СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средневековое общество

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для формирования представлений о жизни в средневековом обществе, об обязанностях, которые несли крестьяне, и образе жизни феодалов;

Просмотр содержимого документа
«Средневековое общество»

Технологическая карта урока

Тема урока:

Средневековое европейское общество


Цель:


Создать условия для формирования представлений о жизни в средневековом обществе, об обязанностях, которые несли крестьяне, и образе жизни феодалов;

Тип урока

Комбинированный

Задачи урока:

Обучающая: раскрыть смысл понятий: феодальная лестница, сеньор, вассал; знать, на какие сословия делилось средневековое общество;


Развивающая: развивать умения осознанно строить речевые высказывания в устной форме, владеть смысловым чтением текстов, выделяя главное, выделять и сохранять учебные задачи, уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности.


Воспитывающая: ориентироваться в нравственном содержании и поступках людей на примере взаимоотношений разных слоев общества в Средневековье


Оборудование

Учебник, раздаточный материал

Основное содержание темы, понятия и термины

Феодальное общество. Крестьяне. Феодалы. Феодальная вотчина.







организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Планируемые результаты

I. Организационный момент


Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Фронтальная


Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности

II. Постановка

учебных

задач

Беседа

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи

Формулируют

учебные задачи

Фронтальная


Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи

III. Актуализация знаний

Беседа

– К середине XI века в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Вспомните, что означает изученное нами ранее понятие «феодальная лестница»? (См. Приложение 1.)

– Дайте определение понятиям «сеньор» и «вассал».

– А входили ли крестьяне в феодальную лестницу? (Нет, крестьяне не входили в феодальную лестницу. Они считались простолюдинами и были зависимы от всех: короля, герцогов, графов, баронов, рыцарей.)

– Середина XI–XIII вв. – это расцвет средневекового общества. В Западной
Европе оно делилось на 3 сословия:

1) духовенство;

2) рыцарство;

3) крестьянство.

Все сословия были закрытыми, то есть переход из одного сословия в другое был невозможен

Участвуют
в диалоге

Фронтальная

Раскрывают смысл понятий феодальная лестница, сеньор, вассал. Знают, на какие сословия делилось средневековое общество

Познавательные: синтезируют учебный материал, осознанно строят речевые высказывания
в устной форме.

Коммуникативные: владеют диалогической формой речи

IV. Изучение нового материала

Рассказ учителя

Озвучивает ключевые моменты изучаемого материала (см. Приложение 2)

Слушают рассказ учителя, делают записи в тетради

Фронтальная

Умеют интерпретировать историческую информацию

Познавательные: выделяют главное
из услышанного,
записывают

Работа
с иллюстрациями

учебника

(с. 82

84)

Задание: изучите иллюстрации учебника на указанных страницах и ответьте вопросы на стр.82, 85

Изучают иллюстрации учебника, формулируют устные ответы

на поставленные вопросы

Работа
в парах

Характеризуют условия и образ жизни, занятия крестьян, представляют близкие к действительности картины исторических явлений

Познавательные: умеют использовать иллюстративный материал.

Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности

Работа
с историческим документом «Как становились вассалами в средние века

»

(с. 86)

Задание: прочитайте исторический документ на с. 86 и ответьте на следующие вопросы:

Почему вассальные отношения в Средние века предпочитали оформлять не письменными договорами с подписями и печатями, а ритуальными действиями? (Потому что соблюдение традиций в средневековье было важнее письменных договоров и было делом чести..)

– Почему вассальную клятву приносили публично? (Принесение публичной клятвы индуцирует чувство принадлежности к группе, ообъединяет группу на основе общеобязательных действий и ценностей, происходит поглощение и гашение личностного начала, ибо соблюдение клятвы — это действие по формуле: «Один вместе со всеми».)

Осмысленно читают текст, отвечают на вопросы

Индивидуальная

Проводят поиск необходимой информации на основе исторического источника

Личностные: ориентируются в нравственном содержании и поступках людей на примере взаимоотношений разных слоев общества в Средневековье

Работа
с текстом учебника

(п. 5,6

с. 8384)

Как вы думаете, почему средневековая знать считала военное дело более почетным чем хлебопашество? Кто мог не согласится с эти мнением?

