реализация построенного проекта | Словесный (беседа) Словесный (монолог) Словесный (диалог) Практический ( комментированные упражнения) | Первое упражнение, которое мы с вами выполним это 193. Выполним мы его для того, чтобы вспомнить, как определять спряжение у глаголов , чтобы правильно написать окончание. Ученики по очереди выходят к доске и выполняют задание. - Что нас просят здесь сделать? Упражнение 193. Клеить, читать, слышать, зеленеть, просить, веять, дружить, видеть, думать, рыть. Выписываем глаголы и указываем его спряжение. Прежде чем написать спряжение, необходимо объяснить как вы определили спряжение и новую форму глагола т.е. 2 лицо ед.ч. настоящее время. -Почему у глагола клеишь на конце мягкий знак? Какую орфограмму вы помните? ( на конце глаголов 2 –го лица ед.числа пишем мягкий знак) Дополняет ученика. Учитель показывают таблицу. - Таким образом, мы с вами выясняли, чтобы определить спряжение у глагола с безударным окончанием, его необходимо поставить в неопределенную форму , посмотреть на что оканчивается глагол Глаголы, оканчивающиеся на -ить относятся ко 2 спряжению. Кроме глаголов брить, стелить, это глаголы исключения, Глаголы не оканчивающиеся на –ить относятся к 1 спр.,Имеются также глаголы-исключения на –ать это слышать, гнать, дышать, держать 7 глаголов на –еть это смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть держать то есть имеют суффиксы -и- перед –ть. Следующее упражнение которое мы выполним это 194. Выполним мы его для того чтобы научиться определять спряжение. Что нас здесь просят сделать? - В учебниках мы будем помечать карандашом спряжение над каждым глаголом. Первую часть задания мы с вами выполнили. Что нас дальше просят сделать? Ученики выполняют в своих тетрадях, обсуждая с учителем. Просит выделить личные окончания глаголов. Обращает внимание на последнюю часть задания 194. Учитель вызывает по очереди каждого ученика к доске. Образуйте от любого глагола форму 3-го лица единственного и множественного числа. Запишите. Чтобы образовать глагол в форме 3 лица ед. и мн. Числа необходимо вспомнить местоимение или личное окончание. Таким образом, мы с вами еще раз убедились как же определять спряжение у глаголов. Вспомнили исключения у глаголов Вопросы: - Как же определить спряжение у глаголов? - Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Есть ли у них исключения? Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? Есть ли у них исключения? Выполним упражнение 196 для того чтобы научиться быстро определять спряжение глаголов с четкими объяснениями и уметь ставить неопределенную форму глагола в нужную. -Что нас просят сделать? Прочитайте задание. Выполняем первую часть задания устно. Рядом с каждым глаголов напишите этот же глагол, но в форме 3-го лица единственного числа настоящего или будущего времени и вопрос, на который отвечает глагол. Обращает внимание на правило, которое находится ниже этого упражнения. При образовании форм глагола нужно правильно поставить вопрос к неопределённой форме и к формам настоящего и будущего времени Что делать? – что делает ? Что сделать?- что сделает? Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок. Пример: Гнать( что делать?) Догнать ( что сделать?) Предлагает ученикам самим рассказать как определить спряжение глагола. | Слушают учителя. - Прочитайте ещё раз глаголы из упр. 192. Выпишите каждый глагол. Укажите его спряжение. Рядом запишите этот же глагол в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени. Ответ: Клеить (II спр.) — клеишь, читать (I спр.) — читаешь, слышать (II спр .искл.) — слышишь, зеленеть (I спр.) — зеленеешь, просить (II спр.) — просишь, веять (I спр.) — веешь, дружить (II спр.) — дружишь, видеть (II спр.искл) — видишь, думать (I спр.) — думаешь, рыть (I спр.) — роешь. Пример объяснения: Глагол клеить оканчивается на –ить. Глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на –ить имеют 2 спряжение. Рядом пишу глагол клеить в форме 2 лица ед.ч. настоящего времени. Глагол имеющий 2 лицо ед.ч. наст.