СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Справочное бюро

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Библиотекарь вместе с библиотечным персонажем Энциклопидейкой знакомит учащихся со справочной литературой.

Просмотр содержимого документа
«Справочное бюро»









План-конспект библиотечного урока

в 6 классе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа № 17 города. Благовещенска

на тему «Справочное бюро»







Разработал: Хлыбова Наталья Васильевна







































Благовещенск, 2017


Тема урока: «Справочное бюро»

Дата проведения. 30.01.17

Тип урока: библиотечный урок

Технология урока: проведение библиотечного урока и его анализ

Цель урока: Познакомить обучающихся с различными видами энциклопедий, энциклопедических словарей их спецификой, способами их построения и умению ими пользоваться.

Задачи:

  • Научить пользоваться энциклопедиями, энциклопедическими словарями.

  • Привитие интереса к справочной литературе.

  • Повторить и закрепить знания обучающихся.

Планируемые образовательные результаты: Обучающиеся самостоятельно имеют представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, умение работы с ними. Знают структуру словарей и энциклопедий. Расположение материала. Алфавитный и предметный указатели, указатель имен, понятий и терминов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, энциклопедии и словари.

Оформление: книжная выставка «Лоцманы интеллектуально – познавательных морей»

План урока:

  1. Вступление:

Краткий рассказ о возникновении справочной литературы (5 минут)

  1. Основная часть:

Определение, признаки, правила пользования, виды и значение справочной литературы: энциклопедии, словари (20 минут)

  1. Практическая часть:

Блиц – опрос «Знаешь, то смело отвечаешь

Игра-поиск «Интересно знать…» (15 минут)

Ход урока:

Вступление:


Библиотекарь: Здравствуйте, ребята. Сегодня здесь в библиотеке я с вами буду говорить о тех книгах, которые будто лоцманы интеллектуально -познавательных морей. Может быть кто-то из вас догадался о какой литературе пойдёт сегодня на уроке речь.

(ответ детей)

Правильно ребята, ваше внимание сыграла вам на руку. Не зря вы обратили своё внимание на книжную выставку. Именно она и подсказала вам тему сегодняшней встречи, на которой я, расскажу вам о разнообразии справочной литературы, а затем проверю вместе с Энциклопедейкой ваши знания на практике. Кто-то из великих людей сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Первые попытки собрать их, если не в одну голову, то хотя бы в одну книгу - справочное бюро - были сделаны еще в Древнем Египте. Египтяне говорили: "Эти книги делают человека умным и обучают невежду, помогая ему знать все". Именно с подачи египтян появились первые энциклопедии - дословно переводится как "обучение по всему кругу знаний". С тех пор прошло более тысячи лет. За это время человечество создало огромное количество энциклопедий. Любой творческий труд (а он начинается уже со школьной скамьи) немыслим без постоянного обращения к энциклопедиям и другим справочным изданиям.


Выходит к ребятам персонаж «Энциклопедейка»

Энциклопедейка: Это — не миф и, отнюдь, не фантазия,
Нет, ни границ, ни пределов познания.
Целостный мир в бурном многообразии
И перебор всех побед мироздания.
Каждое слово имеет значение,
Лексика, этика, время — в ладонях,
Отзвуки дат и событий течение,
Перечень слов — бесконечен, бездонен.
Если тебя увлекут размышления,
Дань ты захочешь науке воздать
Или дополнить осмысленность в чтении —
Я предложу вам справочную литературу читать.

Основная часть:

Библиотекарь: Без книг и других источников информации современное образование невозможно. История развития человеческого разума связана с библиотеками.
Как раз и в библиотеке вы и можете найти и воспользоваться справочной литературой. И не случайно я сегодня позвала в свои помощницы Королеву справочной литературы – Энциклопедейку. С ней вам, ребята, будет интереснее. Узнать для чего же нужна нам справочная литература. Так что же входит в отдел справочной литературы?


Энциклопедейка: В аппарат справочной литературы входит справочники, энциклопедии, словари и книги справочного характера.


Библиотекарь: Правильно, а сейчас я вам, ребята, расскажу об этой удивительной категории книг. Начнём мы с энциклопедии, Энциклопедия – это научно-справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Сколько видов энциклопедий существует в библиотечном мире рассказывает вам, ребята, Энциклопедейка.


Энциклопедейка: Энциклопедии бывают двух видов: универсальные (в них сосредоточен материал из разных отраслей знаний) и отраслевые (отражается какая-то одна тема или отрасль).