– Прочтите текст учебника (стр.84) и ответьте
на следующий вопрос: почему светская знать намного чаще теряла свои земли чем Церковь?

Осмысленно читают текст,

формулируют устные ответы

Индивидуальная

Дают оценку историческим событиям

Познавательные: владеют смысловым чтением текста; самостоятельно выделяют в нем необходимую информацию.

Регулятивные: умеют планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Рассказ учителя

«В рыцарском замке»

Озвучивает материал, останавливаясь на наиболее существенных моментах:

• Жилище феодала – замок.

• Основное занятие феодалов – военное дело. Рыцари – тяжеловооруженные конные воины. Феодалы готовились к военной службе с детства, а свободное время проводили на охоте, пирах и турнирах.

• Рыцари считались людьми благородными, они гордились древностью своих родов и знаменитыми предками.

• Каждый рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода, и девиз – краткое изречение, написанное на гербе.

• Существовал кодекс рыцарской чести

Слушают учителя, делают записи в тетрадях

Фронтальная

Грамотно излагают исторический материал для описания и характеристики феодального замка и существующих взаимоотношений в нем

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

V. Первичное осмысление
и закрепление знаний

Составление вопросов

Учитель предлагает учащимся придумать пять вопросов к тексту параграфа так, чтобы они начинались со слов «что», «когда», «где», «почему», «как».

(При наличии времени ученики могут задать эти вопросы одноклассникам и оценить их ответы.)

Самостоятельно выполняют задание

Работа
в парах


Познавательные: ориентируются
на разнообразие способов выполнения задания.

Регулятивные: проявляют способность к волевому усилию

VI. Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа








Домашнее задание

Закончите предложения:

• На уроке я работал… • Мое настроение…

• Своей работой на уроке я …• За урок я…

• Урок для меня показался…

• Материал урока мне был…

Возможные варианты ответов: активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен

Учебник, § 10, 12; записи в тетрадях.

 Коллективный информационный проект «Рыцарский замок»

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние

на уроке





Записывают домашнее задание

Фронтальная








Индивидуальная


Регулятивные: осознают качество
и уровень усвоения

материала.

Личностные: осознают причины успеха в учебной деятельности

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения















Ресурсный материал к уроку



Приложение 1

Феодальная лестница – это особая организация феодалов, во главе которой стоял король, ниже находились герцоги и графы, далее стояли бароны и виконты, и в самом низу феодальной лестницы стояли рыцари. Между ними существовали особые отношения, так как одни феодалы, находящиеся на более низшей ступени, были зависимы от других феодалов, которые находились на более высокой ступени. Такие отношения называются вассально-сеньориальными.

Сеньор – крупный земельный собственник, имевший в подчинении зависимых крестьян; в системе феодальной лестницы – покровитель вассала.

Вассал – феодал, получивший от более крупного феодала (сеньора) земельное владение (феод) за вассальную клятву.

Таким образом, сеньоры и вассалы выполняли по отношению друг к другу определенные обязанности. Сеньоры отдавали своим вассалам в держание землю с крестьянами, защищали своих вассалов от нападений других феодалов и восставших крестьян, награждали их за службу, заботились об их осиротевших детях.

Вассалы, в свою очередь, давали своему сеньору клятву верности и были обязаны по его приказу выступать в поход и приводить с собой отряд воинов, участвовать в суде сеньора, помогать ему советом и выкупать его из плена. Так складывалась феодальная лестница.

Приложение 2

В IX–X веках вся земля в Западной Европе находилась в руках светских и духовных феодалов. Возникла феодальная вотчина, или поместье.

Вотчина («от отца») – наследственное земельное владение феодала. В центре вотчины находился господский двор, а позднее замок. Вся земля в вотчине делилась на 2 части: 1) господскую; 2) крестьянские наделы.

За пользование землей крестьяне несли повинности, то есть принудительные обязанности, к которым относились барщина и оброк.

Барщина – принудительные работы крестьян в хозяйстве феодала.