время отвечает на вопрос что делаешь? Получается глагол клеишь. Выделяю личные окончания. Ученику необходимо таким образом объяснить каждое слово. Слушают учителя. Прочитайте. Определите спряжение глаголов. Веять(I спр.), держать( II спр. Искл.), наклеить( II спр.), болеть( I спр), варить( II спр.), доказать(Iспр.), мечтать( Iспр.), смотреть( II спр.искл.), вертеть( II спр. Искл), запомнить( II спр.), ловить( II спр.), прыгнуть( I спр.), сверкать( I спр.), обидеть( II спр.), беспокоить( II спр.) Пример объяснения: Глагол веять не оканчивается на -ить. Но мы должны вспомнить , что глагол веять это исключение и поэтому он относится ко 2 спряжению. Выпишите глаголы в таком порядке: а) глаголы I спряжения; б) глаголы II спряжения на -ить; в) глаголы-исключения II спряжения. Ответ: а) Веять, болеть, доказать, мечтать, прыгнуть, сверкать. б) Наклеить, варить, запомнить, ловить, беспокоить. в) Держать, смотреть, вертеть, обидеть. Болеть — болеет (3-е лицо, ед. ч.), болеют (3-е лицо, мн. ч.). Наклеивать — наклеивает (3-е лицо, ед. ч.), наклеивают (3-е лицо, мн. ч.). Обидеть — обидит (3-е лицо, ед. ч.), обидят (3-е лицо, мн. ч.). Чтобы определить спряжение у глагола с безударным окончанием, необходимо поставить в неопределенную форму , посмотреть на что оканчивается глагол . - Глаголы оканчивающиеся на –ать, -еть, -оть, -уть относятся к 1 спряжению, глаголы-исключения брить, стелить Глаголы оканчивающиеся на -ить кроме брить, стелить, это глаголы исключения, а также глаголы на –ать это слышать, гнать, дышать,держать 7 глаголов на –еть это смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть держать то есть имеют суффиксы -и- перед –ть относятся ко II спряжению. Все стальное, что не оканчивается на –ить это глаголы I cпряжения Слушают учителя. Задание 196. Прочитайте. В чём сходство и различие каждой пары глаголов? Определите спряжение глаголов. Ответ. В каждой паре есть глагол совершенного вида и несовершенного. Встретить( II спр.) – встречать ( I спр.) Бросить ( II спр.) – бросать ( I спр.) Кончить ( II спр.) – кончать (I спр.) Гнать( II спр. Искл.) – догнать ( II спр.) Слышать ( II спр. Искл.) – услышать( II спр.) Вязать( I спр.) – завязать( I спр.) (что сделать?) Встретить, (что сделает?) встретит — (что делать?) встречать, (что делает?) встречает (что делать?) Гнать, (что делает?) гонит — (что сделать?) догнать, (что сделает?) догонит (что сделать?) Бросить, (что сделает?) бросит — (что делать?) бросать, (что делает?) бросает (что делать?) Слышать (что делает?) слышит — (что сделать?) услышать, (что сделает?) услышит (что сделать?) Кончить, (что сделает?) кончит — (что делать?) кончать, (что делает?) кончает (что делать?) Вязать, (что делает?) вяжет — (что сделать?) завязать,(что сделает?) завяжет. | Ф Ф И | Не используется | Письменный контроль Письменный контроль |
Включение в систему знаний | Словесный (беседа) Практический ( комментированные упражнения) | Теперь закрепим наши навыки с помощью следующего задания. -Что нас здесь просят сделать? Прочитайте. Определите спряжение глаголов. 1. Живёт, глухом, разбойница-рысь, лесу, в. 2. В, хорошо, лесной, видеть, рысьи, темноте, глаза. 3. Тихо, по, её, лапы, ступать, земле, кошачьи. 4. Хорошо, украшенные, слышать, уши, рысьи, кисточками. И. Соколов-Микитов Предлагает составить устно. Составьте из слов предложения, употребляя выделенные глаголы в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени. Запишите предложения. | 1. Живёт (I спр), глухом, разбойница-рысь, лесу, в. 2. В, хорошо, лесной, видеть (II спр.), рысьи, темноте, глаза. 3. Тихо, по, её, лапы, ступать (I спр.), земле, кошачьи. 4. Хорошо, украшенные, слышать (II спр.), уши, рысьи, кисточками. ГЛАГОЛ ЖИВЁТ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО УДАРНОМУ ОКОНЧАНИЮ 1. Живет в глухом лесу разбойница-рысь. 2. Рысьи глаза хорошо видят в лесной темноте. 3. Ее кошачьи лапы тихо ступают по земле. 4. Украшенные кисточками рысьи уши хорошо слышат. | Г | Не используется | Устный контроль Письменный контроль |