СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спряжение глагола

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока помочь учащимся "открыть" наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого, формировать умение распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени, обобщить языковой материал в правило, закрепить знания о склонении имен существительных, активизировать словарный запас, обучать учащихся приемам самооценивания и взаимооценивания.

Просмотр содержимого документа
«Спряжение глагола»

Урок русского языка в 4 классе.

"Спряжение глагола. "

УМК "Начальная школа XXI века"



Цели:

  • Обучающие: помочь учащимся "открыть" наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого, формировать умение распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени, обобщить языковой материал в правило, закрепить знания о склонении имен существительных, активизировать словарный запас, обучать учащихся приемам самооценивания и взаимооценивания;

  • Развивающие: развивать письменную и устную речь учащихся, орфографическую зоркость, умение выделять главное, наблюдательность, мышление, память, внимание, умение работать в коллективе, формировать потребность писать грамотно, стремление к получению знаний, прививать интерес к предмету;

  • Воспитывающие: воспитывать любовь к учению, самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, творческую активность, взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу

Формируемые учебные универсальные действия:

  • Личностные – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.

  • Регулятивные – целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

  • Познавательные – работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

  • Коммуникативные – оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Высказывать свою точку зрения и попытка её обосновать, приводя аргументы.



Тип урока: Урок «открытия» новых знаний .

Методическая цель урока: применение системно-деятельностного подхода при изучении новой темы.

Применяемые технологии: технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения, информационная технология, технология критического мышления.

Применяемые методы обучения: демонстрация, чтение, комментированное письмо, самооценка, проблемная ситуация.

Оборудование: учебник русского языка, раздаточный материал с правилами, проектор, ноутбук, презентация “Спряжение глаголов”.







Проведённый урок по теме « Спряжение глаголов», является первым уроком при изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок «открытия» новых знаний», был проведен с использованием технологии развивающего обучения, мною использованы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.





Ход урока:

Давайте улыбнемся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая дружная работа поможет разобраться во всем и справиться с любой задачей. -Все готовы? Значит начинаем.

- Запись числа, классной работы в тетрадь.



2- Мотивационно-ориентировочный этап. Чтобы нам эффективно потрудиться на уроке, необходимо настроиться на работу.
Мозговой штурм по разгадыванию ребусов поможет нам в этом

3. Словарь . - Запишите слова : язык, улица, вагон, гореть,костёр.Поставьте ударение. Какое слово лишнее? - Почему ? Докажите, что это глагол.

4. Актуализация опорных знаний


Над секретами, этой части речи мы работаем в последнее время. Ведь по частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного. Говорят, что глагол самая "деловая" часть речи, т.к. всегда расскажет, что делает имя существительное. На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты.



Например: Николай Греч писал СЛАЙД «Глагол придаёт речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова».

Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.

5.- Ребята, давайте вспомним, а что мы знаем о глаголе? СЛАЙДЫ о глаголе

1) Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета;

2) Отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3) Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.


- Как изменяются глаголы - Глаголы изменяются по лицам и числам.



- Какие формы глагола вы знаете ? -Начальную и личную

Как образуется начальная форма ? -

Какая роль у личной формы глаголов ? - Указывают на того, кем совершается действие





6. Создание проблемной ситуации.

- Вернемся к слову «гореть» слайд

- Что означает слово «гореть»? (Гореть – уничтожать огнём,)

- Народная мудрость гласит: «Добро не г_рит, не тонет.» Как вы понимаете её?

- Записать в тетрадь Добро не г_рит, не тонет

- Определите лицо и число глаголов. ( 3л.ед.ч.)

- Выделите окончания.

- Что заметили?

- Почему глаголы стоят в одной и той же форме, а окончания у них разные?

- Хотите раскрыть эту тайну?

- Тогда мне понадобится ваша помощь.

7. 4. Изучение новой темы

- Тему урока вы узнаете, если правильно впишем слова в таблицу. слайд Прочитайте их - В какой форме даны глаголы?

Д. – Это глаголы 1-ого лица, ед. ч.

- Назовите глаголы совершенного вида. 2 Соберу, 3 пойму, 7 подниму.


- Назовите глаголы несовершенного вида. Д. – Прошу, бегу, тру, ловлю, берегу, терплю.


- Вид глагола – Это постоянный или непостоянный признак?

Д. - Вид глагола – это постоянный признак.


