СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнительная характеристика методов педагогических исследований.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сравнительная характеристика методов педагогических исследований.»

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ

ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)





Направление –44.03.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) – Дошкольное образование





Мансурова Розалия Ранисовна



Творческая аттестационная работа

Тема: Сравнительная характеристика методов педагогических исследований.









Преподаватель Сиренко Юлия Валериевна











Уфа 2023



Название метода

Основная характеристика

Достоинства метода

Недостатки метода

1

Ранжирование

Метод ранжирования рассчитан на выявление индивидуального мнения каждого учащегося о своих товарищах, близких людях, родителей, учителей и т.д.

Помогают оценить результаты эксперемента

Низкая точность. (невозможно учесть степень различия обьектов)

2

Шкалирование

Шкалирование – это превращение качественных факторов в количественные ряды. Такое преобразование дает возможность изобразить в виде шкалы, например, качества личности. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных лиц, называется рейтингом.

Простота, определенность, информативность, содержительность, позволяет формализовать полученные данные, переводя их в числовые показатели

Потеря внутренней информативности,

Субьективность эксперта, отсутствие инструментария

3

Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие,

познание педагогического процесса в естественных условиях (например, в

процессе обучения, внеклассной работы и т.д.).

Наблюдение требует от исследователя точной фиксации фактов,

объективного педагогического анализафактов,

объективного педагогического анализа

успех метода наблюдения в конкретном педагогическом

исследовании во многом определяется личностью наблюдателя: его

мировоззрением, способностями, профессионализмом, общительностью,

отзывчивостью, скромностью, ненавязчивостью и другими качествами;

- наблюдение должно служить строго сформулированным

действительно научным задачам исследования и ничем не вредить тем, кого

наблюдает;

- наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан

фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают;

- результаты наблюдений необходимо сопоставлять с помощью других

методов (например, анкетирования, тестов, рейтинга, анализа результатов

деятельности и т.д.) и выполнять в виде кратковременной записи, карточек, служащих для регистрации информации; дневников

наблюдений, в которых систематически день за днем заносить все необходимые

сведения.

Поскольку наблюдение часто ведется одним человеком, а его восприятие

ограничено, то он может пропустить, не заметить какие-то важные проявления,

скажем, воспитанника. Следующий недостаток состоит в том, что наблюдением почти невозможно

выявить мнения, суждения, точку зрения, позицию, мотивы деятельности,

интерес, склонности, ценностные ориентации. Без привлечения дополнительной

информации невозможно также сказать, насколько поведение учащихся,

находящихся под наблюдением, типично для окружения

4

Беседа

Опыт показывает, что беседу можно использовать не только как метод

сбора первичной вербальной информации. При правильном еѐ проведении она

позволяет глубоко изучить и выявить индивидуально-психологические

особенности личности: склонности, интересы, степень воспитанности,

отношения учащегося к жизненным фактам, явлениям, к труду,

собственным поступкам

Возможность задавать вопросы в правильной последовательности.

-возможность пользования вспомогательным материалом (запись вопросов на карточки)

-Анализируя невербальные реакции опрашиваемого человека, можно сделать дополнительный вывод о достоверности ответов.

Требуется большое кол-во времени

-необходимо обладать соответствующими навыками проведения результативной беседы.

-необходимо помнить что правильно проведенная беседа может быть гарантом качества полученной информации.

5

Анкетирование

Анкетой принято называть перечень вопросов по определенной теме,

на которые должны дать ответы учащиеся. С помощью анкеты можно

выявить нравственные представления и понятия учащихся, их склонности, связи,

оценочные суждения к окружающим людям, труду, профессии, показатели

общественного мнения и т.д.

Высокая оперативность полученной информации,

-возможность массовости обследования

-сравнительно малая трудоемкость процедур подготовки, проведения и обработки;

-отсутствие влияния на опрашиваемость, простота организации

Отсутствие возможности изменять порядок и формулировку вопросов в зависимости от поведения опрашиваемых.

Низкая достоверность, сложность обработки данных

6

Метод независимости характеристик

Сущность этого метода состоит в том, что он дает возможность, во-первых,

получить более полную и обобщенную информацию об ученике или классе

(группе) со стороны многих лиц (учителей, классных руководителей, завуча,

директора, родителей, товарищей, друзей, руководителей общественных

молодѐжных организаций, представителей социальных институтов и др.). Вовторых, охарактеризовать ученика в разных условиях его жизни и деятельности,

на различных этапах развития (например, младший школьный возраст,

подростковый, юношеский).

Особенностью этого метода, является обобщение, сравнение, осмысления полученных с помощью других методов сведений об учащихся

При составлении независимых характеристик некоторые черты могут не совпадать из-за необьективности того, кто характеризует поспешность, ошибочность выводов. В таком случае выясняют причины разногласий, анализируют факторы обусловившие их.

7

Моделирование

Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Изучение

модели позволяет получить новое знание, новую целостную информацию об

объекте.

Существенными признаками модели являются: наглядность, абстракция,

элемент научной фантазии и воображения, использование аналогии как

логического метода построения, элемент гипотетичности

-целостность представленной информации, оптимизирует структуру учебного материала; Улучшает планирование учебного процесса

Создав модель, в дальнейшем можно сосредоточиться на ее изучении, теоретически разработать оптимальную систему- и только после этого проверять ее в реальных условиях педагогического процесса

8

Метод тестирования

«тест» интерпретируется как «средство,

так как с дидактических позиций понятие «средство» охватывает весь

инструментарий, который является связующим звеном между целью и

результатом психолого-педагогической деятельности и включает в себя

также различные методы, формы, приемы»

педагогическая практика показывает, что тесты, во-первых,

являются прогрессивной в научном отношении частью методического

инструментария; во-вторых, позволяют «измерить» типические ошибки и

трудности обучаемых; в-третьих, выдвинуть уровень математических и других

способностей учащихся на различных этапах (периодов) обучения; в-четвертых,

на основе анализа полученного материала смоделировать (спроектировать)

стройную, логически научно обоснованную систему обучения и воспитания

детей.

Трудно проверить глубину понимания вопроса, логику мышления, вероятность случайности, нет возможности проверить творческое применение усвоенных знаний в новых ситуациях.

9

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта.

Научное изучение и обобщение педагогического опыта направлено на

решение различных исследовательских целей:

- выявлению существующего уровня решения образовательных и

воспитательных задач;

- определению узких мест, «белых» пятен и противоречий, возникающих в

практике;

- выявлению ведущих тенденций, оригинальных идей, элементов

инновационного, прогрессивного, рождающегося в каждодневном творческом

поиске лучших педагогов, а также характерных недостатков и ошибок;

- изучению доступности и эффективности научных рекомендаций, которые

становятся достоянием науки и практики

Новизна и оригинальность в деятельности педагога. Высокая результативность педагогического труда: высокое качество

знаний, существенные сдвиги в уровне воспитанности, в общем, и специальном

развитии учащихся.

Методическая система, которая представляет научно-обоснованную модель

(парадигму) усовершенствованного процесса обучения и воспитания.

Стабильность и эффективность опыта, при котором положительные

результаты удерживаются на протяжении достаточно длительного времени.

Возможность творческого применения идей передового опыта другими

педагогами.

Применение указанных критериев обеспечивает комплексную оценку

педагогического опыты и дает основание, на наш взгляд, для его квалификации

как передового.


10

Социометрический опрос

Для нас важно подчеркнуть, что

метод социометрии является, во-первых, удобным способом изучения и

измерения скрытых межличностных отношений в коллективе, где учащиеся

хорошо знают друг друга, во-вторых, дает возможность выявить структуру

взаимоотношений в классе в зависимости от симпатий и антипатий, наличие

группировок, определить авторитетность выборных органов, наличие лидеров,

маргинальных (отвергаемых), изолированных учащихся. При этом необходимо

отметить, что на основании полученной с помощью социометрии картины жизни

ученического коллектива можно дать рекомендации о работе с данным

коллективом, об укреплении сплоченности и организованности класса, о путях

дальнейшего развития, изучения внутри коллективных взаимоотношений

учащихся

Подчеркнем, исследование с использованием данного метода дает

положительный результат, если он подкрепляется другими методами (беседой,

анкетированием, наблюдением и т.д.). При повторном проведении социометрии

через определенный промежуток времени очень важно новые данные

сопоставить с предыдущими. Это позволит определить, насколько действенными

оказались педагогические меры.

При проведении опроса могут встретиться и неожиданности.

Случается, что учащиеся называют фамилию своего лучшего друга и этим

ограничиваются. Следует убедиться, что это серьѐзная позиция, а не просто

нежелание подумать. Встречаются и случаи, когда учащийся вообще

отказывается сделать выбор, заявляет: «Ни с кем». Это обычно свидетельствует о

нарушениях во взаимоотношениях.

11

Педагогический эксперемент

педагогический эксперимент – это научно обоснованная и хорошо

продуманная система организации педагогического процесса, направленная

на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования

заранее разработанных научных предположений, гипотез.

Высокая точность результатов, возможны повторные исследования в аналогических условиях, осуществляется почти полный контроль за всеми переменными.

Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента,

Испытуемые знают, что они являются обьектами исследований.

12

Метод рейтинга

Данный метод научно-педагогического исследования еще называют методом экспертных оценок. Он подразумевает оценку сторон деятельности опытными экспертами. Ими могут быть квалифицированные сотрудники, которые имеют соответствующие знания и опыт в педагогике – лица которые обладают такими качествами как объективность, справедливость, самокритичность.

Он предусматривает оценивание отдельных сторон деятельности опытными судьями, которым должны быть присущи компететность- знание сущности проблемы; креативность, способность творчески решать задачи, научная обьективность, аналитичность и конструктивность мышления.

Сложность обработки данных, отнимает много времени.











































Список использованной литературы

  1. Образцов П.И. методология педагогического исследования: учеб.пособие для вузов/ П.И.Образцов- 2 изд., испр. и доп.-Москва Издательство Юрайт, 2023.-156с.

  2. Старикова Л.Д. методология педагогического исследования: учеб.для вузов/ Л.Д. Старикова, С.А.Стариков.- 2-изд. испр. и доп.- Москва: издательство Юрайт, 2023.-287с.

Иные ресурсы интернет.

  1. https://infourok.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!