СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спряжение глаголов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей педагогической деятельности я реализую технологию личностно-ориентированного обучения и создание здоровьесберегающего пространства на уроке.

 

Просмотр содержимого документа
«Спряжение глаголов»

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Спряжение глаголов" (личностно ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)


Евдокимова Дина Алексеевна учитель начальных классов.


В своей педагогической деятельности я реализую технологию личностно-ориентированного обучения и создание здоровьесберегающего пространства на уроке.


Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении помогает сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически их оценивать, умение применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), логически мыслить, свободно высказываться, свободно принимать активное участие в обсуждении.


Моя цель - поддержать интерес к учебе, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность учащихся на уроке.


Предлагаю вашему вниманию конспект урока русского языка в 4-м классе с личностно-ориентированной и здоровьесберегающей направленностью.


Русский язык


Цели:

обучающие: ознакомление глаголов по лицам и числам ; формирование умения распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; продолжить развивать умение ставить вопрос к глаголу в неопределенной форме и учить ставить любой глагол в неопределённую форму;

развивающие: развивать мышление, память, внимание;

воспитывающая: воспитывать любовь к учению, формировать стремление к получению знаний, развивать умение способности работать в коллективе.


Здоровьесберегающий аспект:


работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки. выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.


Оборудование:


Таблицы-опоры по теме “Глагол”, набор словарных слов, карточки для индивидуальной работы, цветные круги, круг цвета Гёте, грамзапись “Полонез Огинского” , цветовое воздействие: цветные круги над доской (красный, зеленый, желтый, синий


Ход урока


I. Организационная часть.


1). Растирание ушных раковин. Перекрестные движения. Созерцание круга цветов Гёте.


От жёлтого к зеленому


Потом наоборот


----------------------


Ты на зеленый с желтого переводи свой взгляд.


Ребята, я очень рада видеть вас и думаю, что вы порадуете меня своими ответами.


У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать. Желаю Вам творческих удач!


II. Словарно-орфографическая работа. Посмотреть на красный круг.


1). Догадайтесь о чем идет речь, записать отгаданное слово.


Стремиться к осуществлению чего-либо, хотеть чего-то (ж е л а т ь)


Желать - хотеть .


Как называются данные слова? (синонимы – слова близкие по смыслу, обозначают одно и тоже действие)


- Сиять ярким, искристым прерывистым светом (с в е р к а т ь)


К слову с в е р к а т ь подобрать однокоренное слово, для этого в этом слове замените данный суффикс на суффикс “ну” (сверкнуть)


Какой из этих глаголов обозначает, что действие происходит один раз, в один момент?


Значение однократности выражается с помощью суффикса “ну”


К слову “сверкать” подобрать синонимы (блестеть, сиять, светить, гореть)


Записать синоним г о р е т ь по звуковой схеме [ гар’эт’]


Что обозначает буква Е в данном слове?


Придумать словосочетание или предложение со словом Г О Р Е Т Ь в разных значениях.


2) Знакомство с новым словом. Посмотреть на желтый круг.


Разноуровневые задания (карточки). Работа в парах.


а) Игра “Найди слово” Новое слово, с которым мы сегодня познакомимся, спряталось в цепочке букв. Внимательно рассмотри цепочку, найдите в ней слоги в следующем порядке между буквами Т иВ, Ш и Р, Р и Г. (3-й уровень сложности)


б) Отгадайте загадку. (2-й уровень) Загадка о газете


в) Найдите новое словарное слово в пословице. (1-й уровень) Пословица о газете (Газета)


- Что мы называем газетой? (газета – периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни)


г) Знакомство с этимологией слова.


д) Связь с жизнью. Как называется наша районная газета?


Правила чтения книг, газет.


е) Запись слова (разные приёмы) – каллиграфия – пишут в воздухе, на ладони.


ж) Запись однокоренных слов, разбор по составу. Проверка.


Хоровое чтение словарных слов.


III. Актуализация знаний.


- Ребята, какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка?


- Что такое глагол?


- Назвать глаголы в словарных словах. Задать вопрос.


- Что вы можете о них рассказать. Что вы знаете о глаголах неопределенной формы?


-какую особенность имеют глаголы в прошедшем времени?


Посмотреть на красный круг.


