СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Среды жизни и факторы среды (открытый урок)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по биологии в 9 классе в рамках ФГОС с элементами технологии создания ситуации успеха.

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (1)»






ФАКТОРЫ






ФАКТОРЫ







АБИОТИЧЕСКИЕ










БИОТИЧЕСКИЕ

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (2)»






ФАКТОРЫ






ФАКТОРЫ







АНТРОПОГЕННЫЕ








ПОЧЕМУ АНТРОПОГЕННЫЙ ФАКТОР ВЫДЕЛЕН В ОТДЕЛЬНУЮ ГРУППУ, ВЕДЬ ЧЕЛОВЕК ЖИВОЕ СУЩЕСТВО?

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 4»

Характеристика среды

Вид среды

___________________

1. Плотность


2. Освещенность


3. Колебания температуры


4. Количество воды


5. Количество кислорода




















Критерии оценки среды

1. Очень высокая, высокая, средняя, низкая;

2. Высокая, средняя, низкая, отсутствует;

3. Высокие, средние, слабые;

4. Много, умеренно, мало;

5. Много, умеренно, мало, очень мало.



Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 5»

1 вариант

1.  Установите соответствие между организмом и средой, в которой он обитает: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.


ОРГАНИЗМ


А) 

личинка майского жука

Б) 

личинка комара

В) 

дождевой червь

Г) 

крот

Д) 

дельфин

Е) 

гидра


СРЕДА



1) 

водная

2) 

почвенная





2.  Для какой среды жизни в наибольшей степени характерно относительное постоянство температуры?



 1) 

организменная


 2) 

почвенная


 3) 

наземно-воздушная


 4) 

водная



3.  Для белки обыкновенной абиотическим фактором является



 1) 

урожай семян ели


 2) 

численность куниц


 3) 

наличие в лесу старых деревьев с дуплами


 4) 

высота снежного покрова



4.  К каким факторам относят деятельность человека в природе?



 1) 

антропогенным


 2) 

биотическим


 3) 

абиотическим


 4) 

ограничивающим



5.  С каким из перечисленных организмов у дуба могут сложиться симбиотические отношения?



 1) 

кабан


 2) 

белый гриб


 3) 

дубовый долгоносик


 4) 

бабочка дубовый шелкопряд



6.  Установите соответствие между примером и фактором среды, который этот пример иллюстрирует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.



ПРИМЕР


ФАКТОР СРЕДЫ

А) 

химический состав воды

Б) 

разнообразие растительного планктона

В) 

влажность воздуха

Г) 

клубеньковые бактерии на корнях гороха

Д) 

скорость течения воды в реке

Е) 

феромоны, выделяемые насекомыми



1) 

абиотический

2) 

биотический







2 вариант

1.  Как называют факторы неживой природы, влияющие на организмы?

 


 1) 

биотические


 2) 

абиотические


 3) 

антропогенные


 4) 

ограничивающие


 

2.  Установите соответствие между характеристикой и средой, к которой её относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.




ХАРАКТЕРИСТИКА


СРЕДА

А) 

богата питательными веществами, находящимися в доступной форме и не требующими сложного пищеварения

Б) 

условия среды подвержены частым колебаниям

В) 

в среде обитают многочисленные растения

Г) 

имеются сложные пищевые сети

Д) 

условия среды постоянны



1) 

организменная

2) 

наземно-воздушная




3.  Какие организмы являются паразитами? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


 1) 

росянка


 2) 

божья коровка


 3) 

майский жук


 4) 

клещ


 5) 

бычий цепень


 6) 

малярийный плазмодий


4.  Какие факторы относят к абиотическим? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


 1) 

свет


 2) 

осушение болот


 3) 

вечная мерзлота


 4) 

состав растительности


 5) 

ловля рыбы


 6) 

атмосферное давление


5.  Присоски и крючки свиного цепня служат приспособлением к жизни


 1) 

во внутренней среде другого организма


 2) 

в водной среде


 3) 

в наземно-воздушной среде


 4) 

в почвенной среде


6.  Примером действия какого фактора является вытаптывание животными растений на тропинках, ведущих к водопою?


 1) 

биотического


 2) 

антропогенного


 3) 

абиотического


 4) 

сезонного









3 вариант

1.  Какие факторы относят к биотическим? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 


 1) 

температура воздуха


 2) 

незаконный отстрел животных


 3) 

проточная вода в лесном ручье


 4) 

долбление деревьев дятлом в поисках личинок короеда


 5) 

охота лисиц на мышей


 6) 

нашествие саранчи


 

2.  Установите соответствие между характеристикой и средой обитания, которой она соответствует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.




