Отчёт о работе педагога-наставника Дюба Татьяны Михайловны с молодым специалистом
за 2024-2025 уч.г.
Ф.И.О. молодого специалиста: Прудникова Юлия Владимировна
Предмет: учитель начальных классов.
Общий педагогический стаж- 1г.
Стаж в данном учреждении – 1г.
Ф.И.О. наставника: Дюба Татьяна Михайловна
Являясь наставником молодого специалиста Прудниковой Ю.В. мною были определены цель и основные задачи работы с молодым педагогом.
Цель: оказание практической помощи молодому специалисту в вопросах совершенство вания теоретических и практических знаний и повышение его педагогического мас терства.
Задачи:
помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;
выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
развивать потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Содержание деятельности:
1. Посещение уроков молодого специалиста и взаимопосещение.
Планирование и анализ деятельности.
Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно- воспитательной работы.
Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной деятельности учащихся.
Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого учителя.
Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.
Ожидаемые результаты:
успешная адаптация начинающего педагога в учреждении;
активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
повышение профессиональной компетентности в вопросах педагогики и психологии;
обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
использование в работе инновационных педагогических технологий.
Формы работы:
- индивидуальные консультации;
- посещение уроков;
- беседы.
Выбор форм работы с молодым специалистом начала с собеседования, где молодой педагог указал свои трудности, проблемы в работе. Потом определили совместный план работы. Были проведены консультации и беседы по оформлению рабочих программ, календарно- тематическому и поурочному планированию. Оказана помощь в педагогической дифференциации учащихся по возможностям обучения и организации индивидуальной работы с учащимися на уроках.
Наставником осуществлялось консультирование по следующим вопросам:
Ведение школьной документации (классный журнал, ученические тетради)
Рекомендации по выбору темы самообразования.
Триединая цель урока и его конечный результат
Составление поурочного планирования
Собеседование по методике проведения современного урока.
Использование современных педагогических технологий.
Типы, виды, формы урока
Рекомендации по созданию личного портфолио учителя.
Инструктаж по составлению отчѐтности по окончании четверти.
Методы активизации познавательной деятельности учащихся
«Домашнее задание: какое, сколько, когда»
Мною были посещены уроки молодого специалиста
Месяцы | Предмет | Класс | Цель посещения урока | Анализ уроков и деятельности молодого учителя |
Октябрь | Русский язык | 2 | Знакомство с работой, выявление затруднений, оказание методической помощи. | На уроке преобладают объяснительные и репродуктивные методы. Деятельность учеников малоактивный. |
Ноябрь | Русский язык | 2 | Организация индивидуальных занятий с учащимися. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности. | Учитель настроен на учебное сотрудничество с учащимися, взаимодействие основано на дисциплинарных ролях. |
| Матема тика | 2 | Управление успехом в процессе урока. Определение уровня толерантности в отношениях ученик-учитель. | Педагог опирается на объяснительные, репродуктивные, инструктивно-практические методы. Активность учащихся проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока) |
Ноябрь | Литера турное чтение | 2 | Дифференцированный подход в процессе обучения. | Чувствуется отработанность системы учебных действий между учителем и учащимися |
Декабрь | Окружа ющий мир | 2 | Положительная эмоциональная составляющая урока. | Учитель предпочитает традиционные методы. избегает введения новых технологий обучения. |
Декабрь | Матема тика | 2 | Продуктивная значимость урока. | Темп занятия неоднороден: то напряженный, то излишне расслабляющий. |
На начало учебного года была проведена беседа с молодым специалистом
с целью выявления затруднений молодого специалиста,
разработан план работы с молодым специалистом по направлениям:
планирование и организация работы по предмету;
планирование и организация воспитательной работы;
работа со школьной документацией;
контроль деятельности молодого специалиста.
