научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое нескольких чисел», «правило нахождения среднего арифметического»
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Этап урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Развиваемые (формируемые) учебные действия |
предметные | универсальные |
I. Организационный момент. Мотивация | Здравствуйте, садитесь! Посмотрите на слайд. Я хочу, чтобы эти слова стали эпиграфом нашего урока сегодня. (слайд 1 ) - Как вы понимаете эти слова? | Ответы учащихся | | Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог. Познавательные осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям |
IIВводная беседа. Актуализация знаний | -Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета. Нужно найти значение данного выражения, но сначала необходимо вычислить слагаемые. Результат подскажет вам ответ на вопрос: « С именем, какого ученного связана тема нашего сегодняшнего урока?» -Ребята,а как оценивают спортсменов в большом спорте? - А что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний». -А что «среднее» в математике можно найти? - Назовите тему урока. Звучит непривлекательно. Необходимо добавить одно слово из тех, которые вам представлю: Почему? - Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока (слайд 4). -Ребята, у вас на столах лежат карточки с таблицей. Заполните ее. (приложение 1) -Что вы знаете о среднем арифметическом нескольких чисел? - Что вы хотите узнать? Да, сегодня мы должны узнать, что такое среднее арифметическое, как его находить Это и будет нашей целью на урок. А вот где применяется рассмотрим на следующих уроках. | Устный счет (задания на слайде 2) Находят среднюю оценку -«Средняя температура, среднее образование, средняя цена, среднее ухо, средняя заработная плата и т.д.» -«Среднее чисел» -«Среднее чисел» арифметическое Ответы учащихся Записывают тему урока в тетради. Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют таблицу - ничего! -«Что это такое?» «Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?» «Для чего применяется среднее арифметическое?» | Вспомнинают действия с десятичными дробями Имя- Иоганн Кеплер. | Познавательные Поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Регулятивные Выделение и осознание того, что уже пройдено.Формулировка темы. Постановка цели урока. |
III. Изучение нового материала | 1. Работа над определением «среднего арифметического» -Итак, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел? - Чтобы правильно сформулировать определение среднего арифметического нескольких чисел, решим задачу(слайд 4-6). -Составьте план решения задачи. Не забывая при этом о правилах перевода единиц измерения и сложения десятичных дробей -А почему вы делили на 7, ведь этого числа не было в условии задачи. Что означает это число? - Ребята, попытайтесь вместе с соседом по парте составить алгоритм нахождения среднего арифметического. Вывод: Мы нашли среднее арифметическое семи чисел. Проговоритеалгоритм нахождения среднего арифметического чисел. 2. Работа над определением «среднего арифметического»(слайд 8) -Сформулируйте определение «среднего арифметического чисел». - Откройте учебник на с.226, найдите определение «среднего арифметического». Прочитайте. - Закройте ладошкой это определение и расскажите его сами себе. -Теперь расскажите это определение друг другу. Определение нужно запомнить! Для лучшего запоминания напечатанное определение вывешивается на доску (приложение 2) - В начале урока мы назвали имя выдающегося астронома, физика и математика Иоганна Кеплера. Понятие среднего арифметического впервые появилось в его научных работах, то есть считается, что он ввел понятие среднего арифметического. (слайд 9) | Самостоятельно читают задачу, один – вслух -Найти рост всех гномов, Разделить на 7 -7 гномов Предлагают алгоритмы. Алгоритм: «Найти сумму всех чисел» «Найти количество слагаемых» «Разделить сумму чисел на количество» Определение: «Это частное суммы нескольких чисел на их количество» Учащиеся записывают формулу нахождения среднего арифметического нескольких чисел: Ср. арифметическое = (сумма слагаемых): (количество слагаемых) -Читают: один вслух, остальные - про себя. Рассказывают себе. Рассказывают друг другу по очереди. | Самостоятельно выводят определение среднего арифметического чисел. Составляют алгоритм в тетради. Выводят формулу нахождения среднего арифметического, опираясь на определение и алгоритм. | Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог Регулятивные Целеполагание, выдвижение гипотез Личностные строить продуктивное взаимодействие, |
1V. Первичное осмысление и закрепление знаний. | -Давайте вернемся к спорту и оценим их результаты, как настоящих спортсменов. (слайд 10) Как называется вид спорта , который мы будем оценивать | Фигурное катание Учащиеся, используя алгоритм, находят средний балл участницы, проговаривая порядок выполнения действий. | Отрабатывают алгоритм и формулунахождения среднего арифметического при решении задачи | Познавательные Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости). Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
V. Физпауза | - Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают. (слайд 11) - А сейчас давайте выполним несколько упражнений. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Встаньте, поднимите руки вверх, в стороны, вниз. Повторите 3 раза. - Сели все ровно, продолжим работу. | среднее арифметическое: -Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.) Апельсина и лимона. (Грейпфрут.) -Пианино и баяна. (Аккордеон.) -Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.) -Носка и чулка. (Гольф.) Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | | Коммуникативные Умение слушать Регулятивные Выполение поставленной цели Познавательные Выделение главного и синтез ответа |
VI. Закрепление изученного на решении задач | Выполнение заданий из учебника: № 1496; №1497 .(с последующей проверкой) (Учитель заранее с обратной стороны доски готовит ответы) -Ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте,возьмите в руки карандаши. Посмотрите внимательно,на доске представлены ответы. Проверьте соседа и выставите оценку карандашом в тетрадь. | Выполняют самостоятельно упражнения Осуществляют взаимопроверку. | Отрабатывают алгоритм и формулунахождения среднего арифметического при решении упражнений из учебника. | Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. |
VII Рефлексия | -Вернемся к таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? Давайте еще раз вспомним определение среднего арифметического нескольких чисел. (слайд 12) И узнаем всегда ли можно считать среднюю оценку (слайд 13) | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся заполняют пропуски в определении: Средним арифметическим нескольких чисел называется …частное.. суммы нескольких чисел на количество… | | Регулятивные Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности Коммуникативные Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна |
VIII Домашнее задание. | Задает дозированное домашнее задание Учитель: Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. На следующем уроке будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте п.38 на стр.226 и решите № 1524. А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию: творческое задание1: узнать стоимость 1 пакета молока (жирность 3,2%) в 3-х магазинах и вычислить его среднюю стоимость, творческое задание2: посчитать свою среднеарифметическую оценку по предметам за 1 и 2-ю четверти, а на следующем уроке мы выясним, где выгоднее покупать молоко и какой у вас средний балл за 2 четверти(слайд 14). Спасибо за работу на уроке! | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока. Учащиеся внимательно слушают. Всем: п.38, с 226, выучить определение,№1524. Творческое задание: 1)узнать стоимость 1 пакета молока (жирность 3,2%) в 3-х магазинах и вычислить его среднюю стоимость, 2) посчитать свою среднеарифметическую оценку по предметам за 1 и 2-ю четверти. | | |