Библиотекарь: Универсальные энциклопедии рассказывают обо всем. Статьи в них расположены в алфавитном порядке. Материал так огромен, что могла бы получиться книга шириной в метр и больше. Чтобы удобнее было пользоваться такой книгой, ее разбили на части – тома. Каждому тому дали порядковый номер, а на корешке пишут либо буквы, которыми начинаются и заканчиваются статьи в томе, либо смысловые слова – названия статей, которыми начинается и заканчивается том (примеры - БСЭ, «Что такое? Кто такой?»). Отраслевые энциклопедии посвящены одной теме, одному предмету, одной отрасли знаний. Материал в них расположен также по алфавиту. Иногда такие энциклопедии также разбивают на тома, а на корешке помещают номер тома и начальное и конечное слово данного тома (примеры: однотомные - энциклопедия Москва; многотомные – Краткая литературная энциклопедия, Советская историческая энциклопедия и т.д.). Иногда отраслевые энциклопедии делят на тома не по алфавиту, а по другому признаку.

Например, Школьная историческая энциклопедия разбита по томам по хронологии, т.е. по историческим периодам и по странам. Но внутри каждого тома расположение материала - алфавитное. Среднее место между универсальными и тематическими энциклопедиями занимают Детская энциклопедия и Энциклопедия для детей «Аванта+» . Все их тома, собранные вместе, расскажут обо всем – от строения Вселенной до искусства и техники. Но особенность в том, что каждый том посвящен только 1 теме и внутри материал расположен не по алфавиту, а по содержанию, по смыслу. Например, в исторических томах – по хронологии. Том «Биология» имеет разделы «Растения», «Животные», далее – по семействам, отрядам и видам и т.д.

В томах с таким сложным расположением материала на помощь придет справочный аппарат. Справочный аппарат – различные указатели. Если нужно найти статью о человеке - придет на помощь именной или предметно именной указатель; если о предмете – предметный или предметно именной; иногда (например, в географических томах) существуют указатели географических названий; а часто бывает, что в конце книги есть упрощенный алфавитный указатель. В указателях напротив нужного нам слова, имени перечисляются все страницы данной книги, на которых это слово или имя упомянуто. А если среди указанных страниц одна выделена особенно – жирным шрифтом – значит, именно на этой странице собран главный материал об этом человеке или предмете.


Библиотекарь с Энциклопедейкой выдают присутствующим для наглядности энциклопедии универсальные и отраслевые. Просмотрев их кладут к себе на парту.


Библиотекарь: Ребята, вы пока просматриваете энциклопедии я вам расскажу о главных её признаках. Итак, признаки энциклопедии:

– полнота информации по данной теме
– системность изложения в каждой отрасли знаний
– научность, т.е. изложение установленных наукой и практикой фактов
– фактологическая точность
– лаконичность и популярность изложения
– наличие справочного аппарата.

Сейчас я попрошу вас всех положить энциклопедии на парту. Разговор наш о лоцманах интеллектуально- познавательных морей продолжается.

Просмотрев их кладут к себе на парту.


Энциклопедейка: Разговор наш дошёл до справочников. Справочники – книги, которые содержат краткие и точные сведения по какому-либо предмету.


Библиотекарь: Поэтому обычно справочники бывают тематическими. По этому с уверенностью можно сказать, что справочник – это младший брат энциклопедии.

Для вас вышла целая серия современных учебных пособий под общим названием "Справочник школьника". У нас в библиотеке есть издания "Математика", «География» и другие. Эти книги охватывают материалы по всей школьной программе. Материал расположен в алфавитном порядке, а для упрощения поиска необходимой информации можно воспользоваться "Предметным указателем".


Энциклопедейка: Одни справочники подскажут названия рек, морей, городов, другие расскажут о растениях, животных, кораблях или самолетах. Одним слово в них всё кратко, лаконично и понятно.



Библиотекарь с Энциклопедейкой выдают присутствующим для наглядности справочники.


Библиотекарь: Полистали, просмотрели? Может успели заметить, что некоторые слова для вас в справочнике вам непонятны по содержанию и значению. Что делать в такой ситуации?


Энциклопедейка: Не переживайте в данном затруднении вам помогут словари.


