СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Способы словообразования в русском языке"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке закрепляется тема о способах словообразования,  их функциях. Преподаватель  различными приемами развивает логическое мышление и речь обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«"Способы словообразования в русском языке"»

План урока по русскому языку. I курс


Тема: «Способы словообразования в русском языке»


Цели: повторить что является словообразование и какова его функция, единицы словообразования, закрепить и углубить знания о способах словообразования; развивать логическое мышление, внимание, устную речь; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: интерактивная доска, карточки, тесты;

словари: «Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов, словообразовательный словарь.


Тип урока: комбинированный





Ход урока


I .Организационный момент.


Слово преподавателя. Тема нашего урока – «Способы словообразования в русском языке». Тема для вас не новая, сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. (Повторить способы образования слов в русском языке). Но сначала займёмся повторением пройденного: правописание букв О, Ё, Е после шипящих и Ц; правописание И – Ы после буквы Ц.

II. Повторение пройденного материала.

        1.Работа с интерактивной доской

  • Вставьте буквы и вспомните правило:  (на интерактивной доске)

                     Ж..ЛТЫЙ, Ш..ЛКОВЫЙ, Ш..ПОТ;

                     КРЫЖ..ВНИК, Ш..В, Ш..РОХ;

                       Ш..КОЛАД, Ш..РТЫ, Ш..КИРОВАТЬ;

                       ДУРАЧ..К, КАЗАЧ..К, ЛУЧ..М;

                       ПТИЦ..Й, ТУЧ..Й, СИТЦ..ВЫЙ.

  • Вставьте буквы и вспомните правило: (на обычной доске)

       КУЗНЕЦ.., ПЛОВЦ.., БЛЕДНОЛИЦ..Й;

       СИНИЦ..Н, КУНИЦ..Н, СПИЦ..Н;

       Ц..СТЕРНА, Ц..РКУЛЬ, Ц..ФЕРБЛАТ;

       Ц..ГАН, НА Ц..ПОЧКАХ, Ц..ПЛЁНОК;

       ТУРЦ..Я, ПОЛИЦ..Я, ГРАЦ..



III. Объяснение учебного материала.


Преподаватель.

1.Объясните мне, как образовано слово:

1)доверчивый← доверять  + -чив-

   

   клеветник←клевета + -ник-

– Как называется такой способ  образования слов?

                                                                    СУФФИКСАЛЬНЫЙ

2)беспорядок←бес- + порядок

   

   неприятный←не- + приятный

– Как называется такой способ образования слов?

                                                                     ПРИСТАВОЧНЫЙ

 3)безработица← без- +работа +-иц-

   

    нахлебник← на- + хлеб + -ник-

– Как называется такой способ образования слов?

                                                      ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ

4)свист←свистɇть

   

    вход←входить (а не приставочный, ход – не самое близкое однокоренное слово)

 – Как называется такой способ образования слов?

                                                      БЕССУФФИКСНЫЙ

2.Тренировочные упражнения: (устно)

  • По данной модели образуйте слова:

                       «там, где…»: парить; сушить; поить; Корень+приставка+  лк а 

                             «то, чем…»: точить, сеять, молотить, дробить,

                                                   зажигать, гореть.

  •      Корень+ ств о       например: коварный → коварство

Студенты предлагают свои примеры.  (детство, равенство, братство, рабство, крестьянство, лидерство, господство, лакомство, государство)

  • приставка + ехать (уехать, въехать, выехать, переехать, приехать, съехать, доехать и т.д.)

2.Работа у доски (интерактивной): (вызывается один студент и записывает слова)

1)вечерок, бугорок, язычок, холодок, ветерок;

2)игрок, ездок, стрелок, едок;

3)рынок, хлопок, песок;


 – По какому принципу мы распределили слова в три группы? (ответы студентов)

Что общего у всех этих слов? (они все одинаково оканчиваются)

 – Чем является -ок- в первом случае?  (суффикс с уменьшительно-ласкательным значением)

 – А во втором? ( суффикс в значении «тот, кто…»)

 – В третьем случае  ОК входит в состав корня.

