Справка
«Развитие творческого потенциала обучающихся через организацию внеурочной деятельности»
февраль 2015 г.
Подготовила: зам. директора школы по ВР Крымская Ю.В.
Цель ВШК: проследить работу педагогов дополнительного образования, классных руководителей, при организации внеурочной деятельности
Вид контроля: комплексно-обобщающий фронтальный контроль
Методы контроля: проверка программ внеурочной деятельности, журналов внеурочной деятельности.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей..
Стандарты второго поколения предполагают реализацию в образовательном учреждении не только урочную, но внеурочную деятельность, которая организуется по направлениям развития личности в 1-4, 5 классах:
В школе в 2015-2016 учебном году количество часов внеурочной деятельности среди классов начальной школы распределилось следующим образом:
Класс | Кол-во классов |
1 | 1 |
Количество часов внеурочной деятельности: 8 часов |
2 | 1 |
3 | 2 |
Количество часов внеурочной деятельности: 9 часов |
4 | 2 |
Количество часов внеурочной деятельности: 7 часов |
5 | 1 |
Количество часов внеурочной деятельности: 7 часов |
Содержание внеурочной деятельности складывалось из пожеланий родителей, детей и возможностей школы. В ОУ составлена программа внеурочной деятельности, куда вошли программы кружков и секций. Составлено расписание. Режим проведения внеурочной деятельности понедельник – суббота, согласно расписания. Внеурочная деятельность в школе осуществляется во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: кружки, лаборатория, клуб, секция.
План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования
Спортивно-оздоровительное направление реализуется через секции «Коррегирующая гимнастика», «Легкая атлетика», а также через занятия в кружках «Подвижные игры», «Культура здорового питания». Занятия в кружках и секциях способствуют формированию у обучающихся мотивации сохранения и преумножения здоровья средствами здорового питания и спортивной игры, формированию начальных представлений о культуре движений, сознательного применения физических упражнений, спортивных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
Общеинтеллектуальное направление представлено следующими объединениями: кружки «В мире книг», «Удивительный мир слов», «Занимательная математика», «Развитие речи. Английский язык. Полиглотик», клубы «Юный инфознайка», «Клуб юных знатоков: мыслим-творим-исследуем», «Интеллектульные игры».
Кружок «Английский язык. Окно в мир» формирует умение общаться на английском языке с учетом речевых возможностей младших школьников, развивает личность ребенка, его речевые способности, мотивацию к дальнейшему овладению английский языком. Занятия в кружке обеспечивают коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников для преодоления психологического барьера в использовании английского языка как средства общения. Занятия проходят в форме поэтических выступлений, театрализованных постановок, в ходе подготовки которых происходит знакомство с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором, с историей англоязычных стран.
На занятиях кружка «Удивительный мир слов» обучающимся предоставляется возможность познакомится с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире, осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Занятия в клубе «Юный инфознайка» подготавливает обучающихся к освоению информационно-коммуникационных технологий и имеет особую значимость для детей. Данная программа нацелена на развитие творческих способностей обучающихся, на формирование навыка работы на компьютере в разных средах и приложениях, ориентирует их на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания. «Интеллектуальные игры», «Клуб юных знатоков: мыслим-творим-исследуем» способствуют развитию познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, развитию мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности – анализа, синтеза, сравнения, умения выделить главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы, формировать навык творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи.
Общекультурное направление представлено кружками «Экология в красках и формах», «Мир на ладошке» и объединяет в своих рядах любителей природы. В процессе общения формируется экологическая грамотность, решаются задачи формирования интереса к изучению природы родного края, формируются представления о природных сообществах, об охранных территориях России и Сахалинской области. Программа имеет эколого-биологическую и учебно-познавательную направленность с практической ориентацией. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей
Духовно-нравственное направление представлено кружками «Этика. Азбука добра», «Край, в котором я живу».
Кружок «Этика. Азбука добра» раскрывает правила нравственного поведения, ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой.
Кружок «Край, в котором я живу» направлен на освоение социальных знаний при знакомстве с окружающим миром и жизнью людей родного края: их нормами и ценностями, этническими и религиозными особенностями.
Социальное направление представлено кружком «Я пешеход и пассажир». Основная идея курса – формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Программа организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 2 в 5 классах состоит из программ, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности (спортивно–оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное).
Спортивно-оздоровительное направление реализуется через секцию «Легкая атлетика», а также через занятия в клубе «Формирование культуры здоровья». Занятия в клубе и секции способствуют формированию у обучающихся мотивации сохранения и преумножения здоровья средствами здорового питания и спортивной игры, сознательного применения физических упражнений, спортивных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
Общеинтеллектуальное направление представлено следующими объединениями: кружки «Magic English», «Литературный кружок в школе», «Юный математик», клуб «Что?Где?Когда».
Кружок «Magic English» позволяет изучать иностранный язык совместно с родным языком и закладывает основы филологического образования, содействует осознанию учащимися своего мышления, общему речевому развитию человека, совершенствованию его коммуникативной культуры. Занятия проходят в форме поэтических выступлений, театрализованных постановок, в ходе подготовки которых происходит знакомство с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором, с историей англоязычных стран.
«Литературный кружок в школе» позволяет глубже усвоить школьную программу, через расширение круга чтения произведений литературы, не входящих в школьный курс. Активно используются такие формы работы, как эвристическая беседа, самостоятельная творческая работа, конкурсы, мини-концерты, словесное рисование.
Кружок «Юный математик» направлен на расширение и углубление знаний по предмету. В результате занятий учащиеся приобретают навыки и умения в решении более трудных и разнообразных задач, а также задач олимпиадного уровня. Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия проводятся в форме бесед, лекций, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Клуб «Что?Где?Когда?» способствуют развитию познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, развитию мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности – анализа, синтеза, сравнения, умения выделить главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы, формировать навык творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи.
Социальное направление представлено кружком «Юные инспекторы дорожного движения». Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения, углублѐнное изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения, пропаганде правил дорожного движения в школе с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки. Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве.
Экологическое направление «Моя экологическая грамотность» направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни. Выполнение учащимися исследовательских проектов в рамках программ способствует развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
Духовно-нравственное направление представлено клубом «Юный патриот».
Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей. Курс «Юный патриот» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках литературы, русского языка, математики,биологии, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.
Выводы: В МБОУ СОШ № 2 созданы методические, материально-технические, кадровые условия реализации плана внеурочной деятельности.Организация занятий внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).
В документации учителей записи ведутся своевременно, согласно рабочих программ и КТП, контроль, осуществляемый в данном направлении показал, что внеурочная деятельность проводится в строгом соответствии с утвержденным расписанием занятий.
Организация внеурочной деятельности на базе школы позволяет использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.
Предложения:
Классным руководителям 1-5 классов продолжать работу по вовлечению обучающихся к занятиям в кружках и секциях при школе, в рамках внеурочной деятельности..
Включить в вопрос ВШК на 2015-2016 учебный год: «Развитие творческих способностей в коллективной внеурочной деятельности»