У осла и соловья, У лисы и журавля, У стрекоз и муравья Жизнь у каждого своя. Каждый соблюдает точно Свой режим и дня, и ночи, И у каждого свое Облюбовано жилье.
Выбирает привереда Лишь свое меню обеда, А в дороге изберут Каждый собственный Маршрут – У букашки и у птички. Тем-то каждый и хорош, Что на прочих не похож.
Л. Ердаков.
.
Тема: Среда обитания организмов.
Какие царства организмов вы знаете?
Какая среда самая древняя? Почему?
Приспособления к водной среде обитания
- обтекаемая форма тела
- наличие слизи на теле
- плавники,
- ласты
- подкожный слой жира
Приспособления растений к водной среде
Приспособительные особенности животных
- крылья
- конечности для передвижения по твердой поверхности
- шерсть,
- перья
- приспособления для экономного расходования влаги
- приспособления для опыления растений
- Органы зрения
Приспособления растений
- Хорошо развиты органы: корень, стебель, листья и т.д.
- Приспособления к опылению : яркая окраска цветков, аромат
- Приспособления к сохранению влаги
Обитатели почвенной среды
Медведка
Поперечный срез почвы
Крот
Организменная среда обитания
- Условия постоянные.
- Живые организмы имеют специальные приспособления: присоски, крючочки, большая плодовитость.
Обитатели организменной среды
Аскарида человечекая
Вошь человеческая, чесоточный зудень
Наездники
Клоп постельный
Блоха
Растения-паразиты не имеют зеленых листьев, питаются за счет хозяина с помощью корней-присосок
Петров крест
Раффлезия Арнольди
Выводы по уроку:
- Cреда обитания – условия, окружающие организм.
- Различают наземно– воздушную, водную, почвенную, организменную среды обитания.
- Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде
Домашнее задание:
- пар.5, вопросы.
- Используя дополнительные источники литературы, подумайте: почему организмы в наземно-воздушной среды более многообразны?
Задание №1. Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».
1. Различают 2 среды обитания: наземно-во здушную и водную.
2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.
3. Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до 9 метров.
4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.
5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют.
6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания .
(-, +, +, -, +,+ взаимопроверка )
Задание №2.По описанию определи, о какой среде идет речь. Ответ запиши.
1.Эта среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
2.Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.
3.В эту среду проникает мало света, продукт жизнедеятельности живых организмов.
4.Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам.
5.Эта среда может изменяться, расти, дышать, умирать, давать себе подобных.
Рефлексия
Сегодня урок :
- лёгкий – трудный
- интересный – скучный
- полезный – ненужный
Я ученик:
- старательный – ленивый
- внимательный – невнимательный
- урок усвоил – не усвоил