СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы развития инициативы у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для детей в возрасте 2 месяца – 1 год

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является развитие мимических и вокальных реакций на окружающее, развитие движений тела.

Для детей второго года жизни(1-2 года)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является активное самостоятельное передвижение в пространстве, исследование предметов на основе манипулирования.

Для детей третьего года жизни(2-3 года)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира

Для детей четвертого года жизни(3-4 года)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность.

Для детей пятого года жизни(4-5 лет)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

Для детей шестого года жизни(5-6 лет)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно - личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива.

Для детей седьмого и восьмого жизни(6-8 лет)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Способы развития инициативы у детей дошкольного возраста»

Способы развития инициативы у детей дошкольного возраста

(По программе «Радуга»)


Для детей в возрасте 2 месяца – 1 год

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является развитие мимических и вокальных реакций на окружающее, развитие движений тела.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • обеспечивать эмоциональное принятие и эмоциональную поддержку каждого ребёнка;

  • реализовывать содержательное ситуативно-личностное эмоционально положительно окрашенное общение со взрослым;

  • побуждать, стимулировать, поддерживать яркими эмоциональными реакциями самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность ребёнка и создавать для неё условия в виде предметной развивающей среды;

  • использовать потешный и пестовый фольклор для создания эмоционально тёплой, радостной атмосферы общения с ребёнком;

  • создавать гармоничную, красивую внешнюю эстетическую среду пребывания ребёнка;

  • поддерживать развитие и разнообразие вокализаций и речевых реакций ребёнка;

  • способствовать стремлению к расширению двигательной самостоятельности и проявлению инициативы в области движения. Стимулировать максимальное использование ребёнком собственных двигательных возможностей путём создания условий, в которых дети могли бы проявить самостоятельность: взрослые выкладывают в манеж, снимают ограничения при передвижении в пространстве комнаты, не спешат сразу помочь при решении двигательной задачи. Помогать детям в изменении положения тела, передвижении: взрослые берут на руки, сажают, создают упор при ползании, поддерживают при ходьбе;

  • реагировать на разнообразие мимических проявлений ребёнка соответствующим разнообразием проявлений эмоций взрослого.


Для детей второго года жизни(1-2 года)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является активное самостоятельное передвижение в пространстве, исследование предметов на основе манипулирования.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • побуждать детей наблюдать, выделять, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов; направлять поисковую деятельность детей;

  • поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью создания проблемных ситуаций, развивающих игрушек. Создавать разнообразную, часто сменяемую развивающую предметную образовательную среду;

  • обогащать опыт сенсорного восприятия ребёнка во всех областях — тактильной, двигательной, слуховой, зрительной, обонятельной, вкусовой, стимулируя поисковую активность ребёнка;

  • поддерживать и развивать уверенность в себе и своих возможностях, активность в области самостоятельного движения, познания окружающего предметного мира, общения со взрослыми и сверстниками, взаимодействия с миром природы, всегда предоставляя ребёнку необходимую помощь и поддержку в реализации его замысла;

  • активно использовать речь в качестве средства эмоциональной содержательной коммуникации, стимулировать речевую активность детей, поддерживать становление инициативной речи.


Для детей третьего года жизни(2-3 года)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • предоставлять детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

  • отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

  • не критиковать результаты деятельности ребёнка и его самого как личность;

  • формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией прогулочных участков с целью повышения самостоятельности;

  • побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и вынимание, разбирание на части, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);

  • поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

  • устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, чётко исполнять их и следить за их выполнением всеми детьми;

  • взрослым эмоционально положительно настраиваться надень работы; переживать его как дар; радоваться совместности проживания этого дня с детьми. Избегать ситуаций спешки, поторапливания детей;

  • для поддержки инициативы в продуктивной творческой деятельности по указанию ребёнка создавать для него изображения или лепку, другие изделия;

  • содержать в открытом доступе изобразительные материалы;

  • поощрять занятия изобразительной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребёнка.


Для детей четвертого года жизни(3-4 года)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;

  • рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;

  • отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

  • всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;

  • помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;

  • способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;

  • в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе;

  • не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не педагог);

  • учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

  • уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку, проявлять деликатность и тактичность;

  • всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности.


Для детей пятого года жизни(4-5 лет)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;

  • обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку;

  • создавать условия, обеспечивающие детям возможность строить дом, укрытия для сюжетных игр;

  • при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребёнка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой;

  • не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры;

  • обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя игры;

  • привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;

  • побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;

  • привлекать детей к планированию жизни группы на день;

  • читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.


Для детей шестого года жизни(5-6 лет)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно - личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;

  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

  • поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);

  • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

  • при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;

  • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т. п.;

  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.



Для детей седьмого и восьмого жизни(6-8 лет)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;

  • спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т. п. Рассказывать детям о трудностях, которые педагоги испытывали при обучении новым видам деятельности;

  • создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

  • обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов;

  • поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;

  • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

  • при необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры;

  • привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения;

  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам;

  • устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ;

  • организовывать концерты для выступления детей и взрослых.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!