1.Формирование у обучающихся понятий «среда обитания», «симбионт», «паразит».
2.Формирование понимания о сходствах и различиях разных сред обитания, а также об особенностях приспособлений организмов, обитающих в них.
- Охарактеризовать живые организмы, обитающие в каждой из сред жизни, выделить приспособительные особенности каждого из них;
- Продолжить формировать познавательный интерес.
- Развивать умение использовать различные источники информации.
- Подвести к выводу о важности сохранения жизни вне зависимости от формы ее проявления.
Научиться характеризовать каждую из сред обитания, выделять ее особенности.
Научиться осознавать единство и целостность мира, место человека в мире; развивать умение проводить самоанализ своей речи; личностное самоопределение.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД | Время |
1 | Организационный | Приветствую вас, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку и наличие всех необходимых учебных принадлежностей. | Приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку. | Регулятивные: самоконтроль подготовки учебной деятельности | 1 мин |
2 | Мотивация | Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Хорошо. То есть мы изучали разнообразные организмы и их влияние на человека и друг на друга. А теперь давайте подумаем, где живут все живые организмы. Правильно. Остановимся на понятии «окружающая среда». Как вы его понимаете? То есть организмы живут в окружающей среде, а точнее, в определенной среде жизни. Верно. А теперь попытайтесь сформулировать сегодняшнюю тему урока. То есть мы сегодня будем говорить о различных средах жизни организмов. Теперь сформулируем цели и задачи урока. Будем стремиться достичь целей и выполнить все поставленные задачи. А затем запишем, что же такое «среда жизни». | Звучат варианты: «Изучали разные живые организмы», «Узнали значение живых организмов в природе и жизни человека». Отвечают: «В окружающей среде», «Повсюду». Предлагают варианты ответов: «То, что окружает организмы», «Все, что вокруг нас» и т.п. Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь. Формулируют цели и задачи, Записывают определение среды жизни. | Познавательные: выделение и формирование цели урока; Регулятивные: анализ условий достижений целей; Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью. | 4 мин |
3 | Актуализация знаний | Учитель демонстрирует карточки с изображениями организмов в разных средах жизни. Ребята, что вы видите на картинках? Что вы уже знаете об этих организмах? А теперь обратите внимание на условия, в которых они обитают. А что мы не назвали? (демонстрирует карточку с изображением бактерий, расщепляющих целлюлозу) Где живут эти существа? Как выдумаете, они полезные? Кто они? Правильно, ребята. Это бактерии. Мы их уже изучали. Но вот только именно эти бактерии полезные. Они помогают организмам усваивать клетчатку. Поскольку они живут в симбиозе с организмом (вспомните термин «симбиоз»), их называют симбионтами. Давайте это запишем. Но, конечно же, существует огромное количество вредных бактерий. Они живут и питаются за счет других организмов. Подумайте, как их можно назвать? Ребята, «паразиты» - правильный ответ. Запишем определение. | Ученики смотрят на карточки и называют организмы, сообщают то, что уже известно им о них. Звучат ответы: «Вода», «Почва», «Воздух». Отвечают: «Внутри других организмов». Высказываются: «Да», «Нет». Отвечают: «Бактерии». Говорят: «Совместная жизнь», «Польза друг другу» и т.п. Пишут в тетрадях определение симбионта (организм, являющийся частью симбиоза). Отвечают: «Вредные бактерии», «Паразиты». Записывают определение паразита (организм, использующий другой организм как среду обитания и источник питания). | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, аргументировать ответ, умение исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников, правильно формулировать мысли. Регулятивные: умение выявлять сходства и различия. | 9 мин |
4 | Физкультминутка | Руководит физкультминуткой | Выполняют упражнения. | Здоровьесберегающие технологии | 2 мин |
5 | Усвоение новых знаний. | Ну а теперь переходим к характеристике сред жизни. Давайте вместе заполним эту таблицу. Ну а теперь работа в группах. Каждая группа будет работать над одной из четырех сред жизни. Перед вами разные карточки, вы должны выбрать те организмы, которые относятся к нужной вам среде жизни. Когда закончите, поднимайте руку и покажите всем карточки, которые выбрали, и объясните свой ответ. А теперь другое задание. Ребята, взгляните на эти картинки. Как вы думаете, где живут эти организмы? Что позволяет им жить в той или иной среде? (Приложение 1) | Совместно с учителем заполняют таблицу. Работают над групповым заданием, по очереди оглашают результаты его выполнения, исправляют ошибки друг друга, осуществляя взаимоконтроль. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; в том числе с помощью наглядных пособий; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и в группах с одноклассниками; постанов-ка вопросов. | 15 мин |
6 | Закрепление новых знаний | Мы выяснили основные особенности сред жизни и их обитателей. Попробуем закрепить изученное: В какой среде жизни обитают люди? Какая среда жизни наиболее сложна и разнообразна по условиям? Ответ объясните. В какой из сред живет большее число организмов? Почему? Какие приспособления могут иметь организмы для жизни в своей среде? А теперь более сложный вопрос. Чем отличаются понятия «среда жизни» и «место обитания»? | Отвечают на вопросы, аргументируют ответы. | Познавательные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение воспроизводить по памяти необходимую информацию, Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний; выявление главного. Коммуникативная: умение полно и точно выражать свои мысли. | 5 мин |
8 | Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок. | Итак, ребята, подведем итоги. Что мы изучали на уроке? В чем состоят особенности каждой из сред жизни? Приведите 3-5 примеров организмов – обитателей каждой из сред жизни. А теперь в бланках, которые лежат перед вами, напишите: Что вам запомнилось лучше всего? Какой момент темы показался самым трудным? Легким? Самым интересным? Как вы думаете, где можно применить информацию, полученную на уроке? Понравился ли вам урок? И, наконец, выставляем оценки за урок. | Отвечают на вопросы учителя. Заполняют бланки рефлексии. Получают оценки. | Познавательные: закрепление изученного, выявление сложностей при изучении темы. Регулятивные: контроль в форме сравнения результата урока с его целью, осознание качества и уровня усвоения новой информации. Коммуникативные: умение выражать свои мысли; аргументировать ответ, умение планировать учебное сотрудничество в группах.. | 3 мин |
9 | Информация о домашнем задании. | Домашнее задание на следующий урок: П. 17, выучить конспект. По желанию выполнить творческое задание. Изобразить животное, которое может существовать сразу во всех 4-х средах жизни. | Записывают домашнее задание, слушают рекомендации по его выполнению. | | 1 мин |
1. Биология : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И. Н. Пономарева, И. В. Николаев, О. А. Корнилова; под ред. И. Н. Пономаревой. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 128 с. : ил.
2. Биология : развернутое тематическое планирование по программе И. Н. Пономаревой 5 – 11 классы / О. П. Дудкина. – Волг. : Учитель, 2012. – 129 с.