Урок по математики в 6 классе (по ФГОС)
Конспект урока математики в 6 классе.
ФИО: Должность: Место работы: Предмет: Класс: Тема урока: Базовый учебник Аннотация: | Верменич Миллена Сергеевна учитель математики МБОУ «Михайловская СШ» Сакского района с. Михайловка математика 6 Сравнение десятичных дробей. Учебник (УМК): Никольский С. М., Потапов М. К. и др., Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2018. Конспект урока математики. Тема: «Сравнение десятичных дробей». Урок открытия новых знаний при реализации системно - деятельностного подхода. Содержит самостоятельную работу с самопроверкой. |
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Цель урока: создание условий для получения и осмысления обучающимися новых знаний о сравнении десятичных дробей, систематизация теоретического материала по указанной теме, отработка навыка сравнения десятичных дробей
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных УУД): повторить умение выбирать равные десятичные дроби из представленных, изучить и закрепить правило сравнения десятичных дробей; извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; структурировать информацию в виде записи выводов и определений.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, предлагать свои аргументы и уметь отстаивать их; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях, а также в записи десятичных дробей; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, культуру общения, требовательное отношение к себе и своей работе; развивать у учащихся умение работать индивидуально и в группах.
Развивающие (формирование регулятивных УУД): самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления; способствовать развитию творческой активности учащихся. Воспитывать аккуратность оформления записей в тетрадях, культуру речи, коммуникабельность, деятельность учащихся на уроке.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: уметь в процессе реальной ситуации уметь применять сравнение десятичных дробей; познакомиться с правилом сравнения десятичных дробей; совершенствовать умение сравнивать десятичные дроби.
Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные задачи, задавая вопросы по данной теме; планировать собственную деятельность, определять и правильно применять необходимые средства для ее осуществления.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного материала.
Коммуникативные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; эффективно сотрудничать и уметь кооперироваться для решения задач повышенной сложности.
Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.
Структура урока:
1) Организационный этап. Проверка домашней работы. (3 мин)
2) Мотивация учебной деятельности обучающихся. (2 мин)
3) Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний. (3 мин)
4) Первичное осмысление и закрепление знаний. (7 мин)
5) Физкультминутка. (3 мин)
6) Самостоятельная работа с самопроверкой. (10 мин)
7) Включение в систему знаний и повторение. (10 мин)
8) Информация о домашнем задании. (3 мин)
9) Рефлексия. (4 мин)
Ход урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент).
Задача: Создать благоприятный психологический настрой на работу.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Учитель приветствует учащихся 6 класса, проверяет готовность к уроку. Организует внимание ребят. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Я рада приветствовать Вас сегодня на уроке математики и прошу вспомнить, что мы изучили на прошлом уроке и что нового узнали? А при выполнении домашнего задания нам это правило потребовалось или нет ?. Я предлагаю , вам открыть тетради и проверить домашнее задание. | Учащиеся готовы к началу работы. Включаются в работу. Примерный ответ ученика: На предыдущем уроке мы познакомились с правилом получения равных десятичных дробей . Примерный ответ ученика: да, потребовалось.. | Личностные: самоопределение к учебной деятельности. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Задачи:
вызвать позитивный рабочий настрой и познавательный интерес к теме;
повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Учитель: Новые знания нам будет очень трудно осваивать ез знания правила, поэтому начнём с устной работы: (задания а карточке №1) 1.Укажите , какие из равенств верные? 1) 3,90=3,9 2)12=12,0 3) 5,40=5,04 4)2,200=2,20 5)4500=450 6)8,005=8,005000 2. Назовите дробь, равную данной. 1)5,900 2)20,030 3)0,05080 4)0,0012300 | 1.Находят верные равенства, один из учеников проговаривает ответ 2. Называют дроби, равные данной. | Коммуникативные ууд: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями. |
3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
