СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Спряжение глаголов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Спряжение глаголов"»

Этапы урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля и взаимоконтроля

Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности

Метод:

«Педагогические требование»

Приветствует детей, просит проверить готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой.

-Те, кто будут внимательно меня слушать. Отвечать на мои вопросы, вести себя хорошо и послушно, получат отличные отметки.

Слушают учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Ф

Не используется

Устный контроль

Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в самостоятельной работе;

Словесный(беседа)

-Ребята, откройте тетради и

запишите число и

классная работа.

Вспоминают часть речи глагол с помощью вопросов.

Вопросы:

- Что такое глагол?






- На какие вопросы отвечает глагол в неопределённой форме?


- Что такое спряжение глаголов?




-Как определить спряжение глаголов?



Просит прочитать задание на слайде.

От данных глаголов образуй глаголы 2-го лица единственного числа наст.вр. Запиши. Укажи спряжение. Выдели окончание.

Ловить - …., готовить -…, утонуть -…, укрыть - …., лопнуть -…, узнать - … .










- Какие трудности в правописании этих глаголов нам встретились?

Открываю тетради, записывают классную работу.




Ответы:

- Глагол- это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делал? Что сделал и т.д.


- Глагол в неопределённой форме отвечает на вопросы что делать? Что сделать?


Спряжение глаголов – это изменение по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени.


Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по их неопределенной форме.


Читают задание на слайде.










Ответы:

Ловить( 2спр.) - Ловишь

Готовить( 2 спр.) - Готовишь

Утонуть( 1 спр.) - Утонешь

Укрыть( 1 спр.) - Укроешь

Лопнуть( 1 спр.) - Лопнешь

Узнать (1 спр.) Узнаешь


- Правописание безударных гласных окончаний. Изменить неопределённую форму глагола в глагол 2-го лица ед.ч. наст.вр.

Ф





И

Не используется

Устный контроль

Локализация затруднений


Все ли смогли справиться с данным заданием?

- Есть те кто не справился с заданиями?

Какие знания вы использовали для выполнения этого задания?

Как вы думаете, какая цель сегодняшнего урока?

- Какая тема?


Ответы детей.




- Правописание безударных гласных окончаний.



-вспомнить правописание личных безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.





Построение проекта формирования умений;

Словесный ( беседа)

Чтобы реализовать нашу поставленную цель, нам необходимо выполнить ряд упражнений для улучшения ваших навыков, в плане определения спряжения глаголов и умение изменять глагол в неопределенной форме в нужную. Выполним также самостоятельно задание с помощью которого определим, на сколько теперь вы будете хорошо знать данную тему. И оценим вашу деятельность на уроке. Напоминаю, те, кто хорошо и активно будет работать на уроке , получат отличную отметку.


Слушают учителя. Намечают для себя цели.

Ф

Не используется

Устный контроль

реализация построенного проекта

Словесный (беседа)






Словесный (монолог)





Словесный (диалог)




Практический ( комментированные упражнения)

Первое упражнение, которое мы с вами выполним это 193.

Выполним мы его для того, чтобы вспомнить, как определять спряжение у глаголов , чтобы правильно написать окончание.

Ученики по очереди выходят к доске и выполняют задание.

- Что нас просят здесь сделать?






Упражнение 193.

Клеить, читать, слышать, зеленеть, просить, веять, дружить, видеть, думать, рыть.


Выписываем глаголы и указываем его спряжение. Прежде чем написать спряжение, необходимо объяснить как вы определили спряжение и новую форму глагола т.е. 2 лицо ед.ч. настоящее время.

-Почему у глагола клеишь на конце мягкий знак? Какую орфограмму вы помните?

( на конце глаголов 2 –го лица ед.числа пишем мягкий знак)

Дополняет ученика.








Учитель показывают таблицу.



- Таким образом, мы с вами выясняли, чтобы определить спряжение у глагола с безударным окончанием, его необходимо поставить в неопределенную форму , посмотреть на что оканчивается глагол

Глаголы, оканчивающиеся на -ить относятся ко 2 спряжению. Кроме глаголов брить, стелить, это глаголы исключения,


Глаголы не оканчивающиеся на –ить относятся к 1 спр.,Имеются также глаголы-исключения на –ать это слышать, гнать, дышать, держать

7 глаголов на –еть это смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть держать то есть имеют суффиксы -и- перед –ть.


Следующее упражнение которое мы выполним это 194.

Выполним мы его для того чтобы научиться определять спряжение.

Что нас здесь просят сделать?

- В учебниках мы будем помечать карандашом спряжение над каждым глаголом.


















Первую часть задания мы с вами выполнили. Что нас дальше просят сделать?


Ученики выполняют в своих тетрадях, обсуждая с учителем.

Просит выделить личные окончания глаголов.

Обращает внимание на последнюю часть задания 194.

Учитель вызывает по очереди каждого ученика к доске.

Образуйте от любого глагола форму 3-го лица единственного и множественного числа. Запишите.

Чтобы образовать глагол в форме 3 лица ед. и мн. Числа необходимо вспомнить местоимение или личное окончание.






Таким образом, мы с вами еще раз убедились как же определять спряжение у глаголов. Вспомнили исключения у глаголов

Вопросы:

- Как же определить спряжение у глаголов?






- Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Есть ли у них исключения?


Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? Есть ли у них исключения?




Выполним упражнение 196 для того чтобы научиться быстро определять спряжение глаголов с четкими объяснениями и уметь ставить неопределенную форму глагола в нужную.

-Что нас просят сделать? Прочитайте задание.


Выполняем первую часть задания устно.







Рядом с каждым глаголов напишите этот же глагол, но в форме 3-го лица единственного числа настоящего или будущего времени и вопрос, на который отвечает глагол.





















Обращает внимание на правило, которое находится ниже этого упражнения.

При образовании форм глагола нужно правильно поставить вопрос к неопределённой форме и к формам настоящего и будущего времени

Что делать? – что делает ?

Что сделать?- что сделает?

Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок.

Пример: Гнать( что делать?) Догнать ( что сделать?)

Предлагает ученикам самим

рассказать как определить спряжение глагола.

Слушают учителя.











- Прочитайте ещё раз глаголы из упр. 192. Выпишите каждый глагол. Укажите его спряжение. Рядом запишите этот же глагол в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени.


Ответ:

Клеить (II спр.) — клеишь, читать (I спр.) — читаешь, слышать (II спр .искл.) — слышишь, зеленеть (I спр.) — зеленеешь, просить (II спр.) — просишь, веять (I спр.) — веешь, дружить (II спр.) — дружишь, видеть (II спр.искл) — видишь, думать (I спр.) — думаешь, рыть (I спр.) — роешь.

Пример объяснения:

Глагол клеить оканчивается на –ить. Глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на –ить имеют 2 спряжение. Рядом пишу глагол клеить в форме 2 лица ед.ч. настоящего времени. Глагол имеющий 2 лицо ед.ч. наст.время отвечает на вопрос что делаешь?

Получается глагол клеишь. Выделяю личные окончания.

Ученику необходимо таким образом объяснить каждое слово.































Слушают учителя.



















Прочитайте. Определите спряжение глаголов.

Веять(I спр.), держать( II спр. Искл.), наклеить( II спр.), болеть( I спр), варить( II спр.), доказать(Iспр.), мечтать( Iспр.), смотреть( II спр.искл.), вертеть( II спр. Искл), запомнить( II спр.), ловить( II спр.), прыгнуть( I спр.), сверкать( I спр.), обидеть( II спр.), беспокоить( II спр.)

Пример объяснения:

Глагол веять не оканчивается на -ить. Но мы должны вспомнить , что глагол веять это исключение и поэтому он относится ко 2 спряжению.



Выпишите глаголы в таком порядке: а) глаголы I спряжения; б) глаголы II спряжения на -ить; в) глаголы-исключения II спряжения.

Ответ:

а) Веять, болеть, доказать, мечтать, прыгнуть, сверкать.

б) Наклеить, варить, запомнить, ловить, беспокоить.

в) Держать, смотреть, вертеть, обидеть.




Болеть — болеет (3-е лицо, ед. ч.), болеют (3-е лицо, мн. ч.).

Наклеивать — наклеивает (3-е лицо, ед. ч.), наклеивают (3-е лицо, мн. ч.).

Обидеть — обидит (3-е лицо, ед. ч.), обидят (3-е лицо, мн. ч.).









Чтобы определить спряжение у глагола с безударным окончанием, необходимо поставить в неопределенную форму , посмотреть на что оканчивается глагол .

- Глаголы оканчивающиеся на –ать, -еть, -оть, -уть относятся к 1 спряжению, глаголы-исключения брить, стелить


Глаголы оканчивающиеся на -ить кроме брить, стелить, это глаголы исключения, а также глаголы на –ать это слышать, гнать, дышать,держать

7 глаголов на –еть это смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть держать то есть имеют суффиксы -и- перед –ть относятся ко II спряжению.

Все стальное, что не оканчивается на –ить это глаголы I cпряжения


Слушают учителя.





Задание 196.

Прочитайте. В чём сходство и различие каждой пары глаголов? Определите спряжение глаголов.

Ответ.

В каждой паре есть глагол совершенного вида и несовершенного.

Встретить( II спр.) – встречать ( I спр.)

Бросить ( II спр.) – бросать ( I спр.)

Кончить ( II спр.) – кончать (I спр.)

Гнать( II спр. Искл.) – догнать ( II спр.)

Слышать ( II спр. Искл.) – услышать( II спр.)