ХАРАКТЕРИСТИКА


СРЕДА ОБИТАНИЯ

А) 

много света

Б) 

частый дефицит влаги

В) 

разная концентрация кислорода

Г) 

резкие колебания температур

Д) 

недостаток света

Е) 

высокая плотность



1) 

водная

2) 

наземно-воздушная




3.  Какой из перечисленных экологических факторов относят к абиотическим?


 1) 

падение метеорита в тайге


 2) 

распашка степи с помощью плуга


 3) 

развитие дизентерийной амёбы в кишечнике


 4) 

сбор грибов в лесу



4.  С каким из перечисленных организмов у берёзы могут сложиться симбиотические отношения?


 1) 

гриб трутовик


 2) 

подберёзовик


 3) 

белка


 4) 

бабочка берёзовая пяденица


5.  Факторы среды, воздействующие на организм, называют


 1) 

социальными


 2) 

биологическими


 3) 

экологическими


 4) 

ограничивающими


6.  Примером отношений паразит –  хозяин служат отношения между


 1) 

лишайником и берёзой


 2) 

лягушкой и комаром


 3) 

раком-отшельником и актинией


 4) 

аскаридой и человеком














4 вариант

1.  Установите соответствие между примером и фактором среды, который этот пример иллюстрирует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.



ПРИМЕР


ФАКТОР СРЕДЫ

А) 

химический состав воды

Б) 

разнообразие растительного планктона

В) 

влажность воздуха

Г) 

клубеньковые бактерии на корнях гороха

Д) 

скорость течения воды в реке

Е) 

феромоны, выделяемые насекомыми



1) 

биотический

2) 

абиотический




2.  Примером действия какого фактора является вылов рыбы, идущей на нерест?


 1) 

абиотического


 2) 

антропогенного


 3) 

сезонного


 4) 

биотического



3.  К биотическим факторам среды относят влияние


 1) 

структуры почвы на сохранение в ней влаги


 2) 

состава воздуха на рост и развитие корней растений


 3) 

органических веществ почвы на жизнедеятельность растений


 4) 

личинок колорадских жуков на рост и развитие паслёновых растений



4.  Какой из перечисленных факторов относят к абиотическому?


 1) 

выборочную вырубку леса


 2) 

прозрачность грунтовых вод


 3) 

многообразие птиц на лугу


 4) 

образование торфяного болота


5.  Установите соответствие между организмом и средой, в которой он обитает: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.



ОРГАНИЗМ


СРЕДА

А) 

личинка майского жука

Б) 

личинка комара

В) 

дождевой червь

Г) 

крот

Д) 

дельфин

Е) 

гидра



1) 

почвенная

2) 

водная




6.  Все формы взаимоотношений живых организмов в экосистеме относят к фактору


 1) 

антропогенному


 2) 

абиотическому


 3) 

ограничивающему


 4) 

биотическому




Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 6»

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 1

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

2

2

1

1

Задание 1



Задание 2 - 1

Задание 3 - 3

Задание 4 - 1

Задание 5 - 2

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

1

2

1

2

Задание 6


__________________________________________________________________________________


ВАРИАНТ 2

Задание 1 - 2


А

Б

В

Г

Д

1

2

2

2

1

Задание 2




Задание 3 - 456

Задание 4 - 136

Задание 5 - 1

Задание 6 - 1

___________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 3

Задание 1 - 456


А

Б

В

Г

Д

Е

2

2

2

2

1

1

Задание 2



Задание 3 - 1

Задание 4 - 2

Задание 5 - 3

Задание 6 - 4

________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 4

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

2

1

2

1

Задание 1



Задание 2 - 2

Задание 3 - 4

Задание 4 - 2

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

1

1

2

2

Задание 5



Задание 6 - 4

Просмотр содержимого документа
«УРОК»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная средняя школа

с. Бессоновка




Открытый урок по биологии

(9 класс):




«Среды жизни и

экологические факторы»




Учитель биологии

Шупикова В.Н.

2018 год









цель


формирование понятия «экологии», как науки о доме, углубление и расширение знаний о классификации экологических факторов  и характерных особенностях сред обитания.

Тип, вид урока

Открытие новых знаний.

