Аналитическая справка по результатам диагностической работы по выявлению УУД (познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные)
во 2-х классах на начало 2023-2024 учебного года
Универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС в широком значении — умение ученика учиться, способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности. Это совокупность приемов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки.
Учебные действия названы универсальными, потому что они носят надпредметный характер, их можно применить на любом уроке.
Диагностика проводилась в октябре 2023 г., в ней приняли участие все 8 параллелей 2 классов.
В диагностике приняли участие 208 учащихся:
2а-27, 2б- 25, 2в-26, 2г-26, 2д-25, 2е- 24, 2ж-28, 2з-27.
Для выявления УУД были использованы следующие методики:
I. Диагностика познавательных УУД: методика «Выявление существенных признаков».
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления-выделение существенных признаков.
Оцениваемое УУД-логические универсальные учебные действия.
Форма проведения: письменный опрос.
Критерии оценивания:
Высокий уровень- 6-7 правильных ответов;
Средний уровень-3-5 правильных ответов;
Низкий уровень-1-2 правильных ответов.
Методика выявляет способность испытуемого определять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.
Классы: | Уровни: |
высокий | средний | низкий |
2а—27ч. | - | 26 | 1 |
2б-25ч. | - | 11 | 14 |
2в-26ч. | - | 23 | 3 |
2г-26ч. | - | 21 | 5 |
2д-25ч. | 1 | 14 | 10 |
2е-24ч. | - | 18 | 6 |
2ж-28ч. | 1 | 24 | 3 |
2з-27ч. | - | 21 | 6 |
Итого: 208 ч. | 2 чел. | 158 чел. | 48 чел. |
II. Диагностика регулятивных УУД: тест простых поручений.
Цель: диагностика уровня развития саморегуляции, организации деятельности, отдельных свойств внимания, объема оперативной памяти.
Оцениваемые универсальные действия: регулятивные- способность понимать и действовать по заданной инструкции; волевая саморегуляция.
Тест проводится групповым способом. Временные затраты на выполнения теста - 5-7 минут. Тест поручений зачитывается в обычном темпе. Каждое задание зачитывается только один раз.
За каждое правильно выполненное поручение присуждается 1 балл. При выполнении части поручения или незначительном искажении балл не присуждается.
7-8 заданий-высокий уровень;
4-6 заданий- средний уровень;
1-3 задания-низкий уровень.
Классы: | Уровни: |
высокий | средний | низкий |
2а | 2 | 22 | 3 |
2б | 4 | 11 | 10 |
2в | 1 | 17 | 8 |
2г | 1 | 17 | 8 |
2д | - | 10 | 15 |
2е | - | 15 | 9 |
2ж | 1 | 16 | 11 |
2з | 1 | 16 | 10 |
Итого: 208 ч. | 10 чел. | 124 чел. | 74 чел. |
III. Диагностика познавательных УУД: методика «Что такое хорошо и что такое плохо».
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Форма проведения-фронтальное анкетирование.
12-16 балов-высокий уровень;
6-11 баллов- средний уровень;
0-5 баллов- низкий уровень.
Классы: | Уровни: |
высокий | средний | низкий |
2а | 17 | 10 | - |
2б | 9 | 16 | - |
2в | 18 | 8 | - |
2г | 11 | 15 | - |
2д | 12 | 13 | - |
2е | 16 | 8 | - |
2ж | 16 | 12 | - |
2з | 18 | 9 | - |
Итого: 208 ч. | 117 | 91 | - |
IV.Диагностика коммуникативных УУД: по схеме наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельностью учащихся по Э.М. Александровской, Ст.Громбах
Цель: оценить поведенческие индикаторы успешности социальных контактов.
Оценивалась по двум критериям: 1) взаимоотношения с одноклассниками; 2) отношение к учителю.
Оценены 347 учеников всех 3-х классов.
Классы: | Уровни: |
высокий | средний | низкий |
2а | 13 | 19 | |
2б | 12 | 5 | - |
2в | 9 | 14 | - |
2г | 9 | 22 | 2 |
2д | 11 | 13 | - |
2е | 8 | 22 | 2 |
2ж | 16 | 13 | - |
2з | 15 | 3 | - |
Итого: | 93 | 111 | 4 |
V. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельностью учащихся по Э.М. Александровской, Ст.Громбах совместно с классным руководителем.
Цель: оценить поведенческие индикаторы сформированности критерия: учебной деятельности; усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения; успешность социальных контактов; эмоциональное благополучие (познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные УУД).
Познавательные УУД: учебная активность, усвоение знаний, успеваемость.
Регулятивные УУД: целеполагание, самоконтроль.
Личностные УУД: нравственно-этическая готовность, поведение на уроке, поведение вне урока, эмоциональное благополучие.
Коммуникативные УУД: взаимоотношения с одноклассниками, отношение к учителю.
Общий показатель адаптации и эффективности учебной деятельности 2-х классов к школьному обучению.
УУД | Высокий уровень (%) | Средний уровень (%) | Низкий уровень (%) |
Личностные | 109 (39 %) | 160 (58%) | 9 (3%) |
Регулятивные | 38 (14%) | 185 (66%) | 55 (20%) |
Познавательные | 65 (23%) | 162 (58%) | 51 (19%) |
Коммуникативные | 163 (59%) | 110 (39%) | 5 (2%) |
ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ | 34% | 55% | 11% |
Выводы:
Мониторинг уровня сформированности УУД в 2-х классах выявил самые низкие показатели у регулятивных УУД: целеполагание на низком уровне у 67 учеников; самоконтроль на низком уровне у 78 учеников. Познавательные УУД: усвоение знаний, успеваемость на низком уровне у 64 учеников; учебная активность на низком уровне у 55 учеников.
Также диагностика регулятивных УУД с помощью методики «Тест простых поручений» выявила, что 93 ученика имеют низкий уровень УУД. Диагностика познавательных УУД с помощью методики «Выявление существенных признаков» выявила, что низкий уровень имеют 49 учеников.
Соответственно, при дальнейшем психолого-педагогическом сопровождении учащихся сделать упор на развитие регулятивных, познавательных качеств.
Рекомендации классному руководителю:
Развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностных и познавательных сфер ребенка.
Поэтому продолжить работу по формированию и развитию у обучающихся универсальных учебных действий:
- для развития личностных УУД необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат;
- для развития регулятивных УУД - формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий, привлечению обучающихся к проектно-исследовательской деятельности;
- для формирования познавательных УУД - привлекать обучающихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера;
- для развития коммуникативных навыков у обучающихся рекомендуется формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат;
- разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения;
- довести до сведения родителей результаты диагностики.
Педагог-психолог Бадмаева С.В.
16.11.2023 г.