СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства художественной и речевой выразительности (презентация)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для повторения средств выразительности на уроках русского языка и литературы, а также для подготовки к ГИА по русскому языку в 9, 11 классах

Просмотр содержимого документа
«Средства художественной и речевой выразительности (презентация)»

Средства художественной (речевой) выразительности Рыкунова Елена Львовна Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 277 Санкт-Петербург 2017 г.

Средства

художественной

(речевой)

выразительности

Рыкунова Елена Львовна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 277

Санкт-Петербург

2017 г.

Анафора  (единоначатие) повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений Август - астры,  Август - звёзды,  Август - грозди  Винограда и рябины