Автор: Брюханова Н.Н., учитель русского языка и литературы
- Тропы – это слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении.
- Синекдоха
- Олицетворение
- Эпитет
- Сравнение
- Гипербола
- Литота
- ПЕрифраза
- Метафора
- Фигуры речи- особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность.
- Инверсия
- Риторический вопрос
- Риторическое обращение
- Градация
- Парцелляция
- Антитеза
- Оксюморон
Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот.
Например , Мы все глядим в Наполеоны.(мн.число употребляется вместо единственного)
Наделение неодушевлённых предметов
признаками и свойствами человека.
Например :
Спит земля в сиянье голубом. .
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
Образное определение , отвечающее на вопрос какой? Какая? Какие? и обычно выраженное именем прилагательным.
Например , Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение
может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота , присоединяемого с помощью
союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении
союза КАК)
Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки ,
И берёзы стоят, как большие свечки .
б) сравнительным придаточным предложением
Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,
словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) существительным в Т.п.
Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.
Например, В сто тысяч солнц закат пылал .
чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления.
Например, мальчик-с-пальчик
замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты.
Например, царь зверей(вместо лев), автор «Капитанской дочки»(вместо А.С.Пушкин)
перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства.
Например, Пустых небес прозрачное стекло. Багровый костер заката
В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением.
расположение слов по нарастанию или убыванию их значения(смыслового или эмоционального)
Например, Сейте разумное, доброе, вечное …
- Восходящая(цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости)
- Нисходящая (цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости)
обратный порядок слов.
При необычном порядке слов:
а) подлежащее стоит после сказуемого
б) прилагательное после существительного
в) наречие после глагола
Например, досадно было, боя ждали.
это вопрос, который ставится с целью
усиления утверждения и на него не
требуется ответа.
Например, что день грядущий нам готовит?
эмоциональное обращение к кому-нибудь с
целью усиления выразительности.
Например, люди мира, бережно относитесь к природе!
Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.
Например, мертвые души, живой труп, грустная радость
резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
Например, ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, матушка- Русь!
контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу..
Например, живой труп, пленница свободы,
светлая тьма
- Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей- две и более.
- Например, От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!
- Кормили плохо, вечно хотелось есть.
- Утка была некрупная, молодая.
- Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая.
- Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.
- Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности?
- Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил!
- - Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте?
- Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.
- Перед глазами его вдруг встало лицо Марины...
- Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать...
- Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье...
- Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына.
«Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а
каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик
средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не
штаны и куртка, а кованые доспехи».
- Гипербола
- Метафора
- Антитеза
- Сравнительный оборот
«И он готов ради этого работать день
и ночь, трудиться не покладая рук».
- Эпитет
- Олицетворение
- Синтаксический параллелизм
- Фразеологизмы
«Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в
нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и
отцу по телефону и что передавали в «Последних
известиях», нечётко выполняли режим дня».
- Лексический повтор
- Эпитет
- Олицетворение
- Метафора
- 1.Драбкина С.В., Субботин Д.И.
- Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся.- Москва: Интеллект-Центр, 2013.
- 2.Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. Подготовка к ГИА.- Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2010