленькие колокола. КОЛОБОК Небольшой круглый хлебец. КОЛЬЧУГА Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец КОЛОКОЛЬНЯ Башня с колоколами на здании церкви или у церкви. КОЛОКОЛ 1. Отлитый из медного сплава полый конус с языком, издающий громкий звон. 2.Конусообразный предмет для разных технических надобностей. 3.Ударныймузыкальный инструмент КОЛОДА 1. Короткое толстое бревно. 2. Род деревянного корыта - бревно с выдолбленной серединой. Наличие проверочного слова для безударных гласных в слове колокольчик среди исторических родственников Слова КОЛОДЕЦ, КОЛОКОЛ, КОЛОКОЛЬНЯ, КОЛОБОК, КОЛЬЧУГА, КОЛОДА объединяет их общий исторический корень –КОЛО- в значении «круглое» Зная исторический корень, можно найти проверочное слово для непроверяемой безударной гласной. КОЛОДЕЦ- кОлокол,окОлица. | Начало формы |
| | Физкультминутка для глаз | Сохранение здоровья детей |
7. | Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону | - Спишите, вставляя пропущенные буквы, записывая проверочные слова. З_л_той - ____________ , хл_п_тать - ______________, м_л_ток - _____________ , к_р_шок - _______________ . - Проверьте | Перенос и использование известного способа проверки безударных гласных в новых ситуациях |
8. | Практическое закрепление опыта | На сцене в_с_лились куклы с д_р_вянным человечком. Ст_ит над в_дою, тр_сёт б_р_дою.(Камыш) - Вставьте пропущенные буквы, дайте на проверку товарищу - Оцените работу товарища | Работают в паре, высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению товарища |
9. | Рефлексия деятельности. Итог урока. | - Чему научились на уроке? - Какие способы проверки безударной гласной в корне можете назвать? - Что понравилось на уроке? - Кого бы вы похвалили? - Кому помогли? - Что показалось сложным? - Оцените свою работу и покажите товарищу: Я всё сделал сам, со всеми заданиями справился, мне было интересно. Я работал хорошо, но не всё получилось, мне было интересно, но трудно. Я старался, но многое не вышло, я очень устал. | Учащиеся осмысливают результаты и процесс работы на уроке. Учатся обобщать материалы собственных отдельных наблюдений. Соотносят внешнюю оценку с самооценкой. |