Примерный перечень мероприятий:
Совместная разработка планов-конспектов уроков по теме, занятий по внеурочной деятельности, внеклассного мероприятия |
Совместная подготовка и отбор дидактического материала для уроков и занятий |
Помощь в выборе методической темы. Планирование работы над методической темой на год. |
Обсуждение новинок методической литературы по предметам |
Взаимопосещение уроков и занятий, внеклассных мероприятий и их последующий подробный анализ |
Планирование работы классного руководителя. |
Изучение методических разработок «Анализ внеклассного мероприятия», «Методика проведения родительского собрания», «Тематика родительских собраний», «Тематические классные часы» |
Обсудить виды диагностики результатов обучения, анализа полученных результатов, сравнивать и планировать шаги по улучшению. |
Подготовить и проанализировать памятки: Анализ и самоанализ урока; Обязанности классного руководителя; Организация работы с родителями; Рекомендации по проведению внеклассных мероприятий; Организация работы с неуспевающими. |
Обсудить контроль оценки знаний учащихся. |
Организация помощи в подготовке и проведении открытого урока |
Проанализировать портфолио наставника. Познакомить с требованиями и вариантами оформления профессионального портфолио. |
Участие молодого специалиста в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. |
Беседы с молодым специалистом по определенным разделам педагогики, научному содержанию предмета, частной методике преподавания |
Консультации по частным вопросам методики преподавания и проведения внеклассных мероприятий |
Отчет о проделанной работе на заседании методического объединения |
Анализ воспитательной работы показал, что молодые специалисты на своих уроках и во внеурочное время способствуют:
развитию школьных традиций, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся;
формированию активной гражданкой позиции;
вовлекают родителей в жизнь школы и класса;
повышению у учащихся интереса к урочной и внеурочной работе;
формированию духовно-нравственных ценностей.
3. Анализ посещенных уроков.
Анализ посещенных уроков показал, что молодые специалисты владеют своим предметом, осваивают современные образовательные технологии, формы и методы работы, частично используют их на своих уроках. Однако, они слабо владеют методикой преподавания и организации урока.
4. Анализ ведения школьной документации.
Анализ ведения школьной документации показал, что молодые специалисты добросовестно относятся к ведению школьной документации, своевременно заполняются журналы, систематически проверяются контрольные и рабочие тетради, своевременно сдаются все отчетные документы.
Однако молодые специалисты допускают подтирки при заполнении журналов, в связи, с чем с молодыми специалистами был проведен повторный инструктаж о ведении школьных журналов.
На конец учебного года молодые специалисты выступили с творческими отчетами.
Выводы:
Проведенный контроль показал, что молодые специалисты адаптировались в новом коллективе, добросовестно относятся к своей работе. Работают над самообразованием, повышением педагогического мастерства и профессионально уровня. В соответствии с планом работы МС и МО проводят открытые уроки, внеклассные мероприятия, участвуют в проведении семинаров.
Работа с молодыми специалистами велась по плану, составленному к началу учебного года.
С первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование – своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства.
Помощь наставника заключалась в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя.
Наставник не контролировал, а способствовал быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.
План работы молодого специалиста включал в себя анализ учебной программы, выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов проведения различных этапов урока, анализ различного рода работ учащихся; заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также с какими затруднениями сталкивается в своей работе молодой учитель.
Молодые специалисты вовлекались также в организацию и проведение предметных недель, внеклассную работу, организацию и проведение олимпиад, различных тематических конкурсов.
Рекомендации:
продолжить работу по программе “Школа Молодого учителя”;
создание оптимальных условий для успешной работы;
проведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами;
оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков;
учителям наставникам продолжить работу с молодыми учителями;
использовать современные технологии, формы и методы работы;
разнообразить типы и виды уроков;
обратить внимание на воспитательный процесс учащихся;
следить за ведением школьной документации
Молодому специалисту:
посещать уроки наставников, опытных учителей, внеклассные мероприятия учителей школы;
изучать передовой педагогический опыт учителей.