Сравнительный анализ содержания авторской программы Коровина В.Я. (УМК «Литература» 6,9 кл., авторы В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин) (М. : Просвещение, 2014) и примерной рабочей программы по литературе 6,9 кл. 2021г.
Сравнительный анализ содержания примерных рабочих программ
Стало
Было
ФГОС ООО 2021:
Единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего
образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода,
ФГОС ООО 2010:
обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося,
Примерная образовательная программа по литературе воплощает идею внедрения в практику российской школы деятельностного подхода к организации обучения. Главным условием реализации данной идеи является уже заявленное в примерной образовательной программе основной школы принципиально новое осмысление результатов образовательной деятельности: освоение учебного предметного материала должно быть соотнесено с личностными и метапредметными результатами. Планируемые предметные результаты, определенные примерной программой по литературе,
освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном
обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в
течение жизни.
Системно-деятельностный подход - это подход, при котором в учебном процессе
Главное место отводится активной и разносторонней,в максимальной степени самостоятельной познавательнойдеятельности школьника.
Описательный характер требований 2021 г
ФГОС ООО 2010
- Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
- Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
- Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы;
Проблемно-тематические блоки
Цель предмета «Литература» - формирование культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, читательской самостоятельности и речевых компетенций. Задачи предмета «Литература» - опыт медленного чтения конкретных произведений отечественной и зарубежной1 литературы; - овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт; - овладение навыком анализа текста художественного произведения (основные темы произведения, его проблематика, жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место и время, способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, умение различать прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты) - знакомство с историей литературы: русской и зарубежной, литературной классикой и современным литературным процессом; - формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения;
Сравнительный анализ содержания примерных рабочих программ
6 класс. Стало
6 КЛАСС (102 ЧАСА) Всего: на чтение, изучение и обсуждение 70 ч. 6 на развитие речи 8 ч 6 на уроки внеклассного чтения 7 ч 6 итоговые контрольные работы 2 ч 6 резервные уроки 15 ч
Античная литература (2 ч)
Гомер. Поэмы «Илиада», «Одиссея» (фрагменты) (2 ч)
Фольклор (7 ч)
«Песнь о Нибелунгах» (фрагмен- ты), баллада «Аника-воин» и др. (3 ч)
Литература 20 века
Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века, в том числе о Великой Отечественной войне (два произведения по выбору). Например, Б. Л. Васильев. «Экспонат №»; Б. П. Екимов. «Ночь исцеления»; А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Правдивая история Деда
Сравнительный анализ содержания примерных рабочих программ
6 класс. Стало
Мороза» (глава «Очень страшный 1942 Новый год») (2 ч)
Произведения отечественных писателей на тему взросления человека (не менее двух). Например, Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»; Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»; Ю. И. Коваль. «Самая лёгкая лодка в мире» (3 ч)
Зарубежная литература
Произведения современных зарубежных писателей-фантастов (не менее двух). Например, Дж. К. Роулинг. «Гарри Поттер» (главы по выбору), Д. У. Джонс. «Дом с характером» и др. (3 ч)
Сравнительный анализ содержания примерных рабочих программ
9 класс. Стало
9 КЛАСС (102 ЧАСА) Всего: на чтение, изучение и обсуждение 68 ч. 6 на развитие речи 11 ч 6 на уроки внеклассного чтения 4 ч 6 итоговые контрольные работы 4 ч 6 резервные уроки 15 ч
Литература первой половины XIX века (49 ч)
Отечественная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, «Лафертовская маковница» Антония Погорельского, «Часы и зеркало» А. А. Бесту- жева-Марлинского, «Кто виноват?» (главы по выбору) А. И. Герцена и др. (2 ч)
Сравнительный анализ содержания примерных рабочих программ
6 класс. Стало
В разделе тематического планирования рабочей программы должны быть учтены возможности ис- пользования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методически- ми материалами, реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответству- ет законодательству об образовании (мультимедийные программы, электронные учебники и задачни- ки, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов).
Сравнительный анализ содержания примерных рабочих программ
5 класс. Было
5 класс. Стало
Автор и произведение названы,
выбор не предполагается:
Учитель ответственен за конструирование процесса
обучения, отбор содержания и результаты.
Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».
Примерная рабочая программа - конструктор для
создания рабочей программы.
Автор назван, произведения в указанном
количестве выбирает учитель :
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например,
«Волк на псарне «Листы и Корни», «Свинья под
дубом», «Квартет», «Осел и Соловей», «Ворона и
Лисица».
Сравнительный анализ содержания примерных рабочих программ
Из перечня писателей учитель выбирает авторов и самостоятельно
определяет их произведения на указанную тему:
Произведения отечественных писателей XX – XXI веков на тему детства (не
менее двух). Например, произведения В.П. Катаева, В.П. Крапивина, Ю.П.
Казакова, А.Г. Алексина, В.П. Астафьева, В.К. Железникова, Ю.Я. Яковлева,
Ю.И. Коваля, А.А. Гиваргизова, М.С. Аромштам, Н.Ю. Абгарян и др.
NB Резервные уроки
5 класс: 15 час. 6 класс: 15 час. 7 класс: 7 час. 8 класс: 6 час. 9 класс: 15 час.
Составление тематического
планирования для конкретного
класса
Количество часов на темы и порядок их
изучения могут варьироваться. Региональный компонент добавляем
Сравнительный анализ содержания примерных рабочих программ
Ресурсы для восполнения дефицитов
Электронные библиотеки, архивы, научные и методические материалы и пособия ) www.feb-web.ru / – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы;
2) http://philology.ruslibrary.ru/ – Электронная библиотека специальной филологической литературы;
3) http://magazines.russ.ru/ – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом;
4) http://lib.prosv.ru/ – «Школьная библиотека» – проект издательства
«Просвещение»: вся школьная программа по литературе на одном сайте;
5) http://www.russianforall.ru – Русский филологический портал Philology.ru;
6) http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res#/ – Инфотека методических материалов по литературе;
7) http://litera.edu.ru/ - «К урокам литературы» (Каталог образовательных ресурсов по литературе – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы)
8) http://litera.edu.ru – Сайт «Я иду на урок литературы» и электронная версия газеты «Литература».
9) Грамота.ру