Планируемые предметные результаты

Обучающийся научится характеризовать особенности четырех сред жизни на Земле; объяснять закономерности действия экологических факторов; будет знать и понимать смысл биологических терминов: среда обитания, экологические факторы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенные факторы, среды жизни: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная, гидробионты, аэробионты, эдафобионты, эндобионты, паразиты, симбионты.

Планируемые личностные результаты

Будут сформированы мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению предмета, нравственно-этическое оценивание содержания материала; доброжелательное отношение к мнению другого человека; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные – научится работать с предлагаемой дополнительной информацией, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами.

Познавательные – научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией.

Коммуникативные – научится принимать участи в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач, будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и дискуссии.

Формы, методы обучения и приёмы

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с рисунками, схемами), практические (составление схем, поиск информации), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение); приёмы: «авансирование», «эмоциональный всплеск», «эмоциональное поглаживание», «даю шанс»

Понятия, термины

эдафобионты, эндобионты, аэробионты, гидробионты

Оборудование

Мультимедийное оборудование, презентация (ПРИЛОЖЕНИЕ 7). Бейджики двух цветов и четырёх форм, для распределения на группы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

Образовательные ресурсы

Мультимедийный образовательный комплекс «Биология. 9 класс»

Этапы урока, цель

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий контроль



Осуществляемые действия

Формируемые умения (УУД)


1

2

3

4

5

6

1. Орг. момент.

цель для учителя:

- приветствие детей;

- настрой на работу;

- запись в журнале.




2. Актуализация опорных знаний.

цель для учителя:

Проверить и оценить степень усвоения изученного ранее материала и актуализировать опорные знания


Приветствует обучающихся:

- Здравствуйте! Урок всегда остаётся уроком обычный он или открытый, как сегодня. А, значит, как на любом уроке будут и оценки. Но сегодня я очень хочу, чтобы вы получили только «5» и «4». И, как вы понимаете, без вашей помощи мне не обойтись. Заранее сообщаю, что всё, о чём мы будем сегодня говорить, поможет вам успешно справиться с заданием в конце урока. Более того, за правильные ответы вы сегодня будете получать «звёзды». Итак, начнём двигаться вперёд и вверх по лестнице успеха!


На доске бессистемно прикреплены слова и изображения живых организмов: ЭДАФОБИОНТЫ, ЭНДОБИОНТЫ, ГИДРОБИОНТЫ, АЭРОБИОНТЫ. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)


- Кто знает, что означают эти термины, и кто возьмётся навести полный порядок в этой путанице? Обоснуйте ответы. (Как правило, либо не знают, либо отвечают неточно.)

- И это не удивительно, ведь вы этого пока не знаете. Но для этого и существуют уроки. И в конце нашего, я думаю, вы без труда решите эту проблему. И всё-таки за смелость мне хочется вручить первые звёзды.

Вручаются «ЗВЁЗДЫ».

- Вы обратили внимание, что ваши бейджики разного цвета. Прошу разбейтесь на 2 команды в зависимости от цвета бейджика.

Разбиваются на команды.


Демонстрируются видеоролики отдельно для каждой команды.

ВОПРОС: Какие биологические неточности вы заметили? (Подвести к фразам роликов «плохая экология» и «правильная экология»)

За правильно названную неточность все представители команд получают «ЗВЕЗДЫ»

Осуществляют подготовку к уроку, выбирают себе бейджики по цвету и форме, проверяют наличие ручек, тетрадей учебников.





Слушают вопросы учителя, смотрят видеоролики, отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников













Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, формулируют высказывания, логически выстроены и понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой














Устные ответы на вопросы учителя

3. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

цель для учителя:

Через создание проблемной ситуации вывести на основную тему урока, сформулировать цель и проблему урока, настроить обучающихся на её достижение

"Мозговой штурм", вводная беседа с элементами поиска, индивидуальная работа

ВОПРОС: Может ли экология быть плохой или хорошей (правильной)? (Нет)

ВОПРОС: Почему? (Потому что вторая часть этого слова - «логия» («логос») означает, что это наука, а науку нельзя характеризовать с точки зрения «плохая-хорошая»)

ВОПРОС: Итак, экология – это наука, значит, у неё есть предмет изучения. И он зашифрован в первой части слова экология.

