СПП с придаточными присоединительными
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ
Готовимся к ОГЭ. Задание 2
- Прочитайте текст.
- (1) Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо: там начинают неярко светиться первые звёздочки.(2) Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками. (3) Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. (4)Но поднимаешься и идёшь в лес за сушняком. (5) Сейчас будем разводить костёр. (По В. Закруткину)
- Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов. 1) В бессоюзном предложении одна из частей — односоставное безличное предложение. 2) Грамматическая основа предложения 2 — нежно пахнет. 3) Простое предложение 3 осложнено однородными сказуемыми. 4) Предложение 4 односоставное распространённое определённо-личное. 5) В предложении 5 составное глагольное сказуемое.
Готовимся к ОГЭ. Задание 4
- Замените словосочетание «говорить с тоской» , построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Готовимся к ОГЭ. Задание5
- Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
- 1)ПЕПЕЛЬНО-СЕРЫЙ — сложное прилагательное пишется через дефис, так как обозначает оттенок цвета. 2) НЕЗАЧЕМ — отрицательное наречие с НЕ пишется слитно. 3) НЕ УМЫТ — НЕ с кратким причастием пишется раздельно. 4) КУЦЫЙ- в суффиксе прилагательных после Ц пишется Ы. 5) МАКАТЬ (хлеб в молоко) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от наличия суффикса -А-.
Повторим
- Какие предложения называются сложноподчинёнными?
- На какие три группы делятся все СПП?
- Назовите типы обстоятельственных придаточных.
Задания :
Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных.
- Палатку надо натягивать так чтобы она гудела как барабан.
- Потом ее надо окопать чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочила поле. (К.Паустовский)
- Почти нет той минуты в сутках чтобы в последедовских полях не кипела работа. (М. Салтыков-Щедрин)
- Я хочу чтоб к штыку приравняли перо. (В.Маяковский)
- Надо всегда выступать честно чтобы ни перед кем не было стыдно. (К.Паустовский)
- Она любила Ричардсона не потому чтобы прочла не потому чтоб Грандисону она Ловласа предпочла. (А.Пушкин)
Проверьте себя:
к а к?
- Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан. – придаточное образа действия
- Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочила поле. - придаточное цели
- Почти нет той минуты в сутках, чтобы в последедовских полях не кипела работа. - придаточное определительное
- Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. – придаточное изъяснительное
- Надо всегда выступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно. - придаточное цели.
- Она любила Ричардсона не потому, чтобы прочла, не потому, чтоб Грандисону она Ловласа предпочла. - придаточное причины
с какой целью?
к а к о й?
ч т о?
с какой целью?
по какой причине?
Придаточные присоединительные
Придаточное предложение может относиться не к одному слову в главной части, а ко всей главной части . Такие придаточные называются придаточными присоединительными. Они присоединяются с помощью союзных слов что (в том числе в косвенных падежах), куда, откуда, где, когда, как, почему .
1.Вертикальные углы равны, что и требовалось доказать.
2.Видимость сегодня нулевая, почему все рейсы и отменили.
- Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными синонимичны сложносочинённым предложениям с союзом И, о чём свидетельствует возможность замены союзного слова ЧТО сочетанием И ЭТО, например: [ 1 Он был слишком серьёзен ] , ( 2 почему мы и не решились начать разговор) ; [ 1 Ночью поднялся сильный ветер ] , ( 2 что осложнило ситуацию); сравните: [ 1 Он был слишком серьёзен ] ,и [ 2 поэтому мы не решились начать разговор ] ; Ночью поднялся сильный ветер ] ,и [ 2 это осложнило ситуацию ] ).
- Сравните схемы: [ 1 Вылет самолёта задерживался ], ( 2 что беспокоило пассажиров). [ ], (союзн. сл. что …).
- [ 1 Вылет самолёта задерживался ], и[ 2 это беспокоило пассажиров ]. [ ] , и [ ] . , и .
Закрепим
- Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип придаточного предложения, составьте схему.
- 1. …Лисий след она [волчиха] принимала за собачий и иногда даже сбивалась с дороги чего с ней никогда не бывало в молодости.
- 2.Его не было дома почему я и оставил записку.
- 3.Он в самом деле лишился чувств как и признался потом сам.
- 4.А старик Кукушкин быстро надел очки позабыв протереть их чего с ним за тридцать лет служебной деятельности никогда не случалось.
- 5.Может быть Артур ждал одобрения поддержки со стороны человека что так необходимо каждой гончей собаке.
- 6.Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну отчего и образовалась эта яма.
- 7. Старая волчица иногда сбивалась с дороги чего с нею никогда не бывало в молодости.
- 8.Сегодня мы впервые почувствовали пробуж-дение природы что очень окрылило нас.
- 9.На небе не было ни облачка отчего солнце казалось огромным раскалённым шаром. 10.Солнечные лучи ударили прямо в глаза гребцу что заставило его опустить вёсла.
Задания для учащихся:
Преобразуйте сложносочиненное предложение в сложноподчиненное с придаточным причины или следствия.
- Ударил сильный мороз, и из дома не хотелось выходить.
- На улице шел дождь, и мы решили надеть резиновые сапоги.
- В лесу было красиво, и мы решили подольше погулять.
- Море было неспокойным, и лодки остались на берегу.
Проверьте себя:
- Ударил сильный мороз, поэтому из дома выходить не хотелось. - придаточное следствия
- На улице шел дождь, поэтому мы решили надеть резиновые сапоги. - придаточное следствия
- В лесу было красиво, поэтому мы решили подольше погулять. - придаточное следствия
- Море было неспокойным, поэтому лодки остались на берегу. - придаточное следствия