Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Новокузнецк
Петрушина Галина Николаевна
Педагог дополнительного образования
Методическая разработка занятия
«Способы распространения плодов и семян»
Аннотация: Методическая разработка занятия на тему «Способы распространения плодов и семян» предназначена в помощь педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов. В ней в доступной для детей начальных классов форме дается представление о способах распространения плодов и семян. Занятие включает беседу, ГРУ кроссворд, загадки.
Тема Способы распространения плодов и семян
Цель: выяснить приспособления семян и плодов для продолжения своего вида.
Задачи:
-познакомить со способами распространения плодов и семян
-формировать навыки исследовательской деятельности;
развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы;
-развивать память, воображение, мышление в процессе наблюдения
-воспитывать самостоятельность, наблюдательность, любознательность;
-прививать бережное отношение к природе, природному наследию нашего региона.
Оборудование: коллекция плодов и семян, иллюстрации: орхидея, одуванчик, тополь, клен, перекати-поле, кокосовая пальма, ольха, бешеный огурец, недотрога, мак, горох, фасоль, рябина, черемуха, череда, медуница, подсолнечник. Иллюстрации: плоды яблоко, огурец, подсолнечника и винограда.
Ход занятия:
1. Орг. момент
2. Изучение нового материала
Прикрепляю на доску иллюстрации плодов.
Беседа:
- Назовите, что изображено? (Слива, вишня, томаты, огурцы, яблоки и т.д).
- Как одним словом можно назвать всё, что вы перечислили? (это плоды)
- А из чего они образуются? (из цветов)
- Скажите, а для чего растению плоды? (для размножения)
- Что находится внутри каждого плода? (семена)
- Итак, вы сами дали определение, что
ПЛОД – это орган размножения растений, развивающийся из цветка и имеющий семена.
- Посмотрите на плоды: яблоко и банан.
- Чем они отличаются? (формой, цветом)
- Теперь давайте, сравним виноградинку и земляной орех или маковую головку – Чем они отличаются?
Сочные плоды (яблоки, виноград, апельсин, вишня, лимон).
Сухие плоды (клен, подсолнух, мак, пшеница).
Сочные делятся еще на две группы, и чтобы узнать на какие, мы сравним эти плоды: Арбуз и вишенку
- Чем они отличаются? (количеством семян)

Сухие плоды в свою очередь тоже делятся на две группы:
- Давайте рассмотрим стручки гороха и семена одуванчика.
- Чем они отличаются?
- Тем, что стручки при высыхании, лопаются и вскрываются. Также и в маковых головках при созревании образуются дырочки, т.е. вскрываются, и оттуда можно высыпать семена.
А одуванчик просто состоит из множества невскрывающихся семян, также орехи, пшеница, подсолнух, они сами не вскрываются.

Итак, мы с вами узнали, что плоды очень разнообразны.
Игра “Ленивая белка” Часто плоды и семена оказываются далеко от тех мест, где они созрели.
Все участники – белки. Из них выбирают одного, он будет “Ленивой белкой”.
Всем, кроме “ленивой белки” ведущий раздает по 8 орехов (фасоли) и говорит:
- Чтобы белкам прожить холодную зиму надо спрятать свои запасы.
“ленивой белке” можно подсматривать, куда белки прячут свои запасы.
После этого все подходят к ведущему. Он говорит:
- Прошло время. Наступил декабрь. Белкам, чтобы прожить, надо найти по 2 ореха (фасолины) и “ленивой белке” тоже. Можно брать чужие запасы. Кто не принес- “умирает”(встает рядом с ведущим и больше не играет).
- Наступил январь, а затем и февраль. Принесите по 4 ореха.
- чтобы прожить март еще по 2 ореха.
Кто смог принести все орехи, тот выжил в суровое время в лесу.
Не найденные настоящими белками орехи весной прорастают. Так белки распространяют семена.
Распространение плодов и семян.
- Часто плоды и семена оказываются далеко от тех мест, где они созрели.
- Какие способы распространения семян и плодов вы знаете?
А) С помощью ветра:
А.С.Пушкина писал:
«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе»
А мы бы с вами добавили: «Ты переносишь плоды и семена».
Педагог: В самом деле, что произошло бы, если бы не было ветра и все семена падали бы тут же около материнского растения?
Они задушили бы друг друга при прорастании. Им бы не хватило места. Необходимо, чтобы зрелые семена как можно дальше разлетались от материнского растения и друг от друга. Вот тут - то ветер и приходит на помощь. Массы воздуха никогда не остаются неподвижными. В свою очередь семена и плоды имеют множество приспособлений, чтобы «на крыльях» ветра улететь подальше.
А) это маленький размер и легкость семени
У орхидей семена настолько малы и легки, что свободно держатся в воздухе даже при едва ощутимом ветерке.
Но ведь не у всех растений семена мелкие и легкие. У мелких семян мало питательных веществ, а они нужны для прорастания.
Б) Природа смастерила для семян «летательные аппараты»
Послушайте стих про одуванчик (см.иллюстрацию)
Когда идешь тропинкою, куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики на стройных стебельках
Сквозные, серебристые они, как пух, легки
Стоят и не качаются от ветерка с реки.
Но лишь пройдется осенью других ветров волна –
Срываются, взвиваются на воздух семена.
Летят пушинки чистые за луг за сад за лес
И к нам парашютистами спускаются с небес.
Всмотритесь в пушистый одуванчик. Он состоит из множества плодиков – семянок, снабженных волосистым хохолком на ножке. (рисую на доске). В дождь и вечером этих шариков нет. В ненастную погоду семянки с парашютиками упакованы в корзинку. Корзинки одуванчика раскрываются только в сухую погоду. Волоски в прогретом воздухе распушатся, парашютик с плодиком оторвется и поднимется в воздух. Налетит ветерок, сплющит волоски, превратив их в парус, и унесет плодик.
Но сколько можно летать?
Хохолок парашютика впитает влагу из воздуха, волоски слипнутся, отяжелеют, и плодик плавно спикирует вниз.
У тополя – семена покрыты пушистыми волосками, созревают в июне. Семена падают на землю, сбиваются в кучи, напоминая вату. Порывы ветра легко перегоняют семена по поверхности почвы.
Плоды клена снабжены крыльями (показываю крылатки клена. Падая с высоты она кружатся и долго не попадают на землю. Вращательные движения увеличивают продолжительность и значит дальность полета
В пустыне по песку ветром перекатывается растение «перекати-поле». Эти растения при созревании плодов высыхают, отрываются от почвы и, перекатываясь, постепенно рассеивают семена.
В) Вода.
Вода распространяет семена не только водных растений, но и наземных. В тропиках растет кокосовая пальма. В течение всего года на ней созревают округлые гладкие плоды. Их называют «кокосовые орехи». Несмотря на массивность, плод не тонет. В центре плода – жидкость, ее окружает жирная рыхлая масса (жир легче воды), затем деревянистая скорлупа. Все оболочки прочные. Орех не размокнет, не сгниет и не расколется.
У ольхи, которая растет по берегам рек, плоды осыпаются в воду и уносятся течением.
Г) Саморазбрасыванием.
В Крыму и на Кавказе растет травянистое растение под названием “бешеный огурец”. Его колючие, зеленоватые плоды похожи на маленькие огурчики. Когда плоды созревают,
в них возникает колоссальное давление. Не повезет тому, кто потревожит заросли бешеного огурца! Даже при легком прикосновении от плодоножки отрывается плод и из образовавшегося отверстия выстреливается сильная струя клейкой слизи. Огурец может «плюнуть» на лицо, одежду, шерсть животного. Расстояние «плевка» – 6 метров. Постепенно слизь высыхает на шерсти животного, семена одно за другим отпадают и разносятся на большие расстояния.
Недотрога – растет в оврагах. Когда созреют плоды, то легкое прикосновение к ним, вызывает настоящий выстрел.
Спелая коробочка мака похожа на перечницу: такая же кругленькая с дырочками наверху. Стебель мака раскачивается и сеет из коробочки семена.
Разбрасывают свои семена горох, фасоль, бобы, раскрывая при созревании створки. Поэтому их надо собирать, не дожидаясь полного высыхания.
Д) Животными, человеком.
Птицами: плоды и семена, даже неприятные людям или вовсе ядовитые, очень привлекательны для птиц, но семена с твердой оболочкой не перевариваются у них в желудке и вместе с птичьим пометом оказываются на далеком расстоянии от своего созревания. Так распространяются сочные плоды рябины, черемухи, черники. Более того, на Дальнем востоке есть растение из семейства аралиевые, у которого семена непременно должны дозреть в желудке птицы, иначе они не смогут прорасти.
А вот какой случай произошел с мелколепестником канадским. Плодики у него с летучками. Оно росло только в Канаде. Один канадец набил чучело птицы плодиками и повез в Париж в подарок. Чучело оставили на окне. Кошка напала на чучело, вспорола его, и семена разлетелись. Сейчас это растение можно встретить в любой европейской стране.
Животными: есть плоды и семена снабженные колючками, крючочками, которые цепляются за шерсть животных или одежду людей, тем самым распространяются. (показать различные семена). Например, в канавах растет сорное растение – череда. У них плоды с 2 шипами. Пробежит собака или пройдет человек, плоды прицепятся своими шипами к одежде или шерсти. Человек отряхнет одежду и семена осыпятся совсем в другом месте, где созрели.
Муравьи уносят к себе в гнезда семена многих растений, особенно тех, что богаты маслами (фиалки, кислицы, медуницы, молочая) часть семян теряют в пути и они прорастают.
Плоды некоторых растений покрыты липкими волосками (например: Пизония растет на островах Тихого океана). Эти липкие волоски приклеиваются легко к любому предмету. Пресмыкающиеся и мелкие птицы бывают настолько облеплены этими плодами, что не могут двигаться и погибают.
- Назовите растение, у которого самые большие семена.
Самые большие семена в мире у плодов веерной пальмы, растущей на Сейшельских островах. Плод имеет одно семя весом до 18 кг.
А самые мелкие семена у эпифитных орхидей (больше млн.семян весят всего 1г.)
Закрепление.
Загадки:
1. Над лугом парашютики качаются на прутике.
Кто ни прикасается – за того цепляется. Одуванчик.
2.Пока тихо – он молчит, но лишь ветер налетит
Шлет в воздушный океан парашютный свой десант. Одуванчик.
3.Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки. Репей
4.На жарком солнышке подсох, и рвётся из стручков … Горох.
5. Золотое решето черных домиков полно,
Сколько черных домиков – столько беленьких жильцов. Подсолнечник
6.Круглый да гладкий- он рос не на грядке.
На ветке висел, на солнышке зрел
Белка нашла – в дупло принесла. Орех
Кроссворд “Способы распространения плодов и семян”
Задание: вспомнить способы распространения плодов и семян и вставить их в кроссворд, используя букву «О»
Ответ:
| | | | | | Ж | И | В | О | Т | Н | Ы | М | И | | | | |
| | | | | В | Е | Т | Р | М | | | | | | | | |
С | А | М | О | Р | А | С | П | Р | С | Т | Р | А | Н | Е | Н | И | Е |
| | | | | | В | О | Д | Й | | | | | | | | |
| | | | | | Ч | Е | Л | О | В | Е | К | О | М | | | |