- Изменится ли вид глагола при образовании начальной формы?

Д. – Нет, не изменится.

- От личной формы глагола образуйте инфинитив . Изменится ли вид глагола при выполнении данного задания ? ( не изменится вид глагола )


Дети называют получившиеся слова. На экране по щелчку появляются эти слова.


- В выделенном столбике прочитайте, как называется изменение глагола по лицам и числам.

Д. - Спряжение. Запишите тему урока

Мы знаем, что глаголы в русском языке дружат с местоимениями. Понаблюдаем, как изменяется глагол по лицам и числам . Измените глагол спасти. Проверка по слайду

Я спасу мы спасем

Ты спасешь        вы спасете

Он спасет           они спасут


-Какая часть слова изменилась?

- Назовите окончания глаголов?

- Какая гласная буква чаще всего повторяется в окончаниях? Обведите ее.


- Измените глагол лететь при помощи личных местоимений

Я лечу                  мы летим

Ты летишь            вы летите

Он летит               они летят


-Какая часть изменилась?

- Назовите окончания глаголов?

- Какая гласная буква чаще всего повторяется в окончаниях? Обведите ее.


- Сравните личные окончания глаголов идти и стоять. Что вы заметили?

-Какие буквы гласных?

-Как видите, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания

 Физминутка Теперь, немножко отдохнем.

Мы устали, засиделись.

Нам размяться захотелось.

Глазки видят все вокруг

Обведу я ими круг.

То на стену посмотрю,

То в окошко погляжу.

Влево-вправо поворот,

А потом наоборот.

А теперь все потянулись

И на место вновь вернулись.



-Мы с вами говорили, что в зависимости от личных окончаний глаголы можно разделить на 2 группы.

- А как вы думаете, сколько тогда спряжений может быть у глаголов? СЛАЙД спряжение


-Посмотрите на странице 121 текст в рамке, сверим наши предположения с тем, что нам предлагают авторы.

А вот почему так произошло мы узнаем из сказки слайд 3 подряд

- Сколько спряжений в русском языке? 

-Как будем обозначать спряжение глаголов?


– На что необходимо обратить внимание, чтобы определить к какому спряжению относятся глаголы?

-Какое должно быть окончание у глагола? слайд

-Если на окончание глагола падает ударение, определить спряжение очень легко:

в окончаниях буква е (-ё), а в 3 лице мн.ч. –ут (-ют) – I спряжение,
в окончаниях буква и, а в 3 лице мн.ч. –ат (-ят) – II спряжение


- Есть способ быстрее запомнить правило. Может быть, кто-то из вас догадался? Внимательно посмотрите на экран. Кто может предложить легкий способ определения спряжений глагола?




-А может ли глагол перейти из одного спряжения в другое?

-Спряжение – это постоянный или непостоянный признак глагола?

СЛАЙД


Определить спряжение и записать в 2 столбика

Ведёт1 .говорят2, трещит2, гудим2, гнут1, гудим2, встают1, несёте1, стоите2, глядят2, играю1т, поём1, кричим.2



Итак, какая была тема урока?

- Какие были задачи нашего урока?

- Продолжим заполнение таблицы

- Что мы узнали на уроке? (заполняем таблицу в столбе «Узнали»)

– Что такое спряжение? 

- Что еще узнали о спряжении?

- Как определить спряжение глагола, если окончание ударное?

– Какую букву гласного в личном окончании имеют глаголы I спряжения,?

- Какую – II спряжения? 

Спряжение – постоянный или непостоянный признак глагола?

-Спряжение – это постоянный признак глагола. Это означает, что каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению и в другое спряжение «перейти» не может.

– Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. Посмотрите на экран. Перед вами три фразеологизма. Выберите1 из 3 фразеологизмов, которые характеризуют вашу работу сегодня на уроке.

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

И запишите его в тетрадь.



Какую работу мы проделали с глаголами? (Изменяли по лицам и числам.)



Слайд 23 – Спасибо за урок. Молодцы



Приложение-

Оцените себя, на мишени успеха - отметьте на мишени - насколько вы хорошо знаете о глаголе.

МИШЕНЬ УСПЕХА



МИШЕНЬ УСПЕХА

МИШЕНЬ УСПЕХА

МИШЕНЬ УСПЕХА

МИШЕНЬ УСПЕХА

МИШЕНЬ УСПЕХА

МИШЕНЬ УСПЕХА






Скачать

© 2025, 116 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс