Справка
по результатам проверки внеурочной деятельности в 1- 11 классах
по итогам проверки с февраля по март 2017 г.
Цель: Получить объективную информацию о реализации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.
Результат контроля: справка.
Методы контроля. Анализ документации: рабочие программы, календарно-тематическое планирование, журнал по внеурочной деятельности (в части занятости детей), анкетирование, посещение занятий.
Согласно плану внутришкольного контроля на 2016/2017 учебный год в период с февраля по март 2017 г. был проведен анализ внеурочной деятельности 1-11-х классов.
В соответствии с государственным образовательным стандартом основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Таким образом, внеурочная деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса. В связи с этим возникла необходимость контроля организации внеурочной деятельности 1-11-х классов в соответствии с требованиями нового стандарта.
С целью получения объективной информации о занятости учащихся во внеурочное время была проведена проверка по следующим направлениям:
деятельность классного руководителя по организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов;
расписание занятий внеурочной деятельности;
заполнение в журналах занятости учащихся;
соответствие записей в журналах по внеурочной деятельности;
Содержание внеурочной деятельности складывалось из пожеланий родителей и детей (выявление запросов родителей и интересов детей). Для этого были проведены родительские собрания, на котором проведено знакомство с примерным учебным планом гимназии, где включена внеурочная деятельность учащихся.
В школе составлено расписание внеурочной деятельности обучающихся 1-11 классов. Режим проведения внеурочной деятельности: понедельник – пятница.
Занятость учащихся гимназии во внеурочной деятельности
Класс | Кол-во учащихся | Кол-во учащихся посещающих кружки, секции | % |
1А | 22 | 22 | 100 |
1Б | 20 | 20 | 100 |
1В | 19 | 19 | 100 |
1Г | 20 | 20 | 100 |
2А | 23 | 23 | 100 |
2Б | 25 | 25 | 100 |
2В | 24 | 24 | 100 |
2Г | 24 | 24 | 100 |
2Д | 22 | 22 | 100 |
3А | 26 | 26 | 100 |
3Б | 27 | 27 | 100 |
3В | 27 | 27 | 100 |
4А | 22 | 22 | 100 |
4Б | 29 | 29 | 100 |
4В | 23 | 23 | 100 |
5А | 23 | 23 | 100 |
5Б | 25 | 2 | 8 |
5В | 27 | 23 | 85 |
5Г | 25 | 11 | 44 |
6А | 13 | 13 | 100 |
6Б | 19 | 5 | 26 |
6В | 17 | 9 | 53 |
6Г | 20 | 0 | 0 |
7А | 21 | 0 | 0 |
7Б | 24 | 0 | 0 |
7В | 21 | 0 | 0 |
8А | 15 | 3 | 20 |
8Б | 16 | 14 | 88 |
8В | 24 | 23 | 96 |
8Г | 20 | 6 | 30 |
9А | 26 | 20 | 77 |
9Б | 21 | 4 | 19 |
9В | 22 | 1 | 5 |
10А | 19 | 8 | 42 |
10Б | 20 | 4 | 20 |
11А | 21 | 8 | 37 |
11Б | 16 | 5 | 31 |
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, игры, соревнования, конкурсы, проектные и поисковые исследования и т. д.
Расписание занятий составлено в соответствии с рекомендациями, в которых между основными занятиями и занятиями внеурочной деятельности предусмотрена динамическая пауза. Расписание составлено так, чтобы занятия двигательной активности чередовались с занятиями других видов деятельности.
Каждым учителем, ведется журнал внеурочной деятельности по своему направлению, где своевременно записываются все занятия согласно календарно-тематическому планированию, фиксируется учет посещаемости учащихся. Особенно аккуратно и старательно ведут журналы классоводы 1-4 классов.
Спортивно-оздоровительное направление в 4х, 5х, 8х и 9х классах реализуется в количестве по 2 часа, с целью удовлетворения двигательной потребности учащихся, укрепления здоровья, развития двигательных способностей. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей.
Для воспитания в детях любви к родному краю, уважения к старшим, чувства справедливости, добра реализуются программы духовно-нравственного направления. Данное направление имеет большое воспитательное значение, играет большую роль в формировании личностных УУД.
Программы общеинтеллектуального направления необходимы для выявления и развития одаренности детей, развития у детей мыслительных умений и навыков, воображения, творческого мышления, умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. Кружки «Я житель планеты Земля», «В гости к сказкам», развивают мотивацию учащихся к обучению образовательных предметов. С помощью, казалось бы несложных заданий учителя работают над формированием умений работать с печатными изданиями, находить в них необходимую информацию, т.е. работать с текстом, работают над развитием логического мышления школьников.
Программы художественно-эстетического направления имеют цель раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Результаты данного направления неоднократно были представлены на всеобщее обозрение родителям и учащимся школы на общешкольных праздниках, и получали положительную оценку и отзывы.
Программы социального направления закладывают основы адаптации в коллективе, стимулирования у учащихся самостоятельности в принятии решений, учиться самовыражаться. Постоянная смена видов деятельности на занятиях внеурочной деятельности не позволяет детям скучать и уставать от однообразных заданий, дети активно, с интересом работают, что способствует сбережению здоровья учащихся. 100% программ внеурочной деятельности реализуется силами учителей школы.
Через реализацию данных программ формируются УУД:
Личностное профессиональное самоопределение, жизненное самоопределение;
Смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Нравственно-этическая ориентация.
Целеполагание;
Планирование;
Прогнозирование;
Контроль
Коррекция;
Оценка;
Саморегуляции.
Таким образом,каждый учитель понимает, что:
внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
Выводы:
занятость учащихся во внеурочной деятельности – начальная школа 100%, 5-11 классы – 41 %;
расписание занятий соответствует требованиям;
внеурочная деятельность охватывает все шесть направлений;
доминирующими направлениями выступают – духовно-нравственное, и общекультурное;
занятия проходят в живой интересной для детей форме;
Рекомендации:
продолжить работу по формированию УУД средствами внеурочной деятельности;
изучать интересы учащихся и родителей, работать над разработкой новых программ внеурочной деятельности, с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.
отметить активную и творческую работу учителей по организации внеурочной деятельности.
Заместитель директора по ВР Е.В. Полякова