СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнительная характеристика простейших

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка к открытому уроку. Урок рекомендован для использования на уроках биологии.

Просмотр содержимого документа
«Сравнительная характеристика простейших»

7 класс Сравнительная характеристика простейших

(продолжение)


1.- Какие выводы можно сделать на основании следующих фактов:

А) инфузории перемещаются из капли воды с кристалликом поваренной соли в каплю с чистой водой;

Б) эвглены зеленые переплывают из затемненной части в освещенную, а амебы наоборот, из освещенной в затемненную? Что общего между этими явлениями?

• движение простейших в ответ на действие среды – раздражение;

• фактор среды, влияющий на состояние организма (свет, соль, бактерии …) – раздражитель;

• свойство организмов отвечать на действия раздражителей – раздражимость – это свойство всех живых организмов.

Таксис – двигательная реакция в ответ на односторонне действующий раздражитель, свойственная свободно передвигающемуся организму.

Фототаксис – на свет (эвглена, инфузория); хемотаксис – на химические вещества (инфузория); 2.Питание.

А) – Чем питаются простейшие?

Б) – Кем является амеба по способу питания? Почему?

Сапрофитный тип питания – питание продуктами распада органических веществ, всасывая всей поверхностью тела.

Гетеротрофный тип питания – когда в пищу идут бактерии, водоросли и т.д.

Фагоцитоз – активное захватывание и поглощение твердых частиц (бактерий).

В) К какой группе по способу питания относится эвглена зеленая?

• На свету автотрофный тип питания (есть хлоропласты) как у растений, в темноте – сапрофитный тип питания (пищеварительных вакуолей у них нет), то есть в темноте у них гетеротрофный тип питания.

Вывод: у эвглены зеленой смешанное питание, то есть миксотрофное.

Г) В цитоплазме миксотрофных жгутиконосцев могут находиться различные включения: зерна крахмала, капельки жира и др., а также красное пятнышко – глазок, который выполняет функцию светочувствительной органеллы (стигма).

3.Циста.

А) – Почему многие простейшие при неблагоприятных условиях (высыхании или зимнем охлаждении водоемов) не погибают?

Б) – Каким образом происходит их расселение по планете? Этих животных считают космополитами.

Общие выводы.

1.Общий план строения – родственные группы, одноклеточные организмы (цитоплазма, ядро, оболочка).

2.Различия в составе клеток связаны с особенностями их жизнедеятельности.

3.Для процессов питания и выделения есть пищеварительные и сократительные вакуоли, а у инфузории туфельки есть еще и порошица.

4.Органоиды движения – ложноножки, жгутики и реснички.


Вопросы классу.

- Зачем нужно изучать эти микроскопические организмы?

- Какое эволюционное значение они имеют?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!