Вязать( I спр.) – завязать( I спр.)


(что сделать?) Встретить, (что сделает?) встретит — (что делать?) встречать, (что делает?) встречает

(что делать?) Гнать, (что делает?) гонит — (что сделать?) догнать, (что сделает?) догонит

(что сделать?) Бросить, (что сделает?) бросит — (что делать?) бросать, (что делает?) бросает

(что делать?) Слышать (что делает?) слышит — (что сделать?) услышать, (что сделает?) услышит

(что сделать?) Кончить, (что сделает?) кончит — (что делать?) кончать, (что делает?) кончает

(что делать?) Вязать, (что делает?) вяжет — (что сделать?) завязать,(что сделает?) завяжет.





Ф
















Ф









И










Не используется

Письменный контроль








Письменный контроль

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Практический

(раздаточный материал)

Детям предлагается выполнить задание для определения уровня усвоенных знаний.

Пожелание детям удачи.


1. Определи спряжение глаголов. Поставь рядом глагол в форму 3 лица мн.числа наст.времени


Собирать ( спр.), согреть ( спр.), носить( спр.), постукивать ( спр.), махать( спр.), плясать( спр._), терпеть( спр.) , держать ( спр.), пилить (спр.), ( спр.), солить ( спр.), брить.

Дети получают раздаточный материал. Выполняют задание в течение 5 минут на листке.






Ответы:

Собирать(I спр.) Собирают

Согреть ( I спр.) Согреют

Носить( II спр.) Носят

Постукивать ( I спр.) Постукивают

Махать ( I спр.) Машут

Плясать ( I спр.) Пляшут

Терпеть ( I спр.) Терпят

Держать ( II спр.) Держат

Пилить ( II спр.) Пилят

Солить ( II спр.) Солят

Брить ( I спр.) Бреют




И

Слайд №

Письменный контроль

Включение в систему знаний


Словесный (беседа)

Практический

( комментированные упражнения)

Теперь закрепим наши навыки с помощью следующего задания.

-Что нас здесь просят сделать?

Прочитайте. Определите спряжение глаголов.

1. Живёт, глухом, разбойница-рысь, лесу, в. 2. В, хорошо, лесной, видеть, рысьи, темноте, глаза. 3. Тихо, по, её, лапы, ступать, земле, кошачьи. 4. Хорошо, украшенные, слышать, уши, рысьи, кисточками.


И. Соколов-Микитов


Предлагает составить устно.

Составьте из слов предложения, употребляя выделенные глаголы в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени. Запишите предложения.






1. Живёт (I спр), глухом, разбойница-рысь, лесу, в. 2. В, хорошо, лесной, видеть (II спр.), рысьи, темноте, глаза. 3. Тихо, по, её, лапы, ступать (I спр.), земле, кошачьи. 4. Хорошо, украшенные, слышать (II спр.), уши, рысьи, кисточками.


ГЛАГОЛ ЖИВЁТ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО УДАРНОМУ ОКОНЧАНИЮ



1. Живет в глухом лесу разбойница-рысь.

2. Рысьи глаза хорошо видят в лесной темноте.

3. Ее кошачьи лапы тихо ступают по земле.

4. Украшенные кисточками рысьи уши хорошо слышат.




Г


Не используется


Устный контроль





Письменный контроль

Рефлексия УД


- Что сегодня на уроке мы с вами повторяли?


-Что делали на уроке?


- Какие задания вам показались интересными? Сложными? Легкими?

-Что нужно сделать чтобы определить спряжение глагола?


-Безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

Спрягали глаголы в неопределенной форме и изменяли её.

Ответы детей


















ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»



Технологическая карта по русскому языку:

« Безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени»





Выполнила студентка 24 группы

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Класс: 4 «А»

Талалаева Елена

Учитель:_________ Потапова С.В.

Методист__________ Антончева Т.А.

Дата проведения: 17.03.23

Оценка:___________

Саратов 2023

Класс: 4 «А»

УМК: Школа России

Содержательная цель: создание условий для формирования знаний о правиле «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

Деятельностная цель: создание условий для формирования умения определять спряжение глаголов и уметь изменять неопределенную форму глагола в настоящем и будущем времени в единственном и множественном числе 1-го, 2-го, 3-го лица.

Задачи:

Обучающая: способствовать актуализации знаний о правиле, способствовать развитию умения применять правило в соответствующих заданиях.

Развивающая: содействие развитию познавательной активности детей

Содействовать развитию памяти учащихся

Содействовать развитию коммуникативных умений у учащихся

Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к русскому языку.

Предметные результаты:

выделять безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени;

объяснять необходимость проверки безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; определять лицо, число и спряжение глаголов.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: развить умения выдвигать гипотезы.

Коммуникативные: развить умения слушать и слышать друг друга, учителя.

Личностные: формирование готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.