СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства речевой выразительности ПОДГОТОВКА к ГИА

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средства речевой выразительности ПОДГОТОВКА к ГИА. Брюханова Н.Н., 

Просмотр содержимого документа
«Средства речевой выразительности ПОДГОТОВКА к ГИА»

Автор:  Брюханова Н.Н., учитель русского языка и литературы

Автор: Брюханова Н.Н., учитель русского языка и литературы

Тропы – это слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении.  Синекдоха Олицетворение Эпитет Сравнение Гипербола Литота ПЕрифраза Метафора     Фигуры речи- особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность. Инверсия Риторический вопрос Риторическое обращение Градация Парцелляция Антитеза Оксюморон
  • Тропы – это слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении.
  • Синекдоха
  • Олицетворение
  • Эпитет
  • Сравнение
  • Гипербола
  • Литота
  • ПЕрифраза
  • Метафора
  • Фигуры речи- особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность.
  • Инверсия
  • Риторический вопрос
  • Риторическое обращение
  • Градация
  • Парцелляция
  • Антитеза
  • Оксюморон
Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот.  Например , Мы все глядим в Наполеоны.(мн.число употребляется вместо единственного)

Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот.

Например , Мы все глядим в Наполеоны.(мн.число употребляется вместо единственного)

Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Например :    Спит земля в сиянье голубом. .  Вечор, ты помнишь, вьюга  злилась.

Наделение неодушевлённых предметов

признаками и свойствами человека.

Например :

Спит земля в сиянье голубом. .

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

Образное определение , отвечающее на вопрос какой? Какая? Какие? и обычно выраженное именем прилагательным. Например ,  Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.

Образное определение , отвечающее на вопрос какой? Какая? Какие? и обычно выраженное именем прилагательным.

Например , Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.

Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено: а)  формой сравнительного оборота , присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например:  Хорошо и тепло, как зимой у печки ,  И берёзы стоят, как большие свечки . б)  сравнительным придаточным предложением Например:  Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,  словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. в)  существительным в Т.п.  Например:  Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение

может быть представлено:

а) формой сравнительного оборота , присоединяемого с помощью

союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении

союза КАК)

Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки ,

И берёзы стоят, как большие свечки .

б) сравнительным придаточным предложением

Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,

словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

в) существительным в Т.п.

Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

 излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. Например, В сто тысяч солнц закат пылал .

излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.

Например, В сто тысяч солнц закат пылал .

 чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. Например,  мальчик-с-пальчик

чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления.

Например, мальчик-с-пальчик

замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Например, царь зверей(вместо лев), автор «Капитанской дочки»(вместо А.С.Пушкин)

замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты.

Например, царь зверей(вместо лев), автор «Капитанской дочки»(вместо А.С.Пушкин)

 перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства.   Например, Пустых небес прозрачное стекло. Багровый костер заката

перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства.

Например, Пустых небес прозрачное стекло. Багровый костер заката

В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением.

В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением.

расположение слов по нарастанию или убыванию их значения(смыслового или эмоционального) Например,  Сейте разумное, доброе, вечное …

расположение слов по нарастанию или убыванию их значения(смыслового или эмоционального)

Например, Сейте разумное, доброе, вечное

Восходящая(цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости) Нисходящая (цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости)
  • Восходящая(цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости)
  • Нисходящая (цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости)
 обратный порядок слов. При необычном порядке слов: а) подлежащее стоит после сказуемого б) прилагательное после существительного в) наречие после глагола Например, досадно было, боя ждали.

обратный порядок слов.

При необычном порядке слов:

а) подлежащее стоит после сказуемого

б) прилагательное после существительного

в) наречие после глагола

Например, досадно было, боя ждали.

это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. Например, что день грядущий нам готовит?

это вопрос, который ставится с целью

усиления утверждения и на него не

требуется ответа.

Например, что день грядущий нам готовит?

 эмоциональное обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности. Например, люди мира, бережно относитесь к природе!

эмоциональное обращение к кому-нибудь с

целью усиления выразительности.

Например, люди мира, бережно относитесь к природе!

Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу. Например, мертвые души, живой труп, грустная радость

Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.

Например, мертвые души, живой труп, грустная радость

 резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.  Например, ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, матушка- Русь!

резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

Например, ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, матушка- Русь!

 контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.. Например, живой труп, пленница свободы,  светлая тьма

контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу..

Например, живой труп, пленница свободы,

светлая тьма

Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей- две и более.  Например, От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!
  • Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей- две и более.
  • Например, От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!
Кормили плохо, вечно хотелось есть. Утка была некрупная, молодая. Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая. Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.
  • Кормили плохо, вечно хотелось есть.
  • Утка была некрупная, молодая.
  • Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая.
  • Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.
Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! - Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте? Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.
  • Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности?
  • Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил!
  • - Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте?
  • Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.
Перед глазами его вдруг встало лицо Марины... Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать... Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье... Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына.
  • Перед глазами его вдруг встало лицо Марины...
  • Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать...
  • Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье...
  • Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына.
«Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи». Гипербола Метафора Антитеза Сравнительный оборот

«Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а

каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик

средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не

штаны и куртка, а кованые доспехи».

  • Гипербола
  • Метафора
  • Антитеза
  • Сравнительный оборот
«И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук». Эпитет Олицетворение Синтаксический параллелизм Фразеологизмы

«И он готов ради этого работать день

и ночь, трудиться не покладая рук».

  • Эпитет
  • Олицетворение
  • Синтаксический параллелизм
  • Фразеологизмы

«Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и отцу по телефону и что передавали в «Последних известиях», нечётко выполняли режим дня». Лексический повтор Эпитет Олицетворение Метафора

«Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в

нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и

отцу по телефону и что передавали в «Последних

известиях», нечётко выполняли режим дня».

  • Лексический повтор
  • Эпитет
  • Олицетворение
  • Метафора
1.Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся.- Москва: Интеллект-Центр, 2013. 2.Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. Подготовка к ГИА.- Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2010
  • 1.Драбкина С.В., Субботин Д.И.
  • Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся.- Москва: Интеллект-Центр, 2013.
  • 2.Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. Подготовка к ГИА.- Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2010


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!