ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Предмет: Русский язык
Урок № 101 Класс 5 Дата: 11.03.2022 г.
Тема: Спряжение глаголов
Тип урока: усвоение новых знаний
Учитель: Левченко Ю. В.
Цели:
Образовательные: научить распознавать спряжение глаголов.
Развивающие: способствовать формированию и развитию речи, мышления, внимания, воображения, памяти, наблюдательности; пробудить творческую активность учащихся.
Воспитательные: воспитывать сдержанность, умение выслушивать товарищей; развивать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование знания о спряжении глаголов; умение определять личные окончания глагола; продолжить формирование навыка изменять глаголы по лицам и числам.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение формулировать цель на уроке с помощью учителя; анализировать результаты своей работы на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения упражнений, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы на основе полученной информации; развитие навыков самостоятельной деятельности.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений
Личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.
Оборудование: учебник, карточки
Ход урока:
1.Организационный этап.
Создать спокойную, дружескую атмосферу. Психологический настрой на работу.
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
3. Постановка целей и задач урока. Мотивация УД. Сообщение темы.
Сегодня мы вспомним, что такое спряжение и будем учиться правильно спрягать глаголы.
- Как построим урок, чтобы научиться правильно определять спряжение глаголов?
- Нужен ли нам алгоритм действий по определению спряжения?
4. Изложение нового материала
1.Чтение параграфа в учебнике.
- Что такое спряжение? (Изменение по лицам и числам.)
- Известно, что существуют 1-е и 2-е спряжения, какие глаголы относятся ко 2-му спряжению, какие к 1-му? (Если учащиеся затрудняются ответить, тогда учитель предлагает вновь обратиться к учебнику).
Основной вопрос: зачем нам все это знать?
Ответ: безударные личные окончания глагола зависят от того, к какому спряжению относится глагол.
2.Составление алгоритма
Поставь глагол в 3-е л. мн.ч. наст.вр. Посмотри на окончание.
Ударное Безударное
-Ут, - ют – 1 спряжение Опрелеляй по инфинитиву
- Ат, - ят – 2 спряжение Все глаголы на –ить (кроме, брить и стелить) – 2 спр.
Глаголы на –ать, -оть, -уть, -ть, -чь и др. относятся к 1 спр.
Кроме ГЛАГОЛОВ-ИСКЛЮЧЕНИЙ (НА –АТЬ И –ЕТЬ)
3.Чтение стихотворения
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
5. Физкультминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
6. Проверка понимания. Закрепление материала
Распределите глаголы в две колонки: 1 спр. и 2 спр.
Смотр…т, дыш…т, тревож…тся, та…т, ла…т, се…т, чита…м, кле…шь, вид…т, пиш…т, завис…т, держ…тся, грохоч…те, круж…м, во…т, сверка…т.
Разбор задания:
Чтобы определить спряжение глагола, нужно действовать по алгоритму:
1. Поставить ударение. Если окончание ударное, то глаголы с окончанием –ешь(-ёшь), -ёт; -ут(-ют) – это глаголы первого спряжения; глаголы с окончанием -ишь, -ит; -ат(-ят) – второго спряжения.
2. Если окончание безударное, определяем вид глагола.
3. Ставим глагол в неопределённую форму (не меняя вид).
4. Если глагол на -ить (кроме брить и стелить), то он 2 спряжения.
5. Если глагол не на -ить, вспоминаем 11 глаголов-исключений.
6. Если данного глагола в числе 11 нет, то глагол 1 спряжения.
Правильный ответ:
I спряжение | II спряжение |
тает лают сеет читаем пишут грохочете воет сверкает | смотрит дышит тревожится клеишь видит зависят держится кружим |
Выполнение упр. 392
РЕЗЕРВ
Упражнение 1. Выпишите глаголы. Вставьте пропущенные буквы, определите их спряжение.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскаж…т,
Чертит, пиш..т иль поёт.
Вышива..т или паш..т,
Или забива..т гол.
Вар..т, жар..т, мо..т, чист..т –
Все расскаж..т нам … (…)
Расскажет – 1 спр., пишет – 1 спр., вышивает – 1 спр., пашет – 1 спр., забивает – 1 спр., варит – 2 спр., жарит – 2 спр., моет – 1 спр., чистит – 2 спр., расскажет – 1 спр.
7. Домашнее задание: учить спряжения глаголов, упр. 535.
8. Рефлексия. Итог урока.
Закончи предложение.
Сегодня на уроке…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Я выполнял задания…
Я не понял….
Выставление оценок.