ВОПРОС: Кто знает, как переводится слово «эко»? (Подвести к понятию «дом», «жилище»)

ВОПРОС: Так что же изучает наука экология? (Дословно экология – наука о доме)

ВОПРОС: Что мы вкладываем в это понятие «дом»? (Смотрим СЛАЙД-сравнение «дом человека» и «дом природы», подходим к мысли, что живые организмы находятся в определённых отношениях друг с другом и окружающей средой) Формируем понятие, записываем.

1. Экология это наука, изучающая взаимодействия организмов и средой обитания.


Берём рабочие карты (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и фиксируем полученное определение.


2. Среда жизни (среда обитания) - это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие и которые влияют на их состояния и свойства. (Запись в треугольнике рабочей карты)

-Итак, о чём мы сегодня будем говорить? (О средах жизни)

ВОПРОС: Первая часть нашей темы – СРЕДЫ ЖИЗНИ. Но не только о средах жизни (обитания) мы будем сегодня говорить. В среде обитания есть то, что может оказывать воздействие на живые организмы, в ней обитающих? Приведите примеры. (Команды называют по очереди, получая звёзды)

ВОПРОС: Каким единым термином мы можем объединить все названные вами компоненты среды жизни (обитания)? (Факторы. Формируем понятие.)


3. Факторы среды - компоненты природной среды, влияющие на состояние и свойства организма.

Снова фиксируют полученные определения.

-Что ещё мы будем изучать на уроке? (Факторы среды)


-Итак, сегодня на уроке мы изучаем СРЕДЫ ЖИЗНИ и ФАКТОРЫ СРЕДЫ.


ВОПРОС: Цель мы обозначили - изучить СРЕДЫ ЖИЗНИ и ФАКТОРЫ СРЕДЫ. А какой главный вопрос нашего урока на который мы должны получить ответ? (От чего зависит жизнь живых организмов?)

Вручение очередных звёзд.

Ставят цели, формулируют тему урока, обозначают проблемы урока, формируют основной вопрос урока.

Развивают свои мыслительные и творческие способности при решении проблемных биологических задач. Наблюдают, устанавливают причинно-следственные связи.

Устные ответы на вопросы учителя.











4. Усвоение новых знаний.

цель для учителя:

обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выбору способа действия при работе с информацией,

формирование навыков толерантной продуктивной работы в группе



Поисковая беседа по теме урока.





Самостоятельная работа с технологическими картами и работа в группах, работа с учебником и дополнительным материалами, создание схем-карт;



- Вы сейчас назвали много факторов, которые есть в среде обитания, давайте систематизируем их, т.е. разобьём на группы. (Систематизируют)

  1. абиотические - факторы неживой природы.

  2. биотические - факторы живой природы.

  3. антропогенные - вся деятельность человека.


- Сейчас, используя учебник §48, стр. 208 и работая самостоятельно, я думаю, вам теперь не составит труда в рабочих картах заполнить, какие факторы относятся к каждой группе.

(Самостоятельно заполняют рабочие карты)


- Мы поднимаемся выше по нашей лестнице знаний и успеха, и сейчас я прошу вас разбиться на группы по форме ваших бейджиков, не зависимо от цвета.

Разбиваются на 4 новые команды по форме бейджиков.


- Все факторы сред жизни очень важны как в совокупности, так и в отдельности. А теперь представьте, что вам нужно защитить значимость лишь одной группы. Откройте, лежащие на столах карточки с надписью «Факторы» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Каждой группе предлагается приготовить небольшую 30 секундную речь в защиту предложенной группы факторов. Итак, через минуту мы начнём небольшие дебаты! Удачи!


Организуются мини-дебаты, где 1,2,3 группы готовят «защитную» речь о своей группе факторов.

4 группа: Готовит ответ на вопрос: Почему антропогенный фактор выделен в отдельную группу? (Неестественно сильное воздействие на природу, часто необратимое!)


- Чьё выступление было самым убедительным?

(Учитель подводит к мысли, что все выступления имели хорошую доказательную базу, поэтому даётся шанс для всех и все получают звёзды)


Задание для групп (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), в результате которых создаются опорные карты-схемы:


1 группа – Наземно-воздушная среда обитания

-Характеристика наземно-воздушной среды? (См. «Критерии оценки») (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

-Почему наземно-воздушную среду обитания называют средой контрастов?

-Как называют организмы, обитающие в наземно-воздушной среде? Примеры.