Задачи: организовать формулирование вопросов и постановку целей и задач урока; организовать самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Учитель: А как вы думаете с дробями какого вида мы чаще всего сталкиваемся ив нашей жизни ? (когда идём в продуктовый магазин, когда читаем газеты, состав таблеток, рецепты приготовления, состав одежды и так далее ) - Важно ли уметь сравнивать десятичные дроби ? - Учитель: Ребята, я предлагаю вам поразмыслить над ответом на вопрос в следующей задаче : Две хозяйки купили в магазине капусту, первая 5,3 кг , а другая 3,5 кг . Кто купил больше?( почему, как объяснить результат сравнения ? - С чего же мы начинаем сравнение десятичных дробей? - молодцы ! -Давайте рассмотрим задачку посложнее: В аптеке на упаковке с таблетками указано содержание активного вещества , продавец предложил покупателю одни и те же таблетки, но с разным его содержанием. Одна пачка с содержанием 0,25 мг, а другая пачка с содержанием 0,3мг.Врач посоветовал брать те таблетки где содержание активного вещества больше. Какую пачку выберет покупатель ? Как понять, какое число больше? - молодцы, и с этой задачей вы справились. Давайте обобщим всё и попробуем сформулировать правило сравнения десятичных дробей ? - Молодцы, предлагаю вам теперь используя сформулированное правило сравнить два числа 2,5081 и 2,508 (запись на доске) | Учащиеся внимательно смотрят на записи, отвечая на вопросы: Примерный ответ ученика: с десятичными дробями. Да, потому что с десятичными дробями в жизни сталкиваемся чаще всего. Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради: «Сравнение десятичных дробей». Формулируют цель: познакомиться с правилом сравнения; научиться его применять. Формулируют задачи: вспомнить основные понятия, признаки, свойства, которые применяют при работе с десятичными дробями; внимательно слушать учителя; делать необходимые записи в тетрадях Примерный ответ ученика: Первая хозяйка купила капусты больше, так как в числе 5,3 целых 5 , а в числе3,5 целых 3 . 5 больше, чем 3. Примерный ответ ученика: Сравнивать десятичные дроби начинаем с целой части. Больше будет та дробь, у которой целая часть больше. Примерный ответ ученика: Покупатель купит вторую упаковку, потому что там содержание активного вещества больше, чтобы это понять припишем мысленно справа ко второй дроби 0 и сравним 0,25 и 0,30. Примерный ответ ученика: Чтобы сравнить две десятичные дроби нужно сравнить их целые части, если их количество одинаковое, то сравнить число знаков после запятой, если оно различно то уравнять это количество приписав справа нули, а затем сравнить получившиеся числа . Примерный ответ ученика: Число целых в этих дробях одинаковое, поэтому сравним количество знаков после запятой, во втором числе их меньше, поэтому мысленно добавим справа 0, а теперь видно то, что первое число больше второго. | Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая, что можно на уроке узнать много нового Познавательные УУД: формулировать информационный запрос Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности; планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи ; -планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения. |
4. Первичное осмысление и закрепление знаний.
Задачи: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний по теме; своевременное выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, их коррекция, обеспечение закрепления знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы с новым материалом.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать устно, для того , чтобы посмотреть насколько каждый из вас понял правило сравнения десятичных дробей.. Сравните дроби : 0,41 0,31 1,09 1,07 3,27 3,25 4,611 4,86 9, 303 9,03 9,7 9,21 0,307 0,0307 4,031 4,300 9,019 9,10 10 10,005 | - Сравнивают устно, один из учеников комментирует с места | Предметные УУД: применять на практике полученные выводы |
5. Физкультминутка.
Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать. (Сгибание и разгибание рук вверх.)
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперед, руки в «замок», резко вниз.)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (Расслабленное поднимание и опускание рук.)
Наклонитесь столько раз,
Сколько форточек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс.)
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты. (Прыжки на месте.)
Хорошо мы посчитали
И нисколько не устали,
Голову поднимем выше (Стойка — ноги врозь, руки вверх — в стороны (вдох).)
И легко, легко подышим. (Руки расслабленно опустить вниз (выдох).)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Руки за спину.)
Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)
И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)
Подтянитесь на носочках —
Столько раз,
Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.)
На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)
Топаем ногами. (Топаем ногами.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)
Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задачи:
организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку, поставить себе оценку за выполненную работу;
- организовать выявление места и причины затруднений, выполнить при необходимости работу над ошибками.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, группа учащихся работает индивидуально, получив задание на карточках, остальные выполняют №746, 747. (приложение1) | Выполняют задание самостоятельно, проверяют №746, 747, проговаривая полученные результаты. Выполняют самооценку по эталону. 0 ошибок - оценка «5»; 1-2 ошибки - оценка «4»; 3-4ошибки - оценка «3»; Более 4 ошибок - надо еще поработать. Индивидуальную работу на карточках оценивает учитель, с оглашением оценки. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | Регулятивные УУД: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ; Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
7. Включение в систему знаний и повторение.
Задачи: закрепить умение сравнивать десятичные дроби.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
У вас на парте лежит задание «Поймай ошибку». Я предлагаю вам сейчас побыть в роли экспертов. Ваша задача обнаружить допущенные учениками ошибки при выполнении заданий. И исправить их. (приложение 1) | 1) Внимательно читают задание и применяют изученное правило при выполнении задания 2)Делают записи в тетрадь. После выполнения задания оценивают его выполнение совместно с учителем. | Предметные УУД: применять на практике полученные выводы. Познавательные УУД: анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие; | |
8. Информация о домашнем задании.
Задачи: Обеспечение понимания детьми способов выполнения домашнего задания.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
- На доске: Домашнее задание: п. 4.2, стр 146-147 читать, рассмотреть примеры, повторить правила, решать №748, 451 Ваши вопросы по домашнему заданию? | 1) Ребята записывают домашнее задание в дневниках. 2) Просматривают домашнее задание, задают вопросы | Регулятивные УУД: констатировать необходимость продолжения действий Познавательные УУД: Сравнивать десятичные дроби |
9. Рефлексия деятельности на уроке.
Задачи: зафиксировать новое содержание; осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
- А теперь подведем итоги: Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? - -Кто желает сформулировать правило сравнения десятичных дробей? -Что было самым сложным на уроке, а самым интересным? -Кому не понадобится помощь при выполнении домашнего задания по этой теме? Оценить отдельных учащихся | Проводят самоанализ, отвечают на вопросы; вспоминают правило, заполняют листы самооценки (приложение 1); | Познавательные ууд: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Регулятивные УУД: - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Приложение №1. Рефлексия
Оценочная карта урока.
Фамилия____________________Имя_________________________класс____
№ задания | №1 (д/з) | Работа с учебником №746, 747 | Тест «Поймай ошибку» |
Оценка | | | |
а) Что понравилось на уроке б) Что вызвало затруднения или было непонятно в) За что можете себя похвалить, что сегодня узнали нового г) Сегодня я работал(а) на оценку…
_______________________________________________________________________
Карточка 1
Сравните дроби :
2,9 и 3,001 6) 2,351 и 2,354
0,4и 0,7 7) 2,893 и 2,89
0,52 и 0,65 8) 5,78 и 5,871
0,4 и 0,3817 9) 4,2453и 4,24532
0,3 и 0,33 10) 7,0013 и 7,00103
Расположите в порядке возрастания:
0,01 ; 0,023 ; 0,015 ; 0,0231
0,33 ;0,3333 ; 0,3; 0,333
_______________________________________________________________________
Карточка 2
Сравните дроби :
7,03 и 6,99 6) 0, 51 и 0, 5
1,5и 1,6 7) 0,22 и 0,2
0, 2 и 0,195 8) 10,256 и 10,25
0,274 и 0,281 9) 7,893 и 7,89301
0,752 и 0,756 10) 5,004 и 5,0041
Расположите в порядке возрастания:
1) 0,352 ; 0,41 ; 0,412 ; 0,371
2) 0,5 ;0,555 ; 0,55 ;0,5555
Поймай ошибку.
Найди неравенства, в которых допущены ошибки и исправь их:
а)1,51,34 в) 5,0085,08 д) 4,1 =41
б)1,76
ж) 6,200=6,20 з) 2700=270.
2. В одной газетной статье приводились следующие данные о площадях материков и частей света :
Название | Площадь, млн кв.км. |
Европа | 10,5 |
Азия | 44,4 |
Африка | 30,3 |
Северная и Центральная Америка | 24,3 |
Южная Америка | 17,8 |
Австралия | 7,7 |
Антарктида | 14,1 |
Сравнивая материки и части света по площади автор статьи написал, что самую большую площадь занимает Азия, а самую маленькую площадь занимает Европа. Прав ли автор статьи ?