СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы выявления способностей учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Способы выявления способностей учащихся»



Способы выявления способностей

Тест на выявление уровня кругозора (1 класс)

Выявляет общий уровень кругозора, развитие социальных качеств.

1 Какое из животных больше: лошадь или собака?

2 Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?

3 Днем на улице светло, а ночью?

4 Небо голубое, а трава?

5 Черешня, груша, слива и яблоко – это…

6 Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7 Что такое Москва, Улан- Удэ, Иркутск?

8 Который сейчас час? (показать часы)

9 Маленькую корову называют теленок. А как называют маленькую собаку и маленькую овцу?

10 На кого больше похожа собака : на кошку или на петуха?

11 Для чего нужны автомобилю тормоза?

12 Чем похожи друг на друга молоток и топор?

13 Что есть общего между белкой и кошкой?

14 Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга?

15 Что такое футбол, прыжки в длину и высоту, теннис, плавание?

16 Какие ты знаешь виды транспорта?

17 Чем отличается молодой человек от старого?

18 Для чего люди занимаются спортом и физкультурой?

19 Почему считается плохо, если кто–нибудь не хочет работать?

20 Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? Обработка результатов

За каждый правильный ответ ребенок получает 0,5 балла т.к. максимальное количество баллов ровно 10. Могут быть промежуточные оценки 0,25 или 0, 75 баллов, это зависит от правильности ответа. Прежде чем оценивать правильность ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял вопрос. Если нужно объяснить непонятные слова, например шлагбаум. Иногда дополнительное разъяснение требует даже слово «работать», потому что не все дети по-настоящему знают, что это такое.



Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий. (90% - 100%)

8-9 баллов – высокий. (70% - 80%)

4-7 баллов – средний. (50% - 60%)

2-3 балла – низкий. (20% - 40%)

0-1 балл – очень низкий. (10%)

Выводы об уровне развития: Из 9 учащихся 5 имеют высокий уровень развития интеллекта, 4 имеют средний уровень вербального интеллекта, 1 - низкий уровень .очень низкий - 0.

ДИАГНОСТИКА ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

      



Цель: исследование уровня зрительной памяти младшего школьника.

Можно воспользоваться одной из следующих строчек с буквами, знаками или геометрическими фигурами:

Время предъявления строки – 5 сек.

ИНСТРУКЦИЯ: тебе необходимо просмотреть ряд из 10 цифр (10 букв, 10 знаков), постарайтесь их как можно лучше запомнить. Затем необходимо по памяти воспроизвести предъявленные буквы, цифры, знаки, обязательно сохраняя порядок следования.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ: правильным считается только в том случае, если правильно назван знак под своим порядковым номером. Показатель 5 и выше

ОБРАБОТКА ДАННЫХ: исследование уровня зрительной памяти показало, что

из 9 учащихся 7 имеют хорошие показатели зрительной памяти, 1- средний, 1 - низкий показатель.

1 класс

Диагностика объема памяти

  АРИФМЕТИЧЕСКИЙ ТЕСТ ВЕКСЛЕР

Цель: определение объема памяти

Ребенку предлагается повторить несколько цифр так, как услышал (прямой порядок).

Например: 13; 4 8 3; 5 7 4 9; 1 6 4 8 6; 2 4 6 3 9 4; 9 4 7 2 5 6 2.

Рекомендация: читать цифры медленно, не спеша, хорошо проговаривая.

■ Предупредить ребенка о том, чтобы он внимательно слушал и старался запомнить цифры. Затем задание усложняется. Ребенок должен повторить цифры в обратном порядке. Например: 8 3, ребенок повторяет: 3 8. Цифровой ряд: 6 2; 1 7 3; 5 2 6 1; 8 2 5 1 9; 3 7 6 1 5 8; 4 6 8 3 7 2 5.

Результат: Ребенок покажет хороший уровень развития памяти, если назовет:

■ 5-6 цифр при прямом повторении,



Изучение особенностей смысловой (логической) памяти

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА

Цель: изучение особенностей смысловой (логической) памяти

Стимульный материал - отпечатанные короткие, доступные по содержанию рассказы, в которых для качественной и количественной оценки заранее выделены смысловые единицы. Могут использоваться рассказы для детей Л.Н. Толстого.

Инструкция: " Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя.

Плохой сторож.

У одной/ хозяйки/ мыши/ съели/ в погребе/ сало/. Тогда она/ заперла/ в погреб/ кошку/. А кошка/ съела/ и сало/, и мясо/, еще и выпила/ молоко/".

