Справка отчет об итогах проведения предметной недели
ШМО учителей русского языка и литературы
Сроки проведения:16.11.2020---27.11.2020
В соответствии с планом работы школы в период с 16 ноября по 27 ноября 2020 года была проведена предметная неделя учителей русского языка и литературы. Предметная декада прошла под девизом:
«Стань грамотным,
и ты откроешь перед собой
весь мир!»
Внеклассная работа по русскому языку , русской литературе органически входит в учебно-воспитательный процесс и необходима для развития и поддержания интереса к изучению русского языка , русской литературы для развития творческих способностей учащихся, общего развития кругозора учащихся. Проведение декады русского языка , русской литературы является одной из форм внеклассной и классной работы , в ходе которой ребята могут на практике применить свои знания.
Цели предметной недели:
формирование познавательной активности учащихся;
расширение кругозора знаний учащихся;
развитие творческих возможностей детей;
привитие интереса у учащихся к предметам «русский язык» и «литература».
Предметная декада русского языка и литературы была призвана решить следующие задачи:
создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно-образовательных потребностей;
повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации;
помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала;
создание праздничной творческой атмосферы.
План предметной декады составлялся с учетом реальных коммуникативных потребностей учащихся разных возрастных групп, и ее содержание отвечало таким требованиям, как коммуникативно-побудительная направленность, информативность, образовательная ценность и доступность. Все мероприятия предметной недели были призваны стимулировать творческую активность учащихся. В ней приняли участие ученики 5-10 классов. На заседании методического объединения учителей была спланирована работа данной недели.
Дата | Мероприятие | Классы | Ответственный |
16.11.2020 | Открытие декады «Стань грамотным, и ты откроешь перед собой весь мир» | 5-11 | Омарова С. З. и 8-е кл. |
17.11.2020 | Викторина для родителей «Веселая грамматика» | родители | Учителя - филологи |
18.11.2020 | Открытый урок «Сложноподчиненные предложения» | 9 | Исаева Г. М. |
19.11 2020 | Брейн –ринг в 8-х классах | 8 –е | Омарова С. З. |
20.11.2020 | Открытый урок по литературе «Береги платье снову, а честь смолоду» по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | 8а | Омарова С. З. |
21.11.2020 | Открытый урок «Синтаксический разбор простого предложения» | 7 | Слонова Л.С. |
23.11.2020 | Открытый урок по литературе | 10 | Исаева Г. М. |
23.11.2020 | Открытый урок по русскому языку: «Определение» | 5в | Ризванова А. А. |
24.11.2020 | Урок-концерт по литературе «Я сердцем никогда не лгу..» | 11 | Омарова С. З. |
25.11.2020 | Литературный вечер по творчеству М. Ю. Лермонтова в 6-классах | 6 | Ибрагимова П. Э. |
26.11.2020 | Конкурс чтецов: «Писатели и поэты – юбиляры» | 5-11 | Учителя - филологи |
27.11.2020 | Закрытие декады и объявление победителей конкурсов | 5-11 | Филологи и волонтеры |
В течение декады | Конкурс стенгазет на тему: «Поэт - юбиляр!» | 5-11 | Кл. руководители |
В течение декады | Конкурс рисунков по любимым произведениям. | 5-8 | Омарова С. З. и учащиеся – волонтеры 8 кл. |
В течение декады | Сочинение на тему: «Если бы я был волшебником…» | 5-11 | Учителя - филологи |
Каждый из учителей подошел к проведению декады творчески, стараясь использовать на своих уроках и мероприятиях нестандартные приемы и технологии. Каждый урок и мероприятие дали возможность учащимся участвовать в различных конкурсах, викторинах, инсценировках, что, безусловно, способствовало развитию у учащихся познавательного интереса к предмету.
В основе организации Декады лежат принципы доступности, связь теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, занимательности, преемственности и перспективности. Декада русского языка и литературы дает возможность каждому ученику проявить себя, стать художником, чтецом, ведущим конкурса, участником викторины. Происходит активизация мотивации в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность.
Конечно, далеко не все вопросы, возникающие в процессе обучения русскому языку, литературе, решены нашим методическим объединением. Нам предстоит ещё большая работа по совершенствованию процесса обучения и воспитания наших школьников, по улучшению качества знаний, но, если бы не наше методическое объединение, то жизнь школы была бы бедна, скучна, однообразна.
Учителя русского языка организовали открытие декады: оформили в фойе баннерами, портретами поэтов и писателей, высказываниями о языке, организовали выставку книг. Омарова С. З. провела интересное мероприятие к открытию декады. Учащиеся показали небольшую сценку, читали стихотворения о русском языке, провели конкурс на отгадывание пословиц о языке. Очень интересно прошел брейн-ринг по русскому языку между 8-ми классами.
Также очень интересно и познавательно прошли уроки Ибрагимовой П. Э. и Исаевой Г. М по литературе. С применением ИКТ. Дети подготовили свои проекты о героях произведений.
Совсем в необычном формате был проведен урок по литературе в 8 классе Омаровой С. З. Учащиеся вместе с учительницей подготовили инсценировки по эпизодам произведения, подготовили костюмы, чем усилили эффект того времени.