Библиотекарь: Да, ребята, в жизни встречается много слов, с которыми возникают разные проблемы. То мы затрудняемся сформулировать значение слова, то вызывает сомнение, как слово написать или произнести, а иногда просто интересно, как произошло какое-то слово. Надо обратиться к словарям. Словарь – это книга, содержащая перечень слов с теми или иными объяснениями. Словари бывают самыми разными, а материал в них расположен также по алфавиту.


Значение слова можно найти в толковом словаре русского языка - "Толковом словаре живого великорусского языка" Владимира Даля или «Словаре русского языка» Ожегова. Например, объяснение значения слова. "Бирюлька - дудочка, трубочка; второе значение – мелкая игрушка".


Энциклопедейка: Кстати, толковые словари могут быть и многотомными. Тогда на их корешках пишутся буквы или слова начальных и конечных статей, как в энциклопедиях.


Библиотекарь: Если нам не надо знать значение слова, а только его правописание, мы обратимся к "Орфографическому словарю". Например, как написать слово "кочерга" во множественном числе? Много кочерёг.. Существует интересный словарь, в котором можно посмотреть значение не отдельных слов, а целых оборотов речи. Такой словарь называется "Фразеологический словарь русского языка". Вот, например, выражение "барашек в бумажке" означает «взятка». Или такое выражение: "камень преткновения" - помеха, преграда, затруднение в чем-либо. Выражение заимствовано из Библии, где рассказывается о камне, положенном Богом в Сионе. Об этот камень спотыкались неверующие и не соблюдающие законы.


Энциклопедейка: Очень важно, чтобы мы говорили правильно, красиво, верно в словах расставляли ударения. Например, "кулинария", "творог", "мастерски". Здесь помогут орфоэпический и орфографический словари. Откуда произошло то или иное географическое название мы можем узнать из «Топонимического словаря». Например, название озера Байкал произошло от якутского слова «байхал», «байгал», т.е. «большая, глубокая вода», «море». Действительно, Байкал – самое глубокое озеро в мире.


Библиотекарь: А вот объяснение разных мифологических имен и выражений даст «Мифологический словарь». Например, кто такой Зефир? Бог западного ветра. Если для урока литературы нужно узнать значение каких-либо специальных литературоведческих терминов, например, что такое «эпитет», «гипербола», «метафора» и т.п., необходимо обратиться к Краткому словарю литературоведческих терминов или к «Толковому словарю русского языка». «Гипербола» - художественное средство, основанное на преувеличении.


Энциклопедейка: Продолжая разговор о словарях хочется заметить следующий нюанс. Тематические словари энциклопедического характера – нечто среднее между энциклопедиями, словарями и справочниками. Они посвящены определенной теме, материал в них расположен по алфавиту, но дополнен разными небольшими статьями, которые «привязаны» к данной статье по смыслу.



Библиотекарь: Так, например, в «Энциклопедическом словаре юного математика» статья об арифметике, расположенная в общем алфавитном порядке, дополнена краткой биографией древних математиков Пифагора и Архимеда. Как найти статью именно об ученом, если неточно знаешь, какие именно открытия он совершил? В тематических «Энциклопедических словарях» на помощь придут указатели в конце книги. Пользуются ими так же, как и в тематических энциклопедиях.


Энциклопедейка: А в универсальном энциклопедическом словаре можно найти все, но в очень краткой, сжатой форме.


Библиотекарь: Итак, запомните: энциклопедия всегда описывает предметы, а словарь - слова. Поэтому энциклопедия дает более глубокие представления о чем-либо.


Энциклопедейка раздаёт обучающимся книги серии «Всё обо всём»


Энциклопедейка: А еще хотелось бы напомнить, что в справочную литературу можно отнести и книги справочного характера.


Библиотекарь: Всё верно это особый вид энциклопедической литературы. Это не энциклопедии и не справочники, но из статей в таких книгах можно узнать много интересного. Яркий пример такой литературы – многотомное издание «Все обо всем». Который вы держите в руках. Каждый том – маленькая универсальная энциклопедия, где собран материал на разные темы. «Все обо всем» - не строго энциклопедическое издание, над которым работали многие ученые, поэтому не следует принимать на безусловную веру все, что там написано. Последние выпуски (тома) «Все обо всем» стали снабжаться указателями к данному тому, а некоторые содержат указатели ко всему изданию.

Практическая часть:

Библиотекарь: Вот и мы с Энцеклопедейкой заканчиваем свой урок.


Энциклопедейка: Давайте посмотрим, внимательны ли вы были на уроке, всё ли запомнили.


Библиотекарь: Предлагаем небольшой блиц-опрос. Что значит блиц?


