Средства и способы подготовки учащихся к организации исследовательской деятельности младших школьников на примере уроков « Окружающий мир»
Целью данной работы является исследование наиболее эффективных методов организации исследовательской деятельности учащихся на примере учебного предмета «Окружающий мир» и выявление динамики развития исследовательских умений у младших школьников. На основе теоретических положений и методических подходов была спланирована деятельность по предварительному формированию у учащихся умений, обеспечивающих эту деятельность.
Вызывает интерес опыт работы учителей гимназии №2 г.Рязани, которые работают в данном направлении. Одним из ведущих умений, обеспечивающих исследовательскую деятельность является умение видеть проблему.
Развитие умений видеть проблему.
Проблема – это затруднение, неопределённость. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Умение видеть проблему – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для развития можно использовать упражнения , которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Для того чтобы научится выявлять проблему, учащимся необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действия. Ребенку предлагается рассмотреть какой- либо хорошо знакомый объект и сказать, что видят его глаза в данную минуту. Входе выполнения задания важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованы и отвечали смело. Упражнение подобного рода позволяют развить у детей способности мысленного перемещения.
Упражнения на умение видеть проблемы:
« Посмотри на мир чужими глазами».
Читаем детям неоконченный рассказ:
-С утра небо покрылось черными тучами, и пошел снег, Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны , дороги…
Продолжи рассказ: представь себя гуляющим во дворе с друзьями ; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве; зайчиком в лесу.
« Составь рассказ от имени другого персонажа».
Представь, что ты на какое-то время стал столом в классной комнате; камешком на дороге, животным (домашним или диким); человеком определенной профессии.
Опиши один день этой воображаемой жизни.
Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы.
Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения. Поэтому одним из главных исследовательских умений является умение выдвигать гипотезы, строить предположения.
Развитие умений выдвигать гипотезы
Построение гипотез – основа исследовательского творческого мышления. Делая предположения, ученики обычно используют слова: может быть, наверно, если, возможно.
Гипотеза- это предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что они видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате поиска ответов на собственные вопросы. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если опровергнуть – превращается в ложное предположение.
Обычно используются два способа проверки гипотез - теоретический и эмпирический. Первый опирается на логику и анализ других теорий, в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирический способ предполагает наблюдения и эксперименты. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
« Давайте вместе подумаем».
Как птицы узнают дорогу на юг?
Гипотезы:
-Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам.
- Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т.д.), которые указывают им направление полета.
- Предположим, что птиц ведут за собой те, кто уже летал на юг и знает дорогу.
- Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним.
- А может быть, у них есть внутренний компас – такой, как в самолете или на корабле.
Развитие умений задавать вопросы
Важным умением для исследовательской деятельности является умение задавать вопросы. Вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Задавая вопросы ребенок учится наблюдать, описывать, вырабатывать уверенность в понимании настоящего, усваивать новые знания, мыслить.
В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы. По сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру - образно говоря, она имеет больше « пустот», которые нужно заполнить.
Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, побуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Вопросы можно поделить на две группы:
-Уточняющие (прямые или «ли» вопросы) – верно ли, что…; надо ли создавать…; должен ли …- могут быть простыми и сложными. Сложный вопрос состоит из нескольких простых , например: Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен?
- Восполняющие (неопределенные, непрямые или « к» - вопросы) включают в свой состав слова : где, когда, кто, что, почему, какие. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными. Например: Кто, когда, и где может построить этот дом? – сложный вопрос. Его без труда можно разделить на три самостоятельных (простых) вопроса.
« Найди загадочное слово».
Дети задают друг другу вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов что, как, почему, зачем. Обязательное правило: вопрос не должен явно наводить на ответ. Например, вопрос об апельсине звучит не « Что это за фрукт?», а « Что это за предмет?».
Возможен и более сложный вариант этого упражнения. Ведущий загадывает слово , но сообщает всем только первую букву( звук) . Остальные задают ему вопросы, например: « Это то, что находится в доме?»; « Этот предмет оранжевого цвета?»; « Это не животное?».
Ребенок , загадавший слово, отвечает « да» или « нет».
- Игра « Угадай, о чем спросили».
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: « Вы любите спорт?» Ребенок отвечает: «Я люблю спорт». Остальным надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять задание, предупредить отвечающих у доски детей, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.
- Почему совы охотятся ночью?