-Особенности строения организмов наземно-воздушной среды. Почему организмам, живущим в наземно-воздушной среде необходима хорошая скелетная опора?


ПОДСКАЗКИ (для учителя): Наземно-воздушная среда (низкая плотность, много света, воздуха, низкая влажность, резкая смена температурного режима). Живые организмы, здесь проживающие - АЭРОБИОНТЫ. Растения: свет - светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые; влага: влаголюбивые, засухоустойчивые. Животные: свет - дневные, ночные; температура - теплокровные, холоднокровные; газовый состав воздуха - аэробы и анаэробы.


2 группа – Водная среда обитания

-Чем определяются условия жизни в водной среде? (См. «Критерии оценки») (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

-Какие географические объекты включает в себя водная среда обитания?

-Как называют организмы, обитающие в водной среде? Примеры.

-В чем состоит сложность жизни в водоемах?


ПОДСКАЗКИ (для учителя): Водная среда (высокие плотность и влажность, малое содержание кислорода, перепады давления, мало света, умеренная и практически постоянная температура). Живые организмы, здесь проживающие - ГИДРОБИОНТЫ.


3 группа – Почвенная среда обитания

-Что собой представляет почвенная среда? (См. «Критерии оценки») (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

-Как называют организмы, обитающие в почвенной среде? Примеры

-Почему почвенная среда населенна множеством видов бактерий, грибов, водорослей и животных?

-Почему обитателям почвы не грозит высыхание, перегрев летом и переохлаждение зимой?

ПОДСКАЗКИ (для учителя): Почвенная среда - (постоянная температура, большая плотность, мало воздуха и нет света) Живые организмы, здесь проживающие - ЭДАФОБИОНТЫ.


4 группа – Организменная среда обитания

-Особенности организменной среды обитания? (См. «Критерии оценки») (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

-Как называют организмы, населяющие другие живые существа? На какие две группы они делятся?

-Кто такие паразиты, как они используют тело хозяина? Приведите примеры паразитов. В чем состоит сложность жизни паразитов?

-Кто такие симбионты? Приведите примеры? В чем их значение для животных?


ПОДСКАЗКИ (для учителя): Организменная среда - (условия среды постоянны, защита от врагов, для жизни не требуются усилия→упрощение организма) Живые организмы, здесь проживающие - ЭНДОБИОНТЫ.


(Защита своих карт-схем, за которые получают «ЗВЁЗДЫ» и «эмоциональные поглаживания»)

- У нас осталось одно незаконченное дело – навести порядок в беспорядке из терминов и изображений, обозначенных в начале урока.

(Выходят представители групп и распределяют изображения и понятия)

- Почему опять затруднения? (Пытаются осмыслить. Многие организмы могут либо менять среду обитания, либо жить на границе нескольких сред. Более того, нет чёткой границы между самими средами.)

- Какой вывод можно сделать? (Разделение на 4 среды считается условным.)

Работают с дополнительным материалом и текстом учебника,

фиксируют в тетради новые термины и понятия, создание схем-карт.

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, формулируют высказывания, логически выстроены и понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой, вести дискуссию.

Развивают коммуникативные навыки и навыки работы с информацией, умения анализировать её, способность систематизировать, выделять главное, делать и обосновывать выводы.

Наблюдение и фронтально- коррекционный контроль.




5. Первичное обобщение полученных знаний.

цель для учителя:

формирование навыков толерантной продуктивной работы в парах,

подвести обучающихся к выводам о достижении целей, поставленных в начале урока, оформить сводную таблицу в рабочей карте.

Тестовая работа в парах группах, взаимопроверка, фронтальная работа

Тесты (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

В каждую группу раздаются проверочные тесты, которые решаются в парах, затем осуществляют взаимопроверку по предложенным шаблонам-ответам (ПРИЛОЖЕНИЕ 6), выставляя оценки.


Выставление оценок.


-Сегодня мы с вами словно поднимались по лестнице успеха. И пусть кто-то преодолел 4 ступеньки, а кто-то 5 – вы все молодцы! Потому что не осталось нерешённых задач!

Воспринимают информацию сообщаемую учителем, сравнивают, анализируют, делают выводы, обобщают, Осуществляют самоанализ деятельности

Осуществляют взаимопроверку, помогают друг другу, корректируют, исправляют ошибки, воспринимают оценку своей работы учителем и товарищами

Тестовый контроль, коррекция ответов, устные ответы.
