И красочным завершением Декады стал урок-концерт учителя Омаровой С. З. по литературе в 11 классе, в котором приняли учащиеся не только 11 класса, но и учащиеся 10 и 8 класса. Урок прошел на очень хорошем уровне, на уроке были гости. Особенно ребятам понравился приглашенный гость: преподаватель класса Гитары республиканской школы искусств для особо одаренных детей имени Мурада Кажлаева - Шахбанов Курбан Абдулкадирович. На уроке учащиеся читали наизусть стихи Есенина, смотрели отрывки из фильма о Есенине, а также пели песни, созданные на стихи Есенина. Урок так понравился ребятам, что они не хотели завершения и в конце несколько раз просили Курбана Абдулкадировича сыграть на гитаре, а сами пели песни на стихи Есенина. Также читали стихи и сами педагоги: Омарова С. З. и Исаева Г. М.
Проведенные мероприятия помогли учащимся школы узнать много нового, интересного о необыкновенных героях , произведениях, что помогает сформировать устойчивый интерес к изучению предмета. В намеченных мероприятиях приняли участие все учителя методического объединения . В ходе проведения декады учителя проявили хорошие организаторские способности. При подготовке мероприятий учитывались возрастные индивидуальные способности учащихся.
Конкурс чтецов «Поэты и писатели- юбиляры года» 5-8 классы
1 | Алиева Патимат | 8а | 1-е | Омарова С. З. |
2 | Ибавова Марьям | 7а | 2-е | Слонова Л. С. |
3 | Ибрагимова Патимат | 7в | 3-е | Слонова Л. С. |
9-11классы
1 | Асельдерова Мадина Нурудинова Раисат | 11 | 1-е | Омарова С. З. |
2 | Алиев Мурад Гасанова Асият | 10 | 2-е | Исаева Г. М. |
3 | Гаджиева Патимат Салихова Жана | 9 | 3-е | Исаева Г. М. |
Все проведенные мероприятия вызвали живой интерес у учащихся и способствовало повышению интереса к предмету. Таким образом, декада продемонстрировала успешное сочетание урочной и внеклассной работы. Школьники принимали активное участие в мероприятиях.
Победителям и призерам конкурсов были вручены грамоты.
Выводы:
Все открытые уроки и мероприятия были четко спланированы и проведены на достаточно хорошем методическом уровне. Поставленные цели учителями были достигнуты. Основные задачи выполнены. Предметная неделя позволила обучающимся раскрыть свой творческий потенциал. Все внеклассные мероприятия способствовали формированию познавательного интереса обучающихся русскому языку и литературе. Проведенные мероприятия отмечались разнообразием приёмов и методов обучения, форм организации урока. Учителя старались работать творчески, так как современный урок - это творчество самого учителя, его стремление к проявлению профессиональной индивидуальности. Реализованные возможности развивают учащихся и стимулируют интерес к предметам. Предметная неделя позволила школьникам познать себя, дала возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом она послужила развитию творческого мышления, умения делать умозаключения, воспитанию мотивации к учению. Все мероприятия носили занимательный и познавательный характер. Успешно применялись задания для формирования общеучебных умений и навыков, нестандартные задачи для развития творческого мышления, задачи, развивающие логическое мышление, пространственное воображение, исследовательские навыки. В основном все мероприятия предметной недели носили проблемно-развивающий характер. Интерес, проявленный учащимися во время проведения мероприятий предметной недели, показал, что каждому учителю необходимо регулярно проводить мероприятия по своему предмету и делать это, хотя бы в конце каждой четверти, а не только во время предметной недели.
Все намеченные по плану мероприятия были проведены , по ходу декады вносились изменения в график проведения из-за занятости участников другими видами деятельности в рамках декады.
В работе учителей слабо наблюдалась организация деятельности обучающихся с низкой мотивацией.
Все учителя русского языка и литературы использовали на своих уроках информационные технологии (интерактивную доску).Следует отметить, что учителя недостаточно владеют знанием всех возможностей интерактивной доски и чаще всего пользуются ей для показа презентаций к уроку. Рекомендовано пройти дополнительное обучение, применять готовые интерактивные материалы, выложенные в интернете.
В результате анализа проведенных занятий были выявлены недостатки. Среди них:
не налажена систематическая работа по самооценке учащихся;
недостаточное внимание к применению знаний на практике, оторванность теоретических знаний от их использования;
не провели открытые уроки и мероприятия по дагестанской литературе;
недостаточное использование групповых и индивидуальных форм обучения;
недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке;
односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественно дифференциация объема и степени сложности);
пассивная позиция части школьников в учебном процессе;
Рекомендации:
Считать проведение предметной Декады успешным, так как поставленные цели были достигнуты.
Отметить плодотворную и добросовестную работу учителей русского языка и литературы в подготовке и проведении предметной недели.
В целях развития интереса к предмету планировать и проводить аналогичные мероприятия, а учителям учесть замечания своих коллег.
Продолжить работу по созданию условий для развития познавательного интереса обучающихся к данным предметам и возможности для самореализации личности каждого школьника.
Руководителю ШМО учителей русского языка и литературы Омаровой С. З. проанализировать итоги недели на заседании методического объединения.
Материалы предметной недели разместить на школьном сайте.
Руководитель МО _____ Омарова С. З.