СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Справочник школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен справочный материал по математике, русскому языку для начальных классов.Очень удобно, так как весь справочный материал собран в одном месте

Просмотр содержимого документа
«Справочник школьника»































































+



























































Площадь прямоугольника

a S = a * b

b



Площадь квадрата

a S = a * a

a

Периметр прямоугольника

a P = ( a + b) * 2

b P = a * 2 + b * 2



Периметр квадрата



a P = a * 4

a

Площадь прямоугольника

a S = a * b

b



Площадь квадрата

a S = a * a

a

Периметр прямоугольника

a P = ( a + b) * 2

b P = a * 2 + b * 2



Периметр квадрата



a P = a * 4

a

Склонение существительных

Падеж

Слова-помощники

Вопросы

Предлоги

Именительный

падеж

есть

КТО?

ЧТО?

-/-

Родительный

падеж

нет

КОГО?

ЧЕГО?

от, до, из, с, у, без, вокруг

Дательный падеж

дать

КОМУ?

ЧЕМУ?

к, по

Винительный

падеж

вижу

КОГО?

ЧТО?

про, через, в, на, за

Творительный падеж

горжусь

КЕМ?

ЧЕМ?

с, за, под, над, между

Предложный падеж

говорю

О КОМ?

О ЧЁМ?

о, об, в, на, при



Род существительных


Мужской род

Женский род

Средний род

Слова-помощники

Он, мой

Она, моя

Оно, моё


Стол, кот,

Кошка, дорога

Солнце, дерево



Личные местоимения


Ед. ч.

Мн. ч

1 лицо

Я

МЫ

2 лицо

ТЫ

ВЫ

3 лицо

ОН, ОНА, ОНО

ОНИ



Склонение существительных

Падеж

Слова-помощники

Вопросы

Предлоги

Именительный

падеж

есть

КТО?

ЧТО?

-/-

Родительный

падеж

нет

КОГО?

ЧЕГО?

от, до, из, с, у, без, вокруг

Дательный падеж

дать

КОМУ?

ЧЕМУ?

к, по

Винительный

падеж

вижу

КОГО?

ЧТО?

про, через, в, на, за

Творительный падеж

горжусь

КЕМ?

ЧЕМ?

с, за, под, над, между

Предложный падеж

говорю

О КОМ?

О ЧЁМ?

о, об, в, на, при

Род существительных


Мужской род

Женский род

Средний род

Слова-помощники

Он, мой

Она, моя

Оно, моё


Стол, кот,

Кошка, дорога

Солнце, дерево



Личные местоимения


Ед. ч.

Мн. ч

1 лицо

Я

МЫ

2 лицо

ТЫ

ВЫ

3 лицо

ОН, ОНА, ОНО

ОНИ

Морфологический разбор существительных.

  1. Часть речи.

  2. Начальная форма ( именительный падеж, ед. число)

  3. Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род, склонение, падеж, число.

  4. Член предложения.



Морфологический разбор прилагательных.

  1. Часть речи.

  2. Начальная форма ( им. падеж, ед. число, м. род).

  3. Род (только в ед. числе), падеж, число.

  4. Член предложения.



Морфологический разбор глаголов.

  1. Часть речи.

  2. Начальная форма ( неопределенная форма).

  3. Вид, спряжение, число, время, лицо, род ( только в прошедшем времени).

  4. Член предложения.

Образец

На столе ( на чём? где?)

  1. Имя сущ.

  2. Н.ф. – стол.

  3. Нариц., неодуш., м.род, в Предл. падеже, в ед. числе.

  4. Второстепенный член предлож.

Морфологический разбор существительных.

  1. Часть речи.

  2. Начальная форма ( именительный падеж, ед. число)

  3. Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род, склонение, падеж, число.

  4. Член предложения.



Морфологический разбор прилагательных.

  1. Часть речи.

  2. Начальная форма ( им. падеж, ед. число, м. род).

  3. Род (только в ед. числе), падеж, число.

  4. Член предложения.



Морфологический разбор глаголов.

  1. Часть речи.

  2. Начальная форма ( неопределенная форма).

  3. Вид, спряжение, число, время, лицо, род ( только в прошедшем времени).

  4. Член предложения.



Образец

На столе ( на чём? где?)

  1. Имя сущ.

  2. Н.ф. – стол.

  3. Нариц., неодуш., м.род, в Предл. падеже, в ед. числе.

  4. Второстепенный член предлож.

Знаки препинания в предложениях

с прямой речью



А : «П!»

Соседка сказала: «Как я рада тебя видеть!»

А :«П?»

Соседка спросила: «Зайдёшь завтра?»

А : «П».

Соседка сказала: «Хорошо, что ты зашла».





«П!» — а.

«Как я рада тебя видеть!» - сказала соседка. 

«П?» — а.

«Зайдёшь завтра?» - спросила соседка.

«П», — а.

«Хорошо, что ты зашла», - сказала соседка. 













Знаки препинания при обращении



Схемы предложений

Примеры

Что, царевич, ты не весел?

Где ты был, Серёжа?

Девицы красные, спойте мне песенку!

































Второстепенные члены предложения



Дополнение

Определение


Обстоятельство

Обозначает предмет.

Обозначает признак предмета.

 Обозначает место, время, причину, образ действия.

Отвечает 
на вопросы косвенных падежей:
кого?   чего?   кому?   чему?   кого?   что?   кем?   чем?   о ком?   о чём? 

Отвечает на вопросы    какой? какая? какое? какие?   чей?  

Отвечает на вопросы  
когда?   где?   куда?   откуда?   зачем?   почему? как? 

Выражается именем существительным 
или местоимением.


Выражается именем прилагательным.

Выражается наречием, именем существительным.  

Чёрные облака закрыли (что?) небо.

Я ловил (кого?) ершей.

Сестра читает (кому?) мне.

Много песен слыхал я в родной стороне.


Яркое солнце слепило глаза.

Ветки цветущих деревьев смотрят (куда?) в окно.


Мы встретились (когда?) вечером.



Второстепенные члены предложения



Дополнение

Определение


Обстоятельство

Обозначает предмет.

Обозначает признак предмета.

 Обозначает место, время, причину, образ действия.

Отвечает 
на вопросы косвенных падежей:
кого?   чего?   кому?   чему?   кого?   что?   кем?   чем?   о ком?   о чём? 

Отвечает на вопросы    какой? какая? какое? какие?   чей?  

Отвечает на вопросы  
когда?   где?   куда?   откуда?   зачем?   почему? как? 

Выражается именем существительным 
или местоимением.


Выражается именем прилагательным.

Выражается наречием, именем существительным.  

Чёрные облака закрыли (что?) небо.

Я ловил (кого?) ершей.

Сестра читает (кому?) мне.

Много песен слыхал я в родной стороне.


Яркое солнце слепило глаза.

Ветки цветущих деревьев смотрят (куда?) в окно.


Мы встретились (когда?) вечером.

Разбор простого предложения

  1. Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.

  2. Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.

  3. Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.

  4. Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.

Пример:

Вечером шёл пушистый снег.

Снег – подлежащее, отвечает на вопрос «что?» выражено именем существительным в именительном падеже.

Снег (что делал?) – шёл – сказуемое, выражено глаголом.

Определяем группу подлежащего:

Снег (какой?) – пушистый – определение, выражено прилагательным.

Определяем группу сказуемого:

Снег шёл (когда?) – вечером – обстоятельство, выражено наречием.

Наречие глагол прилаг. сущ.

Вечером шёл пушистый снег.

Памятка к изложению


  1. Прочитай текст. Подумай, почему он так озаглавлен. Если заголовка нет, озаглавь текст самостоятельно.


  1. Ещё раз прочитай текст. Подумай, на сколько частей можно его разделить.


  1. Озаглавь каждую часть и напиши план. Ещё раз прочитай текст и выпиши из каждой части трудные для написания слова.



  1. Напиши изложение по плану.

Памятка к изложению


  1. Прочитай текст. Подумай, почему он так озаглавлен. Если заголовка нет, озаглавь текст самостоятельно.


  1. Ещё раз прочитай текст. Подумай, на сколько частей можно его разделить.


  1. Озаглавь каждую часть и напиши план. Ещё раз прочитай текст и выпиши из каждой части трудные для написания слова.



  1. Напиши изложение по плану.















Памятка к изложению


  1. Прочитай текст. Подумай, почему он так озаглавлен. Если заголовка нет, озаглавь текст самостоятельно.


  1. Ещё раз прочитай текст. Подумай, на сколько частей можно его разделить.


  1. Озаглавь каждую часть и напиши план. Ещё раз прочитай текст и выпиши из каждой части трудные для написания слова.



  1. Напиши изложение по плану.