Создание проблемной ситуации. | Создание проблемной ситуации - Очень хорошо, мы с вами вспомнили особенности глагола как части речи, теперь прошу обратить ваше внимание на доску и ответить на следующий вопрос: вызывает ли у вас трудности правописание данных слов? Спортсмены бор..тся Мама стел..т скатерть Они кле..т обои - В чем возникает трудность? | Выдвигают гипотезу |
Целеполагание | Учитель создает познавательные условия, при которых ученики без затруднений называют тему и цель урока - От чего зависит правописание окончания глаголов? - Следовательно, тема нашего сегодняшнего урока будет звучать…? - Какую мы сегодня поставим перед собой цель, чему мы должны научиться? | Формулируют тему и цель урока |
Формирование новых знаний и умений | - Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока: «Спряжение глагола» - Скажите ребята, а что значит спрягать глагол? Что мы должны с ним делать? - Спрягать – это значит изменять глагол по формам лица, числа и времени - Давайте изменим наши глаголы, что написаны на доске - Давайте вспомним и обобщим наши знания по спряжению глагола: Инфинитив 2 спр – все глаголы на – ить 1 спряжение – все остальные глаголы (еть, ать, уть и т.д.) Но! Исключения: вспомним стишок, что вы учили в начальной школе. Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. | Выполняют задание. Делают записи в тетради. |
Первичное закрепление. | - Хорошо, мы вспомнили случаи, когда по инфинитиву, зная теорию, мы легко можем определить спряжение. Теперь мы с вами закрепим полученные знания с помощью следующего задания: перед вами поэтические тексты, в этих текстах у глаголов пропущена гласная в окончании, ваша задача выписать глаголы, вставить нужную букву и доказать, почему там должна быть именно она. - Скажите, пожалуйста, какие глаголы в этих стихотворениях используются не в прямом значении? (может ли ветер, к примеру, гулять в прямом смысле?). Какой художественный прием использует автор? (олицетворение) | Выполняют поставленные учителем задачи, приходят к определенным выводам, сформулированным в процессе обсуждения. |
Физкультминутка | - Отлично! Теперь мы с вами поиграем в такую игру: я буду называть инфинитивы разных спряжений, а вы если услышите глагол 2 спряжения, будете хлопать в ладоши, а если 1 спряжения, то приседать. Встаем со своих мест. Приготовились: приехать, перелить, пилить, брить, строить, лежать, кричать, дышать, говорить, пищать, звонить, смотреть, гореть, сидеть, держать. | Выполняют задание |
Применение нового знания | Определите лишнее слово в каждом ряду. Почему именно оно лишнее? Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т (тает, 1 спр) Ла..т, се..т, чита..т, кле..т (клеит, 2 спр) Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..тся (пишет, 1 спр) | Устная работа с предложенным материалом |
Творческое задание | Из предложенных глаголов учитель предлагает выбрать 1 варианту глаголы 1-го спряжения, 2 варианту – 2-го спряжения и составить с ними предложение на тему «В море» Грохотать, гнать, крутить, выть, сверкать, катить. | Выполняют творческое задание |
Рефлексивно-оценочный этап. | -Выразите свое отношение к сегодняшнему уроку с помощью своего тела: А) присядьте на корточки, если вам урок не понравился Б) просто встаньте, опустив руки по швам, если вас урок удовлетворил В) поднимитесь с места и похлопайте в ладоши, если урок вам понравился - Вижу, большинство из вас уходят с хорошим настроением, мне тоже понравился сегодняшний урок. Учитель оценивает обучающихся, комментируя оценки. | Оценивают состоявшийся урок |
Домашнее задание | Мотивирует деятельность учащихся по выполнению домашнего задания. Объясняет выполнение д/з | Слушают объяснение домашнего задания, записывают в дневник |