СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми числителями.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда мы беремся сравнивать дроби, которые разичаются лишь знаменателями, то интуитивно хочется поставить тот же знак сравнения, какой мы поставили бы, будь перед нами просто эти самые числа. Но все, оказвается, не так-то просто! Разделите один и тот же торт  сначала на три, а потом на пять частей и посмотрите, в каком случае часть больше. Ну, что скажете? А вот как об этом рассказывает урок.

Просмотр содержимого документа
«Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми числителями.»

План-конспект открытого урока по теме:

Ершова Ирина Васильевна учитель математики

Предмет: математика.

Класс: 5.

Тип урока: изложение нового материала.

Цели урока:

Образовательная: добиться усвоения правила сравнения дробей с одинаковыми числителями;.

Воспитательная: воспитывать трудовые навыки; эстетическое начало; уделить внимание нравственным принципам.


Развивающая: развивать общеучебные навыки анализа, синтеза, классификации, устной речи, самостоятельной работы, работы в группах и коллективе, зрительного представления, творческого воображения, ориентировки в пространстве, повышать общий культурный уровень.


Задачи урока:

- сформировать о представление о зависимости величины дроби от знаменателя;

- добиться усвоения правила сравнения дробей с одинаковыми числителями;

- добиться умения комплексного применения правил сравнения дробей.

Оборудование и пособия: интерактивная доска, слайды, набор «доли и дроби», нотные листки с нанесенной нотной разметкой


Этапы урока.


1.Актуализация опорных понятий и вхождение в тему.

2. Целеполагание.

3 Изложение нового материала.

4. Немного философии.

5. Первоначальное закрепление

6. Тренировочное закрепление.

7. Тематическая физкультминутка

8. Задание «музыкальная композиция»

9. Подведение итогов. Измерение достижения цели.





Ход урока.


  1. Актуализация опорных понятий.


Организационный момент начала урока. Приветствие.

Интерактивное задание.

Соотнесите картинки и дроби.

Назовите числитель и знаменатель каждой из дробей.

Ответы:

Выпишите пары дробей, изображенных картинкой одинакового цвета и поставьте знак сравнения.

Ответы:

Каким правилом вы при этом пользовались? Вспомните правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.



Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та дробь, у которой числитель больше.



  1. Целеполагание .



А теперь давайте сравним следующие дроби.

Что длится дольше: пол-урока или треть урока?

Запишите это в виде неравенства дробей.



Какие часы показывают большее время: четверть второго или полвторого?

Запишите это в виде неравенства дробей.





Обратите внимание на числители и знаменатели дробей: что из них является одинаковым, а что различным? Таким образом, мы приступили к сравнению дробей с одинаковыми числителями.

Давайте посмотрим на записанные неравенства и попытаемся понять, по какому правилу можно сравнить дроби, у которых одинаковые числители. Попытайтесь сформулировать это правило.



  1. Изложение нового материала .



А теперь предлагаю вашему вниманию видеоролик, который покажет вам, верно ли вы сформулировали правило.







Пришло четверо гостей, и торт разделили на 4 части. Видите, какой кусок достался каждому гостю?



А теперь гостей пришло больше, например 7, тогда торт разрезали на 7 частей. И части получились более мелкие.



Формулируем правило сравнения дробей с одинаковыми числителями:



Какие слова здесь следует выделить, как главные?



Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше.

В этом важное отличие от правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.



  1. Немного философии .



Знаете ли вы, что Лев Николаевич Толстой был не только писателем, но еще и вел педагогическую деятельность? У него была своя школа в Ясной Поляне, где он преподавал также и математику. Им был написан учебник "Арифметика" в двух частях с указаниями для учителя. «Арифметика» Толстого резко отличалась по своему содержанию не только от учебников арифметики своего времени, но и от учебников арифметики  последующих десятилетий. Он говорил: "Математика имеет задачей не обучение счислению, но обучение приёмам человеческой мысли при исчислении".

И вот как он воплотил эту идею как раз в нашей теме. (Слайд). Как вы понимаете смысл этих слов?

  1. Первоначальное закрепление .



Поставьте знаки сравнения, руководствуясь правилом сравнения дробей с одинаковыми числителями.



Ответы:

  1. Тренировочное закрепление .

    1. Расположите эти дроби в порядке возрастания (интерактивное задание):

Что значит расположить дроби в порядке возрастания? – Это значит расположить их по порядку от самой меньшей к самой большей.

Какая дробь, согласно правилу сравнения дробей с одинаковыми числителями, будет наименьшей? – Та, у которой знаменатель наибольший. За ней – та, у которой знаменатель следующий по убыванию величины и так далее до дроби с самым меньшим знаменателем.



Ответы:

    1. Подберите такие знаменатели, чтобы дроби располагались в порядке убывания:



Что значит расположить дроби в порядке убывания? – Это значит расположить их по порядку от самой большей к самой меньшей.

Какая дробь, согласно правилу сравнения дробей с одинаковыми числителями, будет наибольшей? – Та, у которой знаменатель наименьший. За ней – та, у которой знаменатель следующий по величине и так далее до дроби с самым большим знаменателем.



Значит, для решения надо расставить произвольные знаменатели (исключая нуль), расположив их в порядке возрастания.

Например:



Решение: для этого в знаменателе ставим произвольные числа, расположенные в порядке возрастания. (Нуль в знаменателе исключен, поскольку операция деления на нуль не определена).

  1. Дроби в словах.


Какие слова «спрятались» в этих словах? Расположите их по порядку от самой маленькой к самой большей.


Вот какие дроби "спрятались" в этих словах. В словах "треть" и "четверть" мы слышим части "третья" "четвертая". Со словом «половина» рассуждаем по-другому. На сколько частей надо поделить целое, чтобы получить половину? - На две. Значит, в знаменателе 2. Сколько из них возьмем? - Одну. Отсюда получаем дробь: одна вторая. А слово "полтора" просто надо запомнить - это один с половиной.

И вот как мы теперь запишем их по возрастанию:


  1. Тематическая физкультминутка.

Я буду называть цепочку из дробей.

Если следующая дробь оказывается больше предыдущей, вы принимаете положение стоя, если меньше – сидя.

Цепочка дробей и правильная последовательность действий:

8 Задание «музыкальная композиция»







Кому знакомы эти знаки? Это ноты, мы видим, что у каждой из них свой «хвостик». Что он обозначает? – Разную длительность звучания.



Чтобы записать мелодию с помощью нот, главное, что требуется, это обозначить для каждой ноты два данных: высоту и ее длительность.



Перед вами (у вас на нотных листочках) – запись некоторой мелодии . В этой записи уже расставлены ноты по высоте, а вот длительность надо отметить вам самим. Для этого под каждой нотой записана дробь, которой она выражена, а вам уже остается приписать правильный «хвостик» к каждой нотке. И тогда вы получите знакомую мелодию, которая вам всем хорошо знакома.



Может, те из вас, кто занимается в музыкальной школе, смогут определить, что это за мелодия? Что ж, проверим.

Звуковой файл с записью мелодии «Два веселых гуся».





Вот какие ноты мы только что записали.





  1. Подведение итогов

Бусы рассыпались на части. Помогите снова их собрать.

В кружочках написаны слова в разбросанном порядке. Нужно собрать их в правильном порядке так, чтобы получилось правило сравнения дробей с одинаковыми числителями.

Повторяем и проговариваем правило:

Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!