Задание “повышенной трудности”


а) Поставить глагол в неопределенную форму.


Найди ошибку.


Сверкала - сверкнуть


Сверкала - сверкать


б) Поставить глагол сверкнуть в прошедшее время (сверкнул)


IV. Сообщение темы. Постановка учебных задач.


-Сегодня мы с вами будем работать с глаголами настоящего и будущего простого времени.


-Что такое спряжение? Мы пока с вами не знаем. Первая учебная задача – что значит спрягать глагол?


Желтый круг


V. Работа над новым материалом.


- Глагол в русском языке дружит с местоимением


- Какого лица и числа бывают личные местоимения? Назвать их парами. (Коллективная работа по рядам.)


Мы будем изменять глагол при помощи личных местоимений, вопросов; выделять окончание у глаголов. НЕСТИ, ГОВОРИТЬ (в настоящем времени). Можно ли от данных глаголов неопределенной формы образовать форму настоящего времени?


Коллективная работа. Работа у доски (2 ученика) Я несу Мы несём Я говорю Мы говорим

Ты несёшь Вы несёте Ты говоришь Вы говорите

Он несёт Они несут Он говорит Они говорят



Вывод: Как изменяли глагол? Какая часть изменялась? Назовём окончания по лицам и числам. Сравним с таблицей. (в учебнике)


- Мы изменяли глагол (спрягали)


- Что такое спряжение.


Работа над правилом. Читают правило в учебнике, сравнивают, заучивают в парах.


Посмотреть на зелёный круг.


VI. Физкультминутка. . Музыка. Полонез Огинского.


Самостоятельная работа. Желтый круг.


Спрягают глаголы в будущем простом времени. Задание по выбору (выбирают любой глагол). Выделить окончание при спряжении.


Решить Взять Спеть Летать (исключить)


- Задать вопрос. От какого глагола неопределенной формы образуется временная форма будущего простого времени?


-Какой глагол “лишний”


Взаимопроверка. Оценка. Сверить окончания глаголов по таблице.


VIII. Физкультминутка. Задают вопросы, выполняют действия.


Шагать, шагнуть. Прыгать, прыгнуть. Присесть – встать. Улыбнуться – сесть.


Зеленый круг

1X. Распознавание лица и числа глагола.

а) Глагол и местоимение дружат.


-Вторая учебная задача, вторая проблема, которую мы должны разрешить. Как определить лицо и число глагола? Сейчас мы будем учиться определять лицо и число глаголов.


На доске запись:


Ты ч. таешь газеты? В газетах с. общают всё самое интересное и важное.


-Выписать глаголы, выделить окончание, определить лицо и число.


- Чтобы правильно определить лицо и число глаголов, что для этого необходимо сделать? Как вы думаете? (подставить местоимение)


Вывод: лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию.


Сравнивают правило с учебником. Заучивают в парах.


X. Закрепление нового материала. Желтый круг


а) Самостоятельная работа


Упр.


Дифференцированные задания по группам.


б) Дополнительно:


Услышим скоро мы звонок.


Пора заканчивать урок.


(предложение записано на листах словами разных цветов - цветовое воздействие)


Задание: найти глаголы и определить лицо, число и время. Проверка.


XI. Итог.


Тесты. Выбрать правильный ответ. Работа в парах.


Дифференцированные задания (по уровню сложности)


1) Глаголы:


- склоняются


- спрягаются


2) у глаголов при спряжении изменяется


- окончание


- основа


3) Лицо глагола определяй:


- по местоимению


- окончанию


- по предлогу


4) Что называется спряжением?


- изменение глагола по падежам


- изменение глагола по лицам и числам


- изменение глагола по рода и числам


Проверка. Ответы детей.


XII. Рефлексия.


- ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ НА УРОКЕ?


- Что вам особенно понравилось?


Самооценка.


Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.


Если вы считаете, что тему усвоили на “отлично” и “хорошо”, покажите улыбающего человечка. Если вы где-то не уверены, то покажите задумчивого человечка


Оценка учителя.


XIII. Д/з


Творческое задание: составить рассказ о нашей школе, используя глаголы настоящего и будущего времени.


Спасибо за урок! Урок закончен!


Самоанализ урока.


Ставилась главная дидактическая цель и реализация учебной задачи с позиции здоровье сбережения т. е. создание здоровье сберегающего пространства на уроке, как сформировать знания у учащихся, преодолевая утомляемость. Это первый урок по теме “спряжение”. Урок объяснения новых знаний, комбинированный.


При словарной работе использовались разноуровневые задания, разные приёмы и методы для активизации словарного запаса, для повторения пройденного материала; осуществлялась связь с жизнью и другими предметами. Применение игровых ситуаций “Найди слово”, “Отгадай загадку” способствовали повышению интереса к предмету, разнообразили урок, развивали объём внимания, активизировали учащихся, снимали утомляемость


Известно, что 5-й и по 24- ю минуту урока ученики усваивают до 80% учебного материала. Поэтому на данном отрезке времени вводился материал повышенной трудности. Для создания проблемной ситуации ученикам было дано задание повышенной трудности “Найди ошибку”


При объяснении новой темы ставились проблемные вопросы , создавались проблемные ситуации и учащиеся сами доказывали правильность результата и делали выводы


При закреплении предлагались задания по выбору, , для “слабых” учащихся – карточки –опоры. При подведении итога урока использовались разноуровневые карточки тестового характера, самооценка.


На уроке реализованы следующие принципы:


1) принцип адаптивности (каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития - задания по выбору, дифференцированные задания, работа в парах, карточки с подсказкой для “слабых”)


2) принцип развития реализовался на разных этапах урока (содержание материала подобрано на “сильного” и “среднего” учеников).


3) принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков.


4) принцип ориентированной функции знаний (ученики осознали необходимость приобретённого знания)


5) принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия).


Осуществлялось создание здоровье сберегающего пространства на уроке.


В классе проведена посадка детей по ведущей модальности. Дети обследованы по методике определения ведущего канала и осуществлён принцип посадки.


Применялось цветовое воздействие. Активизировать деятельность головного мозга, возбудить нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, а также внимание и память можно активизировать с помощью цвета. Созерцание различных цветов любимых и нелюбимых, повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне.


На уроке шла подача учебного материала на все каналы восприятия , с опорой на ведущую модальность ребёнка (аудиалы, визуалы, кинестетики) Благодаря этому, дети находились в равных условиях и не испытывали дискомфорта. Читали, проговаривали, слушали, писали пальчиком, схемы-опоры для визуалов, задания по выбору.


Для профилактики зрительного переутомления проведена гимнастика по тренажеру, упражнения для снятия усталости, поднятия эмоционального настроя и повышения работоспособности.


Проведена физкультминутка связанная с темой урока, но несущая меньшую учебную нагрузку. Перед началом урока физкультминутка, направленная на восприятие материала и на коммуникативность .

Осуществлялась организация обучения в режиме “динамических поз” (дети периодически переводились учителем из положения “сидя” в положение “стоя”) “Ребенок нормально растет, когда он на ногах”(В. Ф. Базарный) Главным здесь является не столько длительность стояния, сколько сам факт смены поз. Использовала настольные конторки.


Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные обоснованные ответы.


Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.


Считаю, что урок достиг поставленных целей.


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ АСПЕКТ УРОКА.


1. В начале урока выполняются упражнения:


а) “Растирание ушных раковин и пальцев рук” - активизирует все системы организма.


б) “Перекрестные движения” - активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.


“Дыхательная гимнастика”- гармонизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно- сосудистой системы. (вдох в два раза короче выдоха).


Упражнения для глаз по схеме “зрительно- двигательных траекторий” по В. Ф. Базарному.


Организация обучения в режиме “ динамических поз”. Чередование в соответствии видом работы.


Цветовое воздействие (активизация психических, физических процессов).


Рациональная смена (частота чередования) различных видов деятельности.


Методы: интеллектуальная игра, метод свободного выбора, проблемные ситуации, самостоятельная работа, творческая работа, межпредметная связь, дифференцированные задания


Внешняя мотивация и стимуляция внутренней мотивации.


Хороший психологический климат урока.


Индивидуальный подход к учащимся (учитывается личный опыт учащихся).


Рефлексия урока.



МКОУ «Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа»






Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Спряжение глаголов" (личностно ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)




Разработала:

учитель начальных классов

Евдокимова Дина Алексеевна