СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнение сказок "Аленький цветочек" и "Красавица и чудовище"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения в 4 классе составлен согласно ФГОС НОО. Апробирован в ходе практики проведения пробных уроков студентами.

Просмотр содержимого документа
«Сравнение сказок "Аленький цветочек" и "Красавица и чудовище"»

ТЕМА: С. Аксаков. «Аленький цветочек». Ш.Перро. «Красавица и Чудовище». Сравнение сказок.

ТИП УРОКА: комбинированный

ЦЕЛИ: формирование умения осваивать художественную идею произведения и расширение представлений о нравственных качествах человека; развитие мышления и связной речи; воспитание чуткости, сострадания, доброжелательности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Регулятивные УУД:

  1. - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

  2. - выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи, от его типа и стиля;

  3. - произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи.

Познавательные УУД:

  1. - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

  2. - находить в тексте ответ на заданный вопрос;

  3. - на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты.

Коммуникативные УУД:

  1. - реализовывать потребность в общении со сверстниками;

  2. - проявлять интерес к общению и групповой работе;

  3. - адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;

  4. - уважать мнение собеседников;

  5. - участвовать в выразительном чтении по ролям.

Личностные УУД:

  1. - интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;

  2. - умение выделять поступок как проявление характера героя;

  3. - чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

Предметные результаты:

  1. - ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев.

  2. - формулирование простых выводов, соотношение поступков героев с нравственными нормами.


РЕСУРСЫ:

Основные: УМК "Перспектива", Климанова Л.Ф. "Литературное чтение", часть 2.

Дополнительные: тексты сказки Ш. Перро "Красавица и Чудовище", презентация





Этап урока

Вид работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация начала урока

Приветствие

Проверка готовности


СЛАЙД 1

Прозвенел уже звонок.

Пришла пора начать урок.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Нам понадобятся учебник и текст сказки Ш.Перро. Проверьте, у всех на столе есть дополнительный текст. Покажите готовность работать правильной посадкой за партой.



Приветствуют.

Занимают рабочее место.



Проверяют готовность к уроку.

Р1

Мотивация к учебной деятельности


СЛАЙД 2











АНИМАЦИЯ

Сегодня на уроке вам следует быть особенно внимательными. Сейчас я проверю, кто умеет слушать и быстро смекать. Послушайте текст.

Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна. Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть всё, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они снова возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова.

О какой стране я сейчас говорила?

Слушают задание.



Слушают текст.











Отвечают на вопрос.

Это страна сказок.

Р2

П3

Л1

Актуализация опорных знаний и способов действий

1.Фронтальный опрос.

















2.Индивидуальный опрос.





3. Микроитог.



-Ребята, догадались, о чём мы будем говорить на уроке сегодня?

Какую сказку изучали на прошлом уроке? Кто её автор? СЛАЙД 3

– Кто дочитал сказку до конца? Кому понравилась сказка?

Назовите действующих лиц сказки.

Кто из героев произведения вам понравился?

К какой группе отнесёте эту сказку? Почему?

– Давайте вспомним, как всё начиналось, и отправимся в путь по сказке.

- Какие гостинцы попросили дочери?

- Каким же образом очутился купец в тёмном дремучем лесу, во дворце?

- Какие чудеса он увидел в том дворце?

- Что случилось, когда купец сорвал цветочек?

- Почему чудовище отпустило купца? Какое условие оно поставило?

Чем заканчивается текст, помещённый в учебнике?

-Кто знает, как закончилась сказка, и может кратко пересказать?


а) Краткий пересказ продолжения сказки

Кратко перескажите продолжение сказки.

б) Составление характеристики героини

Расскажите, что было особенного в характере младшей дочери.

Спасибо всем, кто готовился к уроку и отвечал на вопросы.

Что позволило Чудищу снова стать принцем?

(о сказках)


«Аленький цветочек»

Сергей Тимофеевич Аксаков


Поднимают руку.

Перечисляют: три сестры, их отец-купец, Чудище.

Высказывают мнения.

Это волшебная сказка, т.к. в ней есть волшебные предметы и превращение.














1 ученик пересказывает



Она была скромной, доброй, очень любила отца и сестёр, не желала никого обидеть, даже к чудищу относилась с заботой и пониманием.


Доброта и любовь девушки.

Р1-3

П2-3

К2-4

Л2

Постановка проблемы

СЛАЙД 4

Рассмотрите обложки книг.