Преподаватель. К морфологическому способу образования слов относится и сложение. Виды сложения рассмотрим в учебнике.

3.Тренировочные упражнения

  • ( Устное задание). Как сказать одним словом

Человек, любящий труд – трудолюбивый человек;

Письмо, написанное рукой – рукописное письмо;

Человек, не помнящий зла – незлопамятный человек;

Магазин, работающий круглые сутки – круглосуточный магазин;

Лекарство, понижающее жар – жаропонижающее лекарство;

Люди, носящие одну фамилию – однофамильцы;

Ученик десятого класса – десятиклассник;

  • Упр. 126 (часть II) (письменно) (пользуемся орфографическим или толковым словарями)  1 студент – человек, сердце

                                            2 студент– душа, благо

(н-р: человеколюбие, человеконенавистник, человекообразный, человекоподобный и т.д.

            сердцеед, сердцеобразный, сердцебиение, сердечно-сосудистый и т.д.

              душа-человек, душевнобольной, душегрейка, душегуб, душеприказчик, душераздирающий, душеспасительный и т.д.;

       благовест, благовещение, благовидный, благоволение, благоговение, благовоние, благодарить, благодарность, благодать, благодетель, благодушие, благозвучие, благообразие, благолепие, благообразие, благополучие, благопристойный, благоразумие, благородный, благословение, благосостояние, благотворительность, благоухание, благочестие)

  • Расшифровка аббревиатур (сложение начальных букв слов или их начальных звуков) (устно)

ОАО – открытое акционерное общество

ТСЖ – товарищество собственников жилья

ЭКГ – электрокардиограмма

УЗИ – ультразвуковое исследование

ВМФ – военно-морской флот

ВВС – военно-воздушные силы

ВДВ – воздушно-десантные войска

БМД – боевая машина десанта

БМП – боевая машина пехоты

БТР – боевой транспортёр

Слово преподавателя. Кроме морфологического способа образования слов существует и неморфологический – это образование слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:

        У Лёни новенький (прил.) смартфон. – Двенадцатого ноября к нам в школу прибыл новенький (сущ.).

        Давайте подберём примеры (ответы)

                    (Н-р: Чайная посуда – чайная

                              Мороженое мясо – мороженое;

                        Гостиная комната – гостиная;

                        Ванная комната – ванная;

                        Приёмная комната – приёмная;

                        Докладная записка – докладная;

                        Рядовой боец – рядовой;

                        Больной человек – больной;

                        Болеутоляющее лекарство – болеутоляющее.


IV.Рефлексия.

Преподаватель.

  • Перечислите  способы образования слов в русском языке

  • Тестирование:  

                       

1.В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:

        А.надомник, приусадебный, пресмешной;

        Б.подбородок, бесстыдник, разнесчастный;

        В.по-братски, подводник, переувлажнить;

        Г.подснежник, разбежаться, приморский;

2.В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом:

        А. сапожок, зубной, землянка;

        Б.вбежать, красавец, глупыш;

        В.дипломник, циркач, предыстория;

        Г.вредитель, баловень, прародина.

3.В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом:

        А.сыграть, подполковник, поджелудочный;

        Б.соразмерный, зааплодировать, представление;

        В.развесёлый, прабабушка, утомление;

        Г.поумнее, прескверный, буквенный.

4.В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме

             алка?

        А.качалка, свалка;

        Б.рыбалка, зажигалка;

        В.скакалка, отжималка;

         Г.Вешалка, мигалка.

5.В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?

        А.заглохший, залежь, законный;

        Б.загородный, задушевность, закатиться;

        В.заземлённый, замшевый, заикаться;

        Г.заквасить, занозить, закадычный.

Ответы: 1.г, 2.а, 3.а, 4.г, 5.б.

V. Домашнее задание.

Объяснить письменно образование 10 слов при помощи толкового словаря.

VI. Выставление оценок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!