6. Домашнее задание.


§ 48 читать, ответить устно на вопросы на стр. 211, закончить таблицу.

Дополнительное задание: В научной фантастике рисуют картины построения подводных городов для человека. С решением каких основных проблем столкнутся проектировщики таких городов?

Записывают задания

Читают задания, задают уточняющие вопросы

Наблюдение

7. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

Подсчитываем количество «ЗВЁЗД».

Рефлексия:

1. (УЧИТЕЛЯ)

"Благодарю…" В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо, отдать одну свою звезду за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

2. (УЧЕНИКОВ) Получают большие звёзды. Предлагается голосование.

- Отдайте свою звезду за то выражение, которое соответствует вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон («голосуют» большими звёздами) Как правило, больше всего звёзд напротив фразы «шевелил мозгами»

- Если мы с вами на уроках не будем хлопать ушами, считать ворон и слушать краем уха, а будем шевелить мозгами, то обязательно доберёмся до звёзд и достигнем успеха! Урок окончен.


Отвечают на вопросы, определяются с рефлексией

Высказывают своё мнение и позицию

Устные ответы



Просмотр содержимого презентации
«ДЛЯ РАСПЕЧАТКИ»

ЭДАФО БИОНТЫ

ЭДАФО

БИОНТЫ

ЭНДО БИОНТЫ

ЭНДО

БИОНТЫ

ГИДРО БИОНТЫ

ГИДРО

БИОНТЫ

АЭРО БИОНТЫ

АЭРО

БИОНТЫ

«СЛЫШАЛ КРАЕМ УХА» «ХЛОПАЛ УШАМИ»

«СЛЫШАЛ КРАЕМ УХА»

«ХЛОПАЛ УШАМИ»

«ШЕВЕЛИЛ МОЗГАМИ» «СЧИТАЛ ВОРОН»

«ШЕВЕЛИЛ МОЗГАМИ»

«СЧИТАЛ ВОРОН»

Просмотр содержимого презентации
«ПРИЛОЖЕНИЕ 3»

1 группа – Наземно-воздушная среда обитания

4 группа – Организменная среда обитания

-Характеристика наземно-воздушной среды? См. «Критерии оценки».

2 группа – Водная среда обитания

-Почему наземно-воздушную среду обитания называют средой контрастов?

-Особенности организменной среды обитания? См. «Критерии оценки».

-Чем определяются условия жизни в водной среде? См. «Критерии оценки».

3 группа – Почвенная среда обитания

-Как называют организмы, обитающие в наземно-воздушной среде? Примеры.

-Как называют организмы, населяющие другие живые существа? На какие две группы они делятся?

-Какие географические объекты включает в себя водная среда обитания?

-Характеристика почвенной среды? См. «Критерии оценки».

-Особенности строения организмов наземно-воздушной среды. Почему организмам, живущим в наземно-воздушной среде необходима хорошая скелетная опора?

-Кто такие паразиты, как они используют тело хозяина? Приведите примеры паразитов. В чем состоит сложность жизни паразитов?

-Как называют организмы, обитающие в водной среде? Примеры.

-Как называют организмы, обитающие в почвенной среде? Примеры

-Кто такие симбионты? Приведите примеры? В чем их значение для животных?

-В чем состоит сложность жизни в водоёмах?

-Почему почвенная среда населенна множеством видов бактерий, грибов, водорослей и животных?

-Почему обитателям почвы не грозит высыхание, перегрев летом и переохлаждение зимой?

Просмотр содержимого презентации
«ПРИЛОЖЕНИЕ 7»

Какие биологические неточности вы заметили?

Какие биологические

неточности вы заметили?

Дом человека Дом Природы

Дом

человека

Дом

Природы

Название среды жизни и её характеристика Общее название организмов среды, и их особенности абиотические биотические ВИДЫ Факторы среды - … Среда жизни- ………… . антропогенные Экология – это ______________ _________________________________________________________________________________

Название среды жизни и её характеристика

Общее название организмов среды, и их особенности

абиотические

биотические

ВИДЫ

Факторы

среды - …

Среда жизни-

………… .

антропогенные

Экология – это ______________

_________________________________________________________________________________

1 группа – Наземно-воздушная среда обитания

4 группа – Организменная среда обитания

-Характеристика наземно-воздушной среды? См. «Критерии оценки».

2 группа – Водная среда обитания

-Почему наземно-воздушную среду обитания называют средой контрастов?