Оценка результатов: 4 балла - ребенок воспроизвел по памяти 80 % информации и больше. 3 балла - ребенок воспроизвел по памяти 55-80 % информации 2 балла - ребенок воспроизвел по памяти 30-55 % информации 1 балл - ребенок воспроизвел по памяти 0-30 % информации, или не вступил в контакт, не понял инструкцию, не принял задание, не смог себя организовать.


Результаты: Изучение особенностей смысловой (логической) памяти  показало, что из 9 учащихся воспроизвели 80 % информации и больше - 6, 55-80 % информации - 2 , 30-55 % информации - 1, 0-30% информации - 0. Планировать упражнения на развитие смысловой памяти.

2 класс

Изучение мышления
Инструкция:
 из перечисленных слов три находятся в какой-то смысловой зависимости, четвертое слово не подходит, назовите его.

1.Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.

2.Добрый, ласковый, веселый, злой.

3.Федор, Степан, Иванов, Василий.

4.Дом, изба, хижина, здание.

5.Молоток, клещи, топор, гвоздь.

6.Молоко, сметана, масло, сало.

7.Береза, липа, осина, сосна.

8.Медведь, лиса, волк, корова.

9.Темный, красный, светлый, тусклый.

10.Гнездо, нора, берлога, курятник.

Обработка: за каждый правильный ответ 1 балл.
Интерпретация:
8-10 баллов – высокий уровень развития
6-7 баллов – средний
5 и менее  баллов - низкий

Результаты изучения мышления:

8-10 баллов – 6 учащихся - высокий уровень развития,
6-7 баллов – 2 учащихся, средний уровень развития,
5 и менее  баллов -1 ученик - низкий уровень развития.

2 класс

Методика «интеллектуальный портрет»

Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общеприняты, банальных.

Проявляется в мышлении и поведении ребёнка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструирование и др.).

2. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далёким по содержанию. Проявляются в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей. Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем.

4. Способность к анализу и синтезу. Анализ – линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая её разложение на составляющие. Синтез, напротив, - её синхронизация, объединение в единую структуру. Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребёнка.

5. Классификация и категоризация – психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории. Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребёнка.

6. Высокая концентрация внимания выражается обычно двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной целее.

Проявляется в склонности к сложным и сравнительно к сложным и сравнительно долговременным занятиям.

7. Память – способность ребёнка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одарённости. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не то, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.

Как оценивать

Для оценки используется метод полярных баллов. Каждая характеристика потенциала ребёнка будем оцениваться по 5 бальной шкале:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, чётко выражено, проявляется в деятельности и поведении;

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположенное оцениваемому;

1 – чётко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 – сведений для оценки качества нет.



Результаты изучения мышления:

8-10 баллов – 6 учащихся - высокий уровень развития,
6-7 баллов – 1 учащаяся, средний уровень развития,
5 и менее  баллов -1 ученик - низкий уровень развития.



2 класс

Изучение способности к обобщению

Методика «Исключение лишнего»

Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с

двенадцатью рядами слов типа:

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.

2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

3. Собака, лошадь, корова, лось.

4. Стол, стул, пол, кровать.

5. Сладкий, горький, кислый, горячий.

6. Очки, глаза, нос, уши.

7. Трактор, комбайн, машина, сани.

8. Москва, Иркутск, Волга, Санкт- Петербург.

9. Шум, свист, гром, град.

10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.

11. Береза, сосна, дуб, роза.

12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти та­кое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему. Обработка и анализ

результатов.

1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).

2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» - это посуда, а остальное - еда).

3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.

4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования

для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).



Ключ к оценке результатов:

Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены родо­выми понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний -7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым по­нятием.

3 класс

Изучение скорости мышления

Цель: определение скорости мышления.

Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.

Слова:

п-ра

д-р-во

п-и-а

п-сь-о

г-ра

з-м-к

р-ба

о-н-

п-ле

к-м-нь

ф-н-ш

з-о-ок

к-са

п-с-к

х-кк-й

к-ш-а

т-ло

с-ни

у-и-ель

ш-ш-а

р-ба

с-ол

к-р-ца

п-р-г

р-ка

ш-о-а

б-р-за

ш-п-а

п-ля

к-и-а

п-е-д

б-р-б-н

с-ло

с-л-це

с-ег

к-нь-и

м-ре

д-с-а

в-с-а

д-р-в-

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая

черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать

как можно больше существительных единственного числа.

Обработка и анализ результатов:

25-30 слов - высокая скорость мышления;

20-24 слова - хорошая скорость мышления;

15-19 слов - средняя скорость мышления;

10-14 слов - ниже средней;

до 10 слов - инертное мышление.