ТЕМА: С. Аксаков. «Аленький цветочек». Ш.Перро. «Красавица и Чудовище». Сравнение сказок.
ЦЕЛИ: формирование умения осваивать художественную идею произведения и расширение представлений о нравственных качествах человека; развитие мышления и связной речи; воспитание чуткости, сострадания, доброжелательности.
Основные: УМК "Перспектива", Климанова Л.Ф. "Литературное чтение", часть 2.
Дополнительные: тексты сказки Ш. Перро "Красавица и Чудовище", презентация
Этап урока Вид работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организация начала урока Приветствие Проверка готовности СЛАЙД 1 | Прозвенел уже звонок. Пришла пора начать урок. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Нам понадобятся учебник и текст сказки Ш.Перро. Проверьте, у всех на столе есть дополнительный текст. Покажите готовность работать правильной посадкой за партой. | Приветствуют. Занимают рабочее место. Проверяют готовность к уроку. | Р1 |
Мотивация к учебной деятельности СЛАЙД 2 АНИМАЦИЯ | Сегодня на уроке вам следует быть особенно внимательными. Сейчас я проверю, кто умеет слушать и быстро смекать. Послушайте текст. Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна. Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть всё, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они снова возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова. О какой стране я сейчас говорила? | Слушают задание. Слушают текст. Отвечают на вопрос. Это страна сказок. | Р2 П3 Л1 |
Актуализация опорных знаний и способов действий 1.Фронтальный опрос. 2.Индивидуальный опрос. 3. Микроитог. | -Ребята, догадались, о чём мы будем говорить на уроке сегодня? Какую сказку изучали на прошлом уроке? Кто её автор? СЛАЙД 3 – Кто дочитал сказку до конца? Кому понравилась сказка? Назовите действующих лиц сказки. Кто из героев произведения вам понравился? К какой группе отнесёте эту сказку? Почему? – Давайте вспомним, как всё начиналось, и отправимся в путь по сказке. - Какие гостинцы попросили дочери? - Каким же образом очутился купец в тёмном дремучем лесу, во дворце? - Какие чудеса он увидел в том дворце? - Что случилось, когда купец сорвал цветочек? - Почему чудовище отпустило купца? Какое условие оно поставило? Чем заканчивается текст, помещённый в учебнике? -Кто знает, как закончилась сказка, и может кратко пересказать? а) Краткий пересказ продолжения сказки Кратко перескажите продолжение сказки. б) Составление характеристики героини Расскажите, что было особенного в характере младшей дочери. Спасибо всем, кто готовился к уроку и отвечал на вопросы. Что позволило Чудищу снова стать принцем? | (о сказках) «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков Поднимают руку. Перечисляют: три сестры, их отец-купец, Чудище. Высказывают мнения. Это волшебная сказка, т.к. в ней есть волшебные предметы и превращение. 1 ученик пересказывает Она была скромной, доброй, очень любила отца и сестёр, не желала никого обидеть, даже к чудищу относилась с заботой и пониманием. Доброта и любовь девушки. | Р1-3 П2-3 К2-4 Л2 |
Постановка проблемы СЛАЙД 4 | Рассмотрите обложки книг. Кто на них изображён? Найдите основные отличия представленных книг. Кто догадался, чем будем заниматься на уроке? | Красавица и Чудовище Название и автор Сравнивать сказки | Р1-3 П2-3 К2-4 Л2 |
Решение проблемы 1.Определение задач урока. 2. Рассказ учителя о писателе. СЛАЙД 6 3.Работа с выставкой книг 4. Чтение сказки сильными учащимися 5. Проверка первичного восприятия. | СЛАЙД 5. -Откройте учебники на с. 63. Назовите произведение и имя автора, которые там помещены. Мы не читали эту сказку, но я думаю, что вы знакомы с её автором. Родился Шарль Перро 12 января 1628 года (390 лет назад) во Франции, в семье судьи Парижского парламента Пьера Перро и был младшим из его семи детей. Шарль Перро был известен как поэт, публицист и академик. Свои сказки он начал писать в 65 лет и издавал их под именем своего сына, так как стыдился признаться в своём детском несерьёзном увлечении. Его произведения представляли собой литературную обработку народных сказок. СЛАЙД 7. Какие сказки Шарля Перро вы знаете? Положите перед собой текст сказки "Красавица и Чудовище". СЛАЙД 8. Сейчас будем читать его, а потом сравним 2 сказки, поэтому следите внимательно. Продолжать чтение будет тот, чьего плеча я коснусь. Назовите ещё 1 отличие сказок, кроме названия и автора. | Открывают учебник. Отвечают на вопросы. «Красавица и Чудовище». Шарль Перро. Слушают, рассматривают слайд. Рассматривают книги на слайде. Называют сказки. Готовятся к чтению. Читают сказку или следят по тексту. Называют 1-2 отличия, которые смогли выявить. | Р1-3 П1-3 К1-5 Л1-3 |
Физкультминутка | Теперь встаньте. Проведём физкультминутку. Садитесь. Продолжаем работать. | Встают, выполняют движения. Рассаживаются по местам. | Р1 |
Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу 1.Сравнение сказок по предложенному плану 2. Работа с картинным планом (РЕЗЕРВ) | СЛАЙД 9 Название сказки, его смысл. Зачин сказок Герои сказок и их имена. Сравнение главных героев сказок Младшая дочь и Красавица Чудище и Чудовище. Волшебные предметы и события каждой истории Воспитательная ценность Рассмотрите иллюстрации к сказке на с. 63. Все ли эпизоды сюжета на них отражены? Придумайте подписи к этим иллюстрациям, посовещавшись с соседом по парте. Посмотрите, какой план сказки получился. | Аленький цветочек - предмет, из-за которого произошла вся история. Красавица и Чудовище - главные действующие лица Зачитывают начало обеих сказок. Многие персонажи одни и те же, но названы по-разному: младшая дочь и Красавица, чудище и Чудовище, в сказке Ш. Перро у девушки были не только сёстры, но и 3 брата и добрая Фея. Обе любили отца, обе жалели Чудовище, но Красавица показана более смелой. Она сама вызвалась отправиться к монстру, беседовала с ним. У Аксакова - волшебный лес, аленький цветочек, перстень, который способен перемещать человека, если его надеть на мизинец и повернуть. У Перро – роза, зеркало, кольцо, которое надо положить на тумбочку рядом с кроватью. Перевоплощение монстра в человека происходит в обеих сказках благодаря силе любви. Одинакова. Обе сказки учат любить окружающих, уважать родителей, сочувствовать чужой беде и помогать, не оставаться равнодушными. Нет. Отсутствуют картинки к началу сказки. Работают в парах. Читают план со слайда. | Р1-3 П1-3 К1-5 Л1-3 |
Информация о домашнем задании | Дома вы должны ответить на вопросы и выполнить задания на с. 62-64. Запишите задание в дневник: с.62-64, в., з. | Записывают задание в дневник. | Р1 |
Рефлексия Обобщение Оценка работы | Продолжите фразы, записанные на слайде: Сегодня на уроке я узнал(а), что … Мне было интересно… Я считаю, что лучше всех работал (а)…. Мне сегодня помогали … Хорошо работали… Встаньте. Урок окончен. До свидания. | Читают и завершают предложения. Оценивают работу. Слушают оценки учителя. Встают. Прощаются. | Р1,3 |