СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спряжение глагола (вводный урок)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок подходит к любой программе для 5 или 6 класса. Первый урок в системе уроков по спряжению глагола.

Просмотр содержимого документа
«Спряжение глагола (вводный урок)»

Некрутова Наталья Юрьевна, КГАНОУ КЦО


Приложение

Класс, предмет: 5 общеобразовательный, русский язык

Учебная программа: Р. Н. Бунеев

Тема занятия: Спряжение глагола

Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом

Техническое обеспечение: компьютер, телевизор

Цель: закрепить умение определять спряжение глаголов по неопределённой форме.

Планируемые результаты:


Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

умение определять спряжение у глаголов с безударным окончанием


Регулятивные УУД:

умение формулировать тему урока, ставить цели, определять задачи;


умение контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной целью и задачами.


Познавательные УУД:

умение выявлять проблему, выстраивать логические связи, понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, применять его с учетом решаемых задач.


Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, формулировать, высказывать свою точку зрения.

осознанное отношение к своей учебной деятельности (установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом);



уважительное отношение учеников друг к другу



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся и планируемые результаты

Организационный момент мотивация к учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний.

-Здравствуйте, дорогие ребята, садитесь.

- Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам … (глагол.)

Повторение теоретического материала с помощью игры «Кто вперед».

- Повторим, что мы знаем об особенностях глагола как часть речи с помощью игры «Кто вперед». Я вам выдам листы по одному на каждый ряд, вы будете должны заполнить пропущенные места в предложении, каждый ученик выполняет одно задание и передает другому. Какой ряд первым правильно выполнит данное задание, тот и победит.

Затем следует комментарий выполненного задания на повторение

  • Проверяют наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке. Приветствуют учителя.

  • Активное слушание






  • Работают индивидуально и в группе

  • Отвечают на вопросы учителя.




Создание проблемной ситуации.

Создание проблемной ситуации

- Очень хорошо, мы с вами вспомнили особенности глагола как части речи, теперь прошу обратить ваше внимание на доску и ответить на следующий вопрос: вызывает ли у вас трудности правописание данных слов?

Спортсмены бор..тся

Мама стел..т скатерть

Они кле..т обои

- В чем возникает трудность?

Выдвигают гипотезу



Целеполагание

Учитель создает познавательные условия, при которых ученики без затруднений называют тему и цель урока

- От чего зависит правописание окончания глаголов?

- Следовательно, тема нашего сегодняшнего урока будет звучать…?

- Какую мы сегодня поставим перед собой цель, чему мы должны научиться?

Формулируют тему и цель урока

Формирование новых знаний и умений

- Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока: «Спряжение глагола»

- Скажите ребята, а что значит спрягать глагол? Что мы должны с ним делать?

- Спрягать – это значит изменять глагол по формам лица, числа и времени

- Давайте изменим наши глаголы, что написаны на доске

- Давайте вспомним и обобщим наши знания по спряжению глагола:

Инфинитив

2 спр – все глаголы на – ить

1 спряжение – все остальные глаголы (еть, ать, уть и т.д.)

Но! Исключения: вспомним стишок, что вы учили в начальной школе.

Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на -ить,

Исключая брить, стелить.

А еще: смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Выполняют задание.

Делают записи в тетради.

Первичное закрепление.

- Хорошо, мы вспомнили случаи, когда по инфинитиву, зная теорию, мы легко можем определить спряжение. Теперь мы с вами закрепим полученные знания с помощью следующего задания: перед вами поэтические тексты, в этих текстах у глаголов пропущена гласная в окончании, ваша задача выписать глаголы, вставить нужную букву и доказать, почему там должна быть именно она.

- Скажите, пожалуйста, какие глаголы в этих стихотворениях используются не в прямом значении? (может ли ветер, к примеру, гулять в прямом смысле?). Какой художественный прием использует автор? (олицетворение)

Выполняют поставленные учителем задачи, приходят к определенным выводам, сформулированным в процессе обсуждения.

Физкультминутка



- Отлично! Теперь мы с вами поиграем в такую игру: я буду называть инфинитивы разных спряжений, а вы если услышите глагол 2 спряжения, будете хлопать в ладоши, а если 1 спряжения, то приседать. Встаем со своих мест. Приготовились: приехать, перелить, пилить, брить, строить, лежать, кричать, дышать, говорить, пищать, звонить, смотреть, гореть, сидеть, держать.

Выполняют задание

Применение нового знания

Определите лишнее слово в каждом ряду. Почему именно оно лишнее?

  1. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т (тает, 1 спр)

  2. Ла..т, се..т, чита..т, кле..т (клеит, 2 спр)

  3. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..тся (пишет, 1 спр)

Устная работа с предложенным материалом

Творческое задание

Из предложенных глаголов учитель предлагает выбрать 1 варианту глаголы 1-го спряжения, 2 варианту – 2-го спряжения и составить с ними предложение на тему «В море»

Грохотать, гнать, крутить, выть, сверкать, катить.

Выполняют творческое задание


Рефлексивно-оценочный этап.

-Выразите свое отношение к сегодняшнему уроку с помощью своего тела:

А) присядьте на корточки, если вам урок не понравился

Б) просто встаньте, опустив руки по швам, если вас урок удовлетворил

В) поднимитесь с места и похлопайте в ладоши, если урок вам понравился

- Вижу, большинство из вас уходят с хорошим настроением, мне тоже понравился сегодняшний урок.

Учитель оценивает обучающихся, комментируя оценки.

Оценивают состоявшийся урок

Домашнее задание

Мотивирует деятельность учащихся по выполнению домашнего задания. Объясняет выполнение д/з

Слушают объяснение домашнего задания, записывают в дневник


Ещё больше материалов в телеграм-канале «Тонким пёрышком» https://t.me/tonkoe_pero