-Особенности организменной среды обитания? См. «Критерии оценки».

-Чем определяются условия жизни в водной среде? См. «Критерии оценки».

3 группа – Почвенная среда обитания

-Как называют организмы, обитающие в наземно-воздушной среде? Примеры.

-Как называют организмы, населяющие другие живые существа? На какие две группы они делятся?

-Какие географические объекты включает в себя водная среда обитания?

-Характеристика почвенной среды? См. «Критерии оценки».

-Особенности строения организмов наземно-воздушной среды. Почему организмам, живущим в наземно-воздушной среде необходима хорошая скелетная опора?

-Кто такие паразиты, как они используют тело хозяина? Приведите примеры паразитов. В чем состоит сложность жизни паразитов?

-Как называют организмы, обитающие в водной среде? Примеры.

-Как называют организмы, обитающие в почвенной среде? Примеры

-Кто такие симбионты? Приведите примеры? В чем их значение для животных?

-В чем состоит сложность жизни в водоёмах?

-Почему почвенная среда населенна множеством видов бактерий, грибов, водорослей и животных?

-Почему обитателям почвы не грозит высыхание, перегрев летом и переохлаждение зимой?

Характеристика среды Вид среды Наземно - воздушная 1. Плотность Водная Низкая 2. Освещенность Почвенная Высокая 3. Колебания температуры Организмен -ная  Высокие 4. Количество воды 5. Количество кислорода  Мало Много

Характеристика среды

Вид среды

Наземно - воздушная

1. Плотность

Водная

Низкая

2. Освещенность

Почвенная

Высокая

3. Колебания температуры

Организмен -ная

Высокие

4. Количество воды

5. Количество кислорода

Мало

Много

1 группа – Наземно-воздушная среда обитания

4 группа – Организменная среда обитания

-Характеристика наземно-воздушной среды? См. «Критерии оценки».

2 группа – Водная среда обитания

-Почему наземно-воздушную среду обитания называют средой контрастов?

-Особенности организменной среды обитания? См. «Критерии оценки».

-Чем определяются условия жизни в водной среде? См. «Критерии оценки».

3 группа – Почвенная среда обитания

-Как называют организмы, обитающие в наземно-воздушной среде? Примеры.

-Как называют организмы, населяющие другие живые существа? На какие две группы они делятся?

-Какие географические объекты включает в себя водная среда обитания?

-Характеристика почвенной среды? См. «Критерии оценки».

-Особенности строения организмов наземно-воздушной среды. Почему организмам, живущим в наземно-воздушной среде необходима хорошая скелетная опора?

-Кто такие паразиты, как они используют тело хозяина? Приведите примеры паразитов. В чем состоит сложность жизни паразитов?

-Как называют организмы, обитающие в водной среде? Примеры.

-Как называют организмы, обитающие в почвенной среде? Примеры

-Кто такие симбионты? Приведите примеры? В чем их значение для животных?

-В чем состоит сложность жизни в водоёмах?

-Почему почвенная среда населенна множеством видов бактерий, грибов, водорослей и животных?

-Почему обитателям почвы не грозит высыхание, перегрев летом и переохлаждение зимой?

Характеристика среды Вид среды 1. Плотность Наземно - воздушная Низкая 2. Освещенность Водная 3. Колебания температуры Почвенная Средняя Высокая 4. Количество воды Высокие Организмен -ная Средняя   Средние Мало 5. Количество кислорода Много Много Умеренно

Характеристика среды

Вид среды

1. Плотность

Наземно - воздушная

Низкая

2. Освещенность

Водная

3. Колебания температуры

Почвенная

Средняя

Высокая

4. Количество воды

Высокие

Организмен -ная

Средняя

Средние

Мало

5. Количество кислорода

Много

Много

Умеренно

1 группа – Наземно-воздушная среда обитания

4 группа – Организменная среда обитания

-Характеристика наземно-воздушной среды? См. «Критерии оценки».

2 группа – Водная среда обитания

-Почему наземно-воздушную среду обитания называют средой контрастов?

-Особенности организменной среды обитания? См. «Критерии оценки».

-Чем определяются условия жизни в водной среде? См. «Критерии оценки».

3 группа – Почвенная среда обитания

-Как называют организмы, обитающие в наземно-воздушной среде? Примеры.

-Как называют организмы, населяющие другие живые существа? На какие две группы они делятся?