Оброк – плата зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами. В раннем Средневековье при господстве натурального хозяйства преобладал натуральный оброк; после возникновения городов, с ростом мелкотоварного хозяйства, натуральный оброк сменился денежным.
























Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

Феодальная лестница – это особая организация феодалов, во главе которой стоял король, ниже находились герцоги и графы, далее стояли бароны и виконты, и в самом низу феодальной лестницы стояли рыцари. Между ними существовали особые отношения, так как одни феодалы, находящиеся на более низшей ступени, были зависимы от других феодалов, которые находились на более высокой ступени. Такие отношения называются вассально-сеньориальными.

Сеньор – крупный земельный собственник, имевший в подчинении зависимых крестьян; в системе феодальной лестницы – покровитель вассала.

Вассал – феодал, получивший от более крупного феодала (сеньора) земельное владение (феод) за вассальную клятву.

Таким образом, сеньоры и вассалы выполняли по отношению друг к другу определенные обязанности. Сеньоры отдавали своим вассалам в держание землю с крестьянами, защищали своих вассалов от нападений других феодалов и восставших крестьян, награждали их за службу, заботились об их осиротевших детях.

Вассалы, в свою очередь, давали своему сеньору клятву верности и были обязаны по его приказу выступать в поход и приводить с собой отряд воинов, участвовать в суде сеньора, помогать ему советом и выкупать его из плена. Так складывалась феодальная лестница.


Приложение 2

В IX–X веках вся земля в Западной Европе находилась в руках светских и духовных феодалов. Возникла феодальная вотчина, или поместье.

Вотчина («от отца») – наследственное земельное владение феодала. В центре вотчины находился господский двор, а позднее замок. Вся земля в вотчине делилась на 2 части: 1) господскую; 2) крестьянские наделы.

За пользование землей крестьяне несли повинности, то есть принудительные обязанности, к которым относились барщина и оброк.

Барщина – принудительные работы крестьян в хозяйстве феодала.

Оброк – плата зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами. В раннем Средневековье при господстве натурального хозяйства преобладал натуральный оброк; после возникновения городов, с ростом мелкотоварного хозяйства, натуральный оброк сменился денежным.



Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

Феодальная лестница – это особая организация феодалов, во главе которой стоял король, ниже находились герцоги и графы, далее стояли бароны и виконты, и в самом низу феодальной лестницы стояли рыцари. Между ними существовали особые отношения, так как одни феодалы, находящиеся на более низшей ступени, были зависимы от других феодалов, которые находились на более высокой ступени. Такие отношения называются вассально-сеньориальными.

Сеньор – крупный земельный собственник, имевший в подчинении зависимых крестьян; в системе феодальной лестницы – покровитель вассала.

Вассал – феодал, получивший от более крупного феодала (сеньора) земельное владение (феод) за вассальную клятву.

Таким образом, сеньоры и вассалы выполняли по отношению друг к другу определенные обязанности. Сеньоры отдавали своим вассалам в держание землю с крестьянами, защищали своих вассалов от нападений других феодалов и восставших крестьян, награждали их за службу, заботились об их осиротевших детях.

Вассалы, в свою очередь, давали своему сеньору клятву верности и были обязаны по его приказу выступать в поход и приводить с собой отряд воинов, участвовать в суде сеньора, помогать ему советом и выкупать его из плена. Так складывалась феодальная лестница.


Приложение 2

В IX–X веках вся земля в Западной Европе находилась в руках светских и духовных феодалов. Возникла феодальная вотчина, или поместье.

Вотчина («от отца») – наследственное земельное владение феодала. В центре вотчины находился господский двор, а позднее замок. Вся земля в вотчине делилась на 2 части: 1) господскую; 2) крестьянские наделы.

За пользование землей крестьяне несли повинности, то есть принудительные обязанности, к которым относились барщина и оброк.

Барщина – принудительные работы крестьян в хозяйстве феодала.

Оброк – плата зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами. В раннем Средневековье при господстве натурального хозяйства преобладал натуральный оброк; после возникновения городов, с ростом мелкотоварного хозяйства, натуральный оброк сменился денежным.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!