Просмотр содержимого документа
«Справочник школьника»









+






Площадь прямоугольника
a S = a * b
b
Площадь квадрата
a S = a * a
a
Периметр прямоугольника
a P = ( a + b) * 2
b P = a * 2 + b * 2
Периметр квадрата

a P = a * 4
a
Площадь прямоугольника
a S = a * b
b
Площадь квадрата
a S = a * a
a
Периметр прямоугольника
a P = ( a + b) * 2
b P = a * 2 + b * 2
Периметр квадрата

a P = a * 4
a
Склонение существительных
Падеж | Слова-помощники | Вопросы | Предлоги |
Именительный падеж | есть | КТО? ЧТО? | -/- |
Родительный падеж | нет | КОГО? ЧЕГО? | от, до, из, с, у, без, вокруг |
Дательный падеж | дать | КОМУ? ЧЕМУ? | к, по |
Винительный падеж | вижу | КОГО? ЧТО? | про, через, в, на, за |
Творительный падеж | горжусь | КЕМ? ЧЕМ? | с, за, под, над, между |
Предложный падеж | говорю | О КОМ? О ЧЁМ? | о, об, в, на, при |
Род существительных
| Мужской род | Женский род | Средний род |
Слова-помощники | Он, мой | Она, моя | Оно, моё |
| Стол, кот, | Кошка, дорога | Солнце, дерево |
Личные местоимения
| Ед. ч. | Мн. ч |
1 лицо | Я | МЫ |
2 лицо | ТЫ | ВЫ |
3 лицо | ОН, ОНА, ОНО | ОНИ |
Склонение существительных
Падеж | Слова-помощники | Вопросы | Предлоги |
Именительный падеж | есть | КТО? ЧТО? | -/- |
Родительный падеж | нет | КОГО? ЧЕГО? | от, до, из, с, у, без, вокруг |
Дательный падеж | дать | КОМУ? ЧЕМУ? | к, по |
Винительный падеж | вижу | КОГО? ЧТО? | про, через, в, на, за |
Творительный падеж | горжусь | КЕМ? ЧЕМ? | с, за, под, над, между |
Предложный падеж | говорю | О КОМ? О ЧЁМ? | о, об, в, на, при |
Род существительных
| Мужской род | Женский род | Средний род |
Слова-помощники | Он, мой | Она, моя | Оно, моё |
| Стол, кот, | Кошка, дорога | Солнце, дерево |
Личные местоимения
| Ед. ч. | Мн. ч |
1 лицо | Я | МЫ |
2 лицо | ТЫ | ВЫ |
3 лицо | ОН, ОНА, ОНО | ОНИ |
Морфологический разбор существительных.
Часть речи.
Начальная форма ( именительный падеж, ед. число)
Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род, склонение, падеж, число.
Член предложения.
Морфологический разбор прилагательных.
Часть речи.
Начальная форма ( им. падеж, ед. число, м. род).
Род (только в ед. числе), падеж, число.
Член предложения.
Морфологический разбор глаголов.
Часть речи.
Начальная форма ( неопределенная форма).
Вид, спряжение, число, время, лицо, род ( только в прошедшем времени).
Член предложения.
Образец
На столе ( на чём? где?)
Имя сущ.
Н.ф. – стол.
Нариц., неодуш., м.род, в Предл. падеже, в ед. числе.
Второстепенный член предлож.
Морфологический разбор существительных.
Часть речи.
Начальная форма ( именительный падеж, ед. число)
Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род, склонение, падеж, число.
Член предложения.
Морфологический разбор прилагательных.
Часть речи.
Начальная форма ( им. падеж, ед. число, м. род).
Род (только в ед. числе), падеж, число.
Член предложения.
Морфологический разбор глаголов.
Часть речи.
Начальная форма ( неопределенная форма).
Вид, спряжение, число, время, лицо, род ( только в прошедшем времени).
Член предложения.
Образец
На столе ( на чём? где?)
Имя сущ.
Н.ф. – стол.
Нариц., неодуш., м.род, в Предл. падеже, в ед. числе.
Второстепенный член предлож.
Знаки препинания в предложениях
с прямой речью
А : «П!» | Соседка сказала: «Как я рада тебя видеть!» |
А :«П?» | Соседка спросила: «Зайдёшь завтра?» |
А : «П». | Соседка сказала: «Хорошо, что ты зашла».
|