-Какие географические объекты включает в себя водная среда обитания?

-Характеристика почвенной среды? См. «Критерии оценки».

-Особенности строения организмов наземно-воздушной среды. Почему организмам, живущим в наземно-воздушной среде необходима хорошая скелетная опора?

-Кто такие паразиты, как они используют тело хозяина? Приведите примеры паразитов. В чем состоит сложность жизни паразитов?

-Как называют организмы, обитающие в водной среде? Примеры.

-Как называют организмы, обитающие в почвенной среде? Примеры

-Кто такие симбионты? Приведите примеры? В чем их значение для животных?

-В чем состоит сложность жизни в водоёмах?

-Почему почвенная среда населенна множеством видов бактерий, грибов, водорослей и животных?

-Почему обитателям почвы не грозит высыхание, перегрев летом и переохлаждение зимой?

Характеристика среды Вид среды Наземно - воздушная 1. Плотность Водная Низкая 2. Освещенность Почвенная Средняя 3. Колебания температуры Высокая Высокие Очень высокая Средняя 4. Количество воды Организмен -ная 5. Количество кислорода Мало Низкая Средние Слабые Много Много Умеренно Умеренно Мало

Характеристика среды

Вид среды

Наземно - воздушная

1. Плотность

Водная

Низкая

2. Освещенность

Почвенная

Средняя

3. Колебания температуры

Высокая

Высокие

Очень высокая

Средняя

4. Количество воды

Организмен -ная

5. Количество кислорода

Мало

Низкая

Средние

Слабые

Много

Много

Умеренно

Умеренно

Мало

1 группа – Наземно-воздушная среда обитания

4 группа – Организменная среда обитания

-Характеристика наземно-воздушной среды? См. «Критерии оценки».

2 группа – Водная среда обитания

-Почему наземно-воздушную среду обитания называют средой контрастов?

-Особенности организменной среды обитания? См. «Критерии оценки».

-Чем определяются условия жизни в водной среде? См. «Критерии оценки».

3 группа – Почвенная среда обитания

-Как называют организмы, обитающие в наземно-воздушной среде? Примеры.

-Как называют организмы, населяющие другие живые существа? На какие две группы они делятся?

-Какие географические объекты включает в себя водная среда обитания?

-Характеристика почвенной среды? См. «Критерии оценки».

-Особенности строения организмов наземно-воздушной среды. Почему организмам, живущим в наземно-воздушной среде необходима хорошая скелетная опора?

-Кто такие паразиты, как они используют тело хозяина? Приведите примеры паразитов. В чем состоит сложность жизни паразитов?

-Как называют организмы, обитающие в водной среде? Примеры.

-Как называют организмы, обитающие в почвенной среде? Примеры

-Кто такие симбионты? Приведите примеры? В чем их значение для животных?

-В чем состоит сложность жизни в водоёмах?

-Почему почвенная среда населенна множеством видов бактерий, грибов, водорослей и животных?

-Почему обитателям почвы не грозит высыхание, перегрев летом и переохлаждение зимой?

Характеристика среды Вид среды 1. Плотность Наземно - воздушная Низкая 2. Освещенность Водная Почвенная Средняя Высокая 3. Колебания температуры Организмен -ная Очень высокая Средняя Высокие 4. Количество воды Высокая Мало Низкая Средние 5. Количество кислорода Много Отсутствует Много Слабые Умеренно Слабые Умеренно Умеренно Мало Очень мало

Характеристика среды

Вид среды

1. Плотность

Наземно - воздушная

Низкая

2. Освещенность

Водная

Почвенная

Средняя

Высокая

3. Колебания температуры

Организмен -ная

Очень высокая

Средняя

Высокие

4. Количество воды

Высокая

Мало

Низкая

Средние

5. Количество кислорода

Много

Отсутствует

Много

Слабые

Умеренно

Слабые

Умеренно

Умеренно

Мало

Очень мало

Домашнее задание: §48 читать, ответить устно на вопросы на стр. 211, закончить таблицу. Дополнительно:  В научной фантастике рисуют картины построения подводных городов для человека. С решением каких основных проблем столкнутся проектировщики таких городов?

Домашнее задание:

§48 читать, ответить устно на

вопросы на стр. 211, закончить таблицу.

Дополнительно:

В научной фантастике рисуют картины построения подводных городов для человека. С решением каких основных проблем столкнутся проектировщики таких городов?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!