Энциклопедейка: Пусть ребята попробуют найти значение слова в словаре и нам скажут.


Библиотекарь: Это хорошее предложение. Ребята по работайте со словарями, вам отводится одна минута.


Ученики находят значение слова «Блиц» и дают ответ


Библиотекарь: Верно вы ответили так оно и есть блиц – это когда быстро задаются вопросы и также быстро вы должны на них ответить.


Энциклопедейка: Если знаешь, то смело отвечаешь и пройденный материал тем самым закрепляешь! Итак, начинаем!


Библиотекарь: 1. Как расположены слова в словарях? (По алфавиту).

2. Какие бывают энциклопедии? (Универсальные, отраслевые)

3. Как в нашей библиотеке зовут королеву справочной литературы?

(Энциклопедейка)

  1. Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»? (Владимир Иванович Даль)

  2. Что из справочной литературы даёт глубокое значение предмета? (Энциклопедия)

  3. Назовите виды справочной литературы. (энциклопедии, справочники, словари)

  4. Что вы можете найти в конце энциклопедии для быстрого разыскания нужного слова? (Алфавитно-предметный или предметно-именной указатели)

  5. «Всё обо всём» - это…? (книга справочного характера)


Энциклопедейка: Блиц-опрос вами пройден с успехом и продолжаем практиковаться.


Библиотекарь: Ребята, сейчас вы будете штудировать и учиться пользоваться справочной литературой. У вас есть и на парте данная литература, и если вам понадобится книги с книжной выставки, вы вправе их брать. Сейчас мы с вами разделемся на две команды: команда «Поисковик» и команда «Поисковик-2». Команда «Поисковик» работает сейчас с энциклопедиями. А «Поисковик-2» со словарями.

Начинаем, вот мне интересно знать…

  1. Кого называют АНИМАЛИСТОМ? Назвать крупных анималистов в России.

Это задание для команды «Поисковик», приступайте.


А вот от команды «Поисковик-2» мне интересно знать…


  1. Что такое БАМ?

  2. Что такое ИППОДРОМ?

  3. Что такое КУЛЕБЯКА?

  4. Что такое МЯТЕЖ?

  5. Что такое ШТЫБ?


Идёт работа в командах. Если ребята затрудняются на помощь

к ним приходит Энциклопедейка.


Ответ детей по заданной игре-викторине.



Библиотекарь: Теперь команды меняются, «Поисковик» работает со словарями, а другая команда с энциклопедиями.


«Поисковик-2», мне интересно знать…


  1. Что называют звездными скоплениями? На какие разновидности подразделяются? Коротко рассказать о каждой разновидности.


А вот от команды «Поисковик» мне интересно знать…


  1. Что такое ПОТИР?

  2. Что такое ЖНИВЬЁ?

  3. Что такое ДИСПУТ?

  4. Что такое ПЕРИФЕРИЯ?

  5. Что такое ФАКСИМИЛЕ?


Идёт работа в командах. Если ребята затрудняются на помощь

к ним приходит Энциклопедейка.


Ответ детей по заданной игре-викторине.


Библиотекарь: Вы сегодня молодцы. Справились со всеми предложенными заданиями, а это значит, что вы научились пользоваться справочной литературой. Приятно было видеть, как слаженно работала команда и каждый в отдельности. А теперь каждая команда получит домашнее задание. «Поисковик» должен сделать презентацию словарей, которая имеется в нашей школьной библиотеке. А «Поисковик-2» презентует книги справочного характера, которые так же вы можете без труда найти на книжных полках библиотеки.

Энциклопедейка: Ваше домашнее задание мы с библиотекарем проверим на следующем библиотечном уроке. Я буду вас с нетерпением ждать, а сейчас мне пора прощаться. До свидания, ребята!

Энциклопедейка уходит

Библиотекарь: Ребята, после проверки домашнего задания на следующей нашей встрече, мы с вами попадём в мир библиотечных каталогов. Вы узнаете для чего они служат и для чего необходимы в библиотеке. Всем спасибо за внимание!










Литература, интернет - ресурсы


  1. Библиотечные уроки: Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Волгоград: “Панорама”, 2006.

  2. Журнал “Школьная библиотека” . – № 1, январь, 2006.

  3. Журнал “Школьная библиотека”. – № 8, октябрь, 2002.



  1. http://festival.1september.ru/

  2. http://www.prodlenka.org/

  3. http://sch547u.mskobr.ru/