СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СПП с придаточными присоединительными.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация подходит для объяснения темы: "СПП спридаточными присоединительными", она содержит материал для подготовки учащихся к экзамену в 9 классе, теоретический материал, а также упражнения на закрепление новой темы.

Просмотр содержимого документа
«СПП с придаточными присоединительными.»

СПП с придаточными присоединительными УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

СПП с придаточными присоединительными

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

Готовимся к ОГЭ. Задание 2 Прочитайте текст. (1) Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо: там начинают неярко светиться первые звёздочки.(2) Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками. (3) Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. (4)Но поднимаешься и идёшь в лес за сушняком. (5) Сейчас будем разводить костёр. (По В. Закруткину) Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов.  1) В бессоюзном предложении одна из частей — односоставное безличное предложение.  2) Грамматическая основа предложения 2 — нежно пахнет.  3) Простое предложение 3 осложнено однородными сказуемыми.  4) Предложение 4 односоставное распространённое определённо-личное.  5) В предложении 5 составное глагольное сказуемое.

Готовимся к ОГЭ. Задание 2

  • Прочитайте текст.
  • (1) Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо: там начинают неярко светиться первые звёздочки.(2) Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками. (3) Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. (4)Но поднимаешься и идёшь в лес за сушняком. (5) Сейчас будем разводить костёр. (По В. Закруткину)
  • Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов. 1) В бессоюзном предложении одна из частей — односоставное безличное предложение. 2) Грамматическая основа предложения 2 — нежно пахнет. 3) Простое предложение 3 осложнено однородными сказуемыми. 4) Предложение 4 односоставное распространённое определённо-личное. 5) В предложении 5 составное глагольное сказуемое.
Готовимся к ОГЭ. Задание 4 Замените словосочетание «говорить с тоской» , построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Готовимся к ОГЭ. Задание 4

  • Замените словосочетание «говорить с тоской» , построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Готовимся к ОГЭ. Задание5 Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1)ПЕПЕЛЬНО-СЕРЫЙ — сложное прилагательное пишется через дефис, так как обозначает оттенок цвета.       2) НЕЗАЧЕМ — отрицательное наречие с НЕ пишется слитно.       3) НЕ УМЫТ — НЕ с кратким причастием пишется раздельно.      4) КУЦЫЙ- в суффиксе прилагательных после Ц пишется Ы.      5) МАКАТЬ (хлеб в молоко) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от наличия суффикса -А-.

Готовимся к ОГЭ. Задание5

  • Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
  • 1)ПЕПЕЛЬНО-СЕРЫЙ — сложное прилагательное пишется через дефис, так как обозначает оттенок цвета.      2) НЕЗАЧЕМ — отрицательное наречие с НЕ пишется слитно.      3) НЕ УМЫТ — НЕ с кратким причастием пишется раздельно.     4) КУЦЫЙ- в суффиксе прилагательных после Ц пишется Ы.     5) МАКАТЬ (хлеб в молоко) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от наличия суффикса -А-.
Повторим Какие предложения называются сложноподчинёнными? На какие три группы делятся все СПП? Назовите типы обстоятельственных придаточных.

Повторим

  • Какие предложения называются сложноподчинёнными?
  • На какие три группы делятся все СПП?
  • Назовите типы обстоятельственных придаточных.
Задания :  Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных. Палатку надо натягивать так чтобы она гудела как барабан. Потом ее надо окопать чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочила поле. (К.Паустовский) Почти нет той минуты в сутках чтобы в последедовских полях не кипела работа. (М. Салтыков-Щедрин) Я хочу чтоб к штыку приравняли перо. (В.Маяковский) Надо всегда выступать честно чтобы ни перед кем не было стыдно. (К.Паустовский) Она любила Ричардсона не потому чтобы прочла не потому чтоб Грандисону она Ловласа предпочла. (А.Пушкин)

Задания :

Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных.

  • Палатку надо натягивать так чтобы она гудела как барабан.
  • Потом ее надо окопать чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочила поле. (К.Паустовский)
  • Почти нет той минуты в сутках чтобы в последедовских полях не кипела работа. (М. Салтыков-Щедрин)
  • Я хочу чтоб к штыку приравняли перо. (В.Маяковский)
  • Надо всегда выступать честно чтобы ни перед кем не было стыдно. (К.Паустовский)
  • Она любила Ричардсона не потому чтобы прочла не потому чтоб Грандисону она Ловласа предпочла. (А.Пушкин)
Проверьте себя: к а к? Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан. – придаточное образа действия  Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочила поле. - придаточное цели  Почти нет той минуты в сутках, чтобы в последедовских полях не кипела работа. - придаточное определительное  Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. – придаточное изъяснительное  Надо всегда выступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно. - придаточное цели.  Она любила Ричардсона не потому, чтобы прочла, не потому, чтоб Грандисону она Ловласа предпочла. - придаточное причины с какой целью? к а к о й? ч т о? с какой целью? по какой причине?

Проверьте себя:

к а к?

  • Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан. – придаточное образа действия
  • Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочила поле. - придаточное цели
  • Почти нет той минуты в сутках, чтобы в последедовских полях не кипела работа. - придаточное определительное
  • Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. – придаточное изъяснительное
  • Надо всегда выступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно. - придаточное цели.
  • Она любила Ричардсона не потому, чтобы прочла, не потому, чтоб Грандисону она Ловласа предпочла. - придаточное причины

с какой целью?

к а к о й?

ч т о?

с какой целью?

по какой причине?

Придаточные присоединительные   Придаточное предложение может относиться не к одному слову в главной части, а ко всей главной части . Такие придаточные называются придаточными присоединительными. Они присоединяются с помощью союзных слов что (в том числе в косвенных падежах), куда, откуда, где, когда, как, почему . 1.Вертикальные углы равны, что и требовалось доказать.  2.Видимость сегодня нулевая, почему все рейсы и отменили.

Придаточные присоединительные

Придаточное предложение может относиться не к одному слову в главной части, а ко всей главной части . Такие придаточные называются придаточными присоединительными. Они присоединяются с помощью союзных слов что (в том числе в косвенных падежах), куда, откуда, где, когда, как, почему .

1.Вертикальные углы равны, что и требовалось доказать.

2.Видимость сегодня нулевая, почему все рейсы и отменили.

Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными синонимичны сложносочинённым предложениям с союзом И, о чём свидетельствует возможность замены союзного слова ЧТО сочетанием И ЭТО, например: [ 1 Он был слишком серьёзен ] , ( 2 почему мы и не решились начать разговор) ; [ 1 Ночью поднялся сильный ветер ] , ( 2 что осложнило ситуацию);  сравните:  [ 1 Он был слишком серьёзен ] ,и [ 2 поэтому мы не решились начать разговор ] ; Ночью поднялся сильный ветер ] ,и [ 2 это осложнило ситуацию ] ).   Сравните схемы:   [ 1 Вылет самолёта задерживался ], ( 2 что беспокоило пассажиров).  [ ], (союзн. сл. что …). [ 1 Вылет самолёта задерживался ], и[ 2 это беспокоило пассажиров ]. [ ] , и [ ] . , и .
  • Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными синонимичны сложносочинённым предложениям с союзом И, о чём свидетельствует возможность замены союзного слова ЧТО сочетанием И ЭТО, например: [ 1 Он был слишком серьёзен ] , ( 2 почему мы и не решились начать разговор) ; [ 1 Ночью поднялся сильный ветер ] , ( 2 что осложнило ситуацию);  сравните:  [ 1 Он был слишком серьёзен ] [ 2 поэтому мы не решились начать разговор ] ; Ночью поднялся сильный ветер ] [ 2 это осложнило ситуацию ] ).  
  • Сравните схемы:   [ 1 Вылет самолёта задерживался ], ( 2 что беспокоило пассажиров).  [ ], (союзн. сл. что …).
  • [ 1 Вылет самолёта задерживался ], и[ 2 это беспокоило пассажиров ]. [ ] , и [ ] . , и .
Закрепим Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип придаточного предложения, составьте схему. 1. …Лисий след она [волчиха] принимала за собачий и иногда даже сбивалась с дороги чего с ней никогда не бывало в молодости. 2.Его не было дома почему я и оставил записку. 3.Он в самом деле лишился чувств как и признался потом сам. 4.А старик Кукушкин быстро надел очки позабыв протереть их чего с ним за тридцать лет служебной деятельности никогда не случалось. 5.Может быть Артур ждал одобрения поддержки со стороны человека что так необходимо каждой гончей собаке.

Закрепим

  • Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип придаточного предложения, составьте схему.
  • 1. …Лисий след она [волчиха] принимала за собачий и иногда даже сбивалась с дороги чего с ней никогда не бывало в молодости.
  • 2.Его не было дома почему я и оставил записку.
  • 3.Он в самом деле лишился чувств как и признался потом сам.
  • 4.А старик Кукушкин быстро надел очки позабыв протереть их чего с ним за тридцать лет служебной деятельности никогда не случалось.
  • 5.Может быть Артур ждал одобрения поддержки со стороны человека что так необходимо каждой гончей собаке.
6.Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну отчего и образовалась эта яма. 7. Старая волчица иногда сбивалась с дороги чего с нею никогда не бывало в молодости.  8.Сегодня мы впервые почувствовали пробуж-дение природы что очень окрылило нас. 9.На небе не было ни облачка отчего солнце казалось огромным раскалённым шаром. 10.Солнечные лучи ударили прямо в глаза гребцу что заставило его опустить вёсла.
  • 6.Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну отчего и образовалась эта яма.
  • 7. Старая волчица иногда сбивалась с дороги чего с нею никогда не бывало в молодости. 
  • 8.Сегодня мы впервые почувствовали пробуж-дение природы что очень окрылило нас.
  • 9.На небе не было ни облачка отчего солнце казалось огромным раскалённым шаром. 10.Солнечные лучи ударили прямо в глаза гребцу что заставило его опустить вёсла.
Задания для учащихся:  Преобразуйте сложносочиненное предложение в сложноподчиненное с придаточным причины или следствия. Ударил сильный мороз, и из дома не хотелось выходить. На улице шел дождь, и мы решили надеть резиновые сапоги. В лесу было красиво, и мы решили подольше погулять. Море было неспокойным, и лодки остались на берегу.

Задания для учащихся:

Преобразуйте сложносочиненное предложение в сложноподчиненное с придаточным причины или следствия.

  • Ударил сильный мороз, и из дома не хотелось выходить.
  • На улице шел дождь, и мы решили надеть резиновые сапоги.
  • В лесу было красиво, и мы решили подольше погулять.
  • Море было неспокойным, и лодки остались на берегу.
Проверьте себя: Ударил сильный мороз, поэтому из дома выходить не хотелось. - придаточное следствия  На улице шел дождь, поэтому мы решили надеть резиновые сапоги. - придаточное следствия  В лесу было красиво, поэтому мы решили подольше погулять. - придаточное следствия  Море было неспокойным, поэтому лодки остались на берегу. - придаточное следствия

Проверьте себя:

  • Ударил сильный мороз, поэтому из дома выходить не хотелось. - придаточное следствия
  • На улице шел дождь, поэтому мы решили надеть резиновые сапоги. - придаточное следствия
  • В лесу было красиво, поэтому мы решили подольше погулять. - придаточное следствия
  • Море было неспокойным, поэтому лодки остались на берегу. - придаточное следствия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!