Кто на них изображён?

Найдите основные отличия представленных книг.

Кто догадался, чем будем заниматься на уроке?


Красавица и Чудовище

Название и автор


Сравнивать сказки

Р1-3

П2-3

К2-4

Л2

Решение проблемы

1.Определение задач урока.


2. Рассказ учителя о писателе.

СЛАЙД 6









3.Работа с выставкой книг

4. Чтение сказки сильными учащимися




5. Проверка первичного восприятия.

СЛАЙД 5. -Откройте учебники на с. 63.

Назовите произведение и имя автора, которые там помещены.

Мы не читали эту сказку, но я думаю, что вы знакомы с её автором.

Родился Шарль Перро 12 января 1628 года (390 лет назад) во Франции, в семье судьи Парижского парламента Пьера Перро и был младшим из его семи детей. Шарль Перро был известен как поэт, публицист и академик. Свои сказки он начал писать в 65 лет и издавал их под именем своего сына, так как стыдился признаться в своём детском несерьёзном увлечении. Его произведения представляли собой литературную обработку народных сказок.

СЛАЙД 7.

Какие сказки Шарля Перро вы знаете?

Положите перед собой текст сказки "Красавица и Чудовище". СЛАЙД 8.

Сейчас будем читать его, а потом сравним 2 сказки, поэтому следите внимательно. Продолжать чтение будет тот, чьего плеча я коснусь.

Назовите ещё 1 отличие сказок, кроме названия и автора.

Открывают учебник.

Отвечают на вопросы.

«Красавица и Чудовище». Шарль Перро.



Слушают, рассматривают слайд.











Рассматривают книги на слайде. Называют сказки.

Готовятся к чтению.




Читают сказку или следят по тексту.


Называют 1-2 отличия, которые смогли выявить.

Р1-3

П1-3

К1-5

Л1-3

Физкультминутка

Теперь встаньте. Проведём физкультминутку.


Садитесь. Продолжаем работать.

Встают, выполняют движения.


Рассаживаются по местам.

Р1

Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу

1.Сравнение сказок по предложенному плану





















2. Работа с картинным планом

(РЕЗЕРВ)

СЛАЙД 9

Название сказки, его смысл.



Зачин сказок


Герои сказок и их имена.




Сравнение главных героев сказок

Младшая дочь и Красавица




Чудище и Чудовище.


Волшебные предметы и события каждой истории







Воспитательная ценность



Рассмотрите иллюстрации к сказке на с. 63.

Все ли эпизоды сюжета на них отражены?

Придумайте подписи к этим иллюстрациям, посовещавшись с соседом по парте.

Посмотрите, какой план сказки получился.

Аленький цветочек - предмет, из-за которого произошла вся история. Красавица и Чудовище - главные действующие лица


Зачитывают начало обеих сказок.


Многие персонажи одни и те же, но названы по-разному: младшая дочь и Красавица, чудище и Чудовище, в сказке Ш. Перро у девушки были не только сёстры, но и 3 брата и добрая Фея.

Обе любили отца, обе жалели Чудовище, но Красавица показана более смелой. Она сама вызвалась отправиться к монстру, беседовала с ним.





У Аксакова - волшебный лес, аленький цветочек, перстень, который способен перемещать человека, если его надеть на мизинец и повернуть.

У Перро – роза, зеркало, кольцо, которое надо положить на тумбочку рядом с кроватью.

Перевоплощение монстра в человека происходит в обеих сказках благодаря силе любви.


Одинакова. Обе сказки учат любить окружающих, уважать родителей, сочувствовать чужой беде и помогать, не оставаться равнодушными.


Нет. Отсутствуют картинки к началу сказки.

Работают в парах.


Читают план со слайда.

Р1-3

П1-3

К1-5

Л1-3

Информация о домашнем задании

Дома вы должны ответить на вопросы и выполнить задания на с. 62-64.

Запишите задание в дневник: с.62-64, в., з.

Записывают задание в дневник.

Р1

Рефлексия

Обобщение


Оценка работы

Продолжите фразы, записанные на слайде:

Сегодня на уроке я узнал(а), что …

Мне было интересно…

Я считаю, что лучше всех работал (а)….


Мне сегодня помогали … Хорошо работали…

Встаньте. Урок окончен. До свидания.

Читают и завершают предложения.



Оценивают работу.


Слушают оценки учителя.

Встают. Прощаются.

Р1,3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!