«П!» — а. | «Как я рада тебя видеть!» - сказала соседка.
|
«П?» — а. | «Зайдёшь завтра?» - спросила соседка. |
«П», — а. | «Хорошо, что ты зашла», - сказала соседка. |
Знаки препинания при обращении
Схемы предложений | Примеры |
 | Что, царевич, ты не весел? |
 | Где ты был, Серёжа? |
 | Девицы красные, спойте мне песенку! |
| |
Второстепенные члены предложения
Дополнение | Определение | Обстоятельство |
Обозначает предмет. | Обозначает признак предмета. | Обозначает место, время, причину, образ действия. |
Отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? | Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? | Отвечает на вопросы когда? где? куда? откуда? зачем? почему? как? |
Выражается именем существительным или местоимением. | Выражается именем прилагательным. | Выражается наречием, именем существительным. |
Чёрные облака закрыли (что?) небо. Я ловил (кого?) ершей. Сестра читает (кому?) мне. | Много песен слыхал я в родной стороне. Яркое солнце слепило глаза. | Ветки цветущих деревьев смотрят (куда?) в окно. Мы встретились (когда?) вечером. |
Второстепенные члены предложения
Дополнение | Определение | Обстоятельство |
Обозначает предмет. | Обозначает признак предмета. | Обозначает место, время, причину, образ действия. |
Отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? | Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? | Отвечает на вопросы когда? где? куда? откуда? зачем? почему? как? |
Выражается именем существительным или местоимением. | Выражается именем прилагательным. | Выражается наречием, именем существительным. |
Чёрные облака закрыли (что?) небо. Я ловил (кого?) ершей. Сестра читает (кому?) мне. | Много песен слыхал я в родной стороне. Яркое солнце слепило глаза. | Ветки цветущих деревьев смотрят (куда?) в окно. Мы встретились (когда?) вечером. |
Разбор простого предложения
Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.
Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.
Пример:
Вечером шёл пушистый снег.
Снег – подлежащее, отвечает на вопрос «что?» выражено именем существительным в именительном падеже.
Снег (что делал?) – шёл – сказуемое, выражено глаголом.
Определяем группу подлежащего:
Снег (какой?) – пушистый – определение, выражено прилагательным.
Определяем группу сказуемого:
Снег шёл (когда?) – вечером – обстоятельство, выражено наречием.
Наречие глагол прилаг. сущ.
Вечером шёл пушистый снег.
Памятка к изложению
Прочитай текст. Подумай, почему он так озаглавлен. Если заголовка нет, озаглавь текст самостоятельно.
Ещё раз прочитай текст. Подумай, на сколько частей можно его разделить.
Озаглавь каждую часть и напиши план. Ещё раз прочитай текст и выпиши из каждой части трудные для написания слова.
Напиши изложение по плану.
Памятка к изложению
Прочитай текст. Подумай, почему он так озаглавлен. Если заголовка нет, озаглавь текст самостоятельно.
Ещё раз прочитай текст. Подумай, на сколько частей можно его разделить.
Озаглавь каждую часть и напиши план. Ещё раз прочитай текст и выпиши из каждой части трудные для написания слова.
Напиши изложение по плану.
Памятка к изложению
Прочитай текст. Подумай, почему он так озаглавлен. Если заголовка нет, озаглавь текст самостоятельно.
Ещё раз прочитай текст. Подумай, на сколько частей можно его разделить.
Озаглавь каждую часть и напиши план. Ещё раз прочитай текст и выпиши из каждой части трудные для написания слова.
Напиши изложение по плану.