СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока- закрепление способа проверки безударных окончаний имен существительных. Разработка будет полезна не только учителям начальных классов, но и учителяем русского языка при повторении темы "Склонение существиельных".

Просмотр содержимого документа
««Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных»»

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество

Порохина Ольга Геннадьевна

Район

Невский

Место работы

ГБОУ школа 690

Должность

Учитель начальных классов


Общая информация

УМК

«Школа России»

Урок

Русский язык

Тема урока

«Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных»

Тип урока

Комплексное применение знаний и умений(закрепление изученного материала)

Цель, задачи

Цель:закрепление способа проверки безударных окончаний имен существительных;

Задачи: 1) развивать орфографическую зоркость в процессе работы с безударными окончаниями имен существительных;

2) закреплять алгоритм работы по проверке безударных окончаний имен существительных

3) развивать коммуникативные УУД: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, вести учебный диалог;

4) развивать регулятивные УУД: умение принимать, сохранять и реализовывать учебные цели, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности;

5) развивать познавательные УУД: умение выделять информацию, структурировать знания;

6) развивать личностные УУД: формировать мотивацию к изучению родного языка, воспитывать лингвистическую культуру, установление связей между целью учебной деятельности и ее мотивом.


Необходимое оборудование

Компьютер, интерактивная доска.

Дидактическое обеспечение

Учебник, тетради учащихся, наглядный и раздаточный материал.


Планируемые результаты урока


  • личностные

  • Воспитание лингвистической культуры; формирование мотивации к изучению родного языка.



  • предметные

  • Формирование грамматических и орфографических понятий, предопределённых дидактическими задачами урока.



  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

1) Познавательные УУД: умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать.

2) Коммуникативные УУД: умение кооперироваться в малую группу, вести учебный диалог в соответствии с задачами коммуникации.

3) Регулятивные УУД: умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности.



Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*




Литература и Интернет-ресурсы


Основная

  • Учебник В.П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 4 класс, 1 часть.



Дополнительная




Интернет-ресурсы




План урока с хронометражем 1.Организвционный этап (5 мин.); 2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, фиксация индивидуального затруднения, Актуализация знаний (10 мин.); 3. Физкультминутка (2 мин);

4. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (11 мин.);

5. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) и в измененной ситуации (конструктивные) (5 мин.); 6. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) (8 мин.); 7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.); 8. Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов) (2 мин.)


План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся



Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)


1. Организационный этап.

Этот этап предполагает настрой учащихся на плодотворную работу, вовлечение их в образовательный процесс.

Приемы: эмоциональный настрой на урок, увертюра (прием «музыка в подарок»), ситуация предположения. Учитель включает музыкальное сопровождение, как средство соединения грамматического и тематического наполнения урока. - Прозвенел звонок, нужно начинать урок. Проверьте свою готовность к труду. У вас на парте аккуратно лежат тетрадь, ручка, учебник т дневник. У кого все это есть, садитесь. Примите учебную позу, начинаем урок. (слайд 2)

- Ребята, вам знакома эта картинка?

- Как называется произведение, которое она иллюстрирует, и кто его автор? (слайд 3)

- Правильно, молодцы! Это сказка Владимира Федоровича Одоевского «Городок в табакерке». (слайд 4)

- Как вы думаете, чем эта сказка поможет нам на сегодняшнем уроке русского языка?

- Интересные предположения, а верны ли они, мы узнаем в конце урока. Сейчас давайте откроем тетради, запишем число, классная работа. (слайд 5)

Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей к уроку, правильность осанки при посадке, строят предположения, соединяя свой учебный опыт с поставленной задачей. Эмоциональное вхождение в урок.


1. Регулятивные: волевая саморегуляция;

2. Личностные: смыслообразование;

3. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.


2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, фиксация индивидуального затруднения, Актуализация знаний. - Главная мысль сказки «Городок в табакерке» заключается в том, что в мире все взаимосвязано.

- Проверим, так ли это на материале прошлых уроков.

- С чем связаны слова: «есть, нет, вижу, дать, доволен, думаю о»?

- Правильно, они помогают нам определить падеж. Слово «Нет» - связано с каким падежом? Слово «Доволен» » - помогает нам определить какой падеж?

- А теперь вопрос сложнее. Как связан мужской род существительных и окончание «а»? Что можно определить по окончанию «а» у существительных мужского рода?

- Следующий вопрос. Какие признаки связывают слова рожь и дочь? Приведите свои примеры существительных 3 склонения.

-А теперь вспомните, как связаны род и окончания существительных? Что можно определить, зная род и окончание существительного?

- Молодцы, ребята. Подведем мини-итог. Те, кто уверенно определяет падеж и склонение существительного, поднимите правую руку, а кто сомневается - левую. ... Рада, что вы усвоили такую важную тему. Тем же, кто неуверен пока в своих знаниях, я советую потренироваться дома и прийти на консультацию.

- Продолжаем работу (слайд 6, 7). По сюжету сказки папа подарил Мише чудесную черепаховую табакерку. Чтобы показать, как она устроена, папа приподнял крышку и Миша увидел многочисленные детали, создающие музыку. Итак, сказка учит быть наблюдательным, внимательным к мелочам. Проверим вашу наблюдательность.

- Внимательно посмотрите на иллюстрацию к сказке, найдите и запишите слова в три столбика: 1 скл., 2 скл., 3 скл.

- Проверяем. Молодцы, ребята, отлично потрудились.

- Давайте оценим свою работу. Те, кто записал все слова без ошибок, поставьте себе на полях – «3», кто допустил ошибку в написании слов, или написал слова не на все три спряжения – «2», а кто совсем не справился с работой, кому было сложно – «1».

- Где нам пригодится знание падежей и склонений существительных? Давайте повторим алгоритм определения склонения существительных. (слайд 8)


Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания в тетради 1. Познавательные: структурирование знаний;

2. Регулятивные: контроль и коррекция;

3. Личностные: самоопределение:

4. Коммуникативные: учебное сотрудничество.


3.Физкультминутка Сказка продолжается. «Миша долго всматривался в табакерку и неожиданно увидел серебряного мальчика в золотой юбочке, который позвал его за собой». (слайд 9, 10) Выполняют упражнения под музыку


4. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

- Мальчик отправился дальше и увидел много звонких мальчиков-колокольчиков. (слайд 11), которые пожаловались Мише, что молоточки их постоянно постукивают. Мальчик решил разобраться и пришел к принцессе Пружинке (слайд 12). А она ответила, что иначе не было бы такой красивой музыки. Таким образом, сказка учит нас тому, что прежде чем делать выводы, нужно проанализировать ситуацию. Только в этом случае можно понять истинную суть вещей.

-Тема нашего урока также позволяет нам заглянуть глубже в языковые явления.

Внимание на доску (слайд 13).

По узкой дорожк... Миша побежал к рек… . Там, переливаясь в серебр..., мальчики-колокольчики танцевали на солнышк.... До самой полноч… дядька-молоточек таял от любв....

Задание.

- Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Пользуйтесь вашими знаниями и таблицей. Объясните, почему вы вставили такую букву (укажите род, падеж, склонение).

- Проверяем. Молодцы. Давайте оценим свою работу (слайд 14).

- Ребята, а какую особенность вы заметили, когда определяли окончания?

- Действительно. Некоторые окончания не требовали проверки, они были ударными.

- А что делать, если окончание безударное?

- Это и есть тема нашего урока: закрепление способов проверки безударных падежных окончаний существительных.

- Откройте учебник на странице 103, внимательно проанализируйте таблицу и прочитайте о способах проверки безударных падежных окончаний существительных.

- Расскажите о способах проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

(слайд 15)


Учащиеся выполняют задание в тетради, а 3 человека (по 1 предложению) комментируют с места.


1. Познавательные: развитие мыслительных операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; повторяются способы действий;

2. Регулятивные: целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке;

3. Личностные: смыслообразование;

















5. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) и в измененной ситуации (конструктивные). Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.


(Слайд 16)

Работа с алгоритмом проверки безударных падежных окончаний существительных.





Учащиеся тренируются в нахождении окончаний существительных.

1. Познавательные: поиск информации;

2. Регулятивные: прогнозирование;

3. Коммуникативные: планирование;




6. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания.) Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач в нестандартной ситуации с их проговариванием во внешней речи и использованием заданий, требующих интеллектуальной активности.

(слайд 17)

Безударные падежные окончания существительных (learningapps.org)


- Кто был внимательным, кто запомнил слова с доски, запишите по три слова в тетрадь, укажите ударение.

- Попробуем снова оценить свою работу:

кто вспомнил три слова, поставьте себе на полях – «3», кто только два – «2», а кто записал только одно, кому было сложно – «1» (слайд 18).

Посчитайте свои баллы. ….

- 9-8 баллов – ваша отметка за урок «5»;

- 7-6 баллов – ваша отметка за урок «4»;

- 5 баллов – ваша отметка за урок «3»;

Ну а те, кто 4 балла и меньше, нужна срочная консультация (слайд 19).

Учащиеся поочереди выполняют задание игры, с использованием интерактивной доски.

1. Познавательные: моделирование, структурирование знаний;



7. Информация о домашнем задании. Этап предполагает включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного, формирование навыков и умений самостоятельной деятельности.

Тренировку по проверке безударных падежных окончаний существительных вы продолжите дома. Для этого вы повторите правило на стр.103 и выполните упражнение 183 (слайд 20)

Учащиеся записывают задание в дневник.

1. Познавательные: структурирование знаний;

2. Регулятивные: планирование;



8. Рефлексия. Этап предполагает соотнесение целей и результатов учебной деятельности и фиксацию их соответствия.

- Музыка оборвалась, мальчик и проснулся. Миша рассказал о своем сне отцу. Папа улыбнулся и сказал, что для того чтобы знать как играет музыка в табакерке, нужно много учиться.

И нам, ребята, нужно много учиться, чтобы постичь все тайны русского языка.

- И сегодняшний урок не исключение: мы закрепили знания о способах проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

- Ну что, помогла нам сказка закрепить материал? Верны были ваши предположения? Как вы сейчас ответите на этот вопрос? (слайд 21)


- Волшебной шкатулки у нас нет, она осталась в сказке, но мы создадим свою музыку в стиле «Хлоп-топ».

- Кто усвоил материал и не сомневается в своих знаниях – хлопнете над головой в ладоши, у кого небольшие сомнения – пошумите ладошками. Ну а кому нужно повторить – топните ногами.

- Спасибо за урок. Отдыхайте.



Участвуют в коллективном самоанализе и самооценке.


1. Познавательные: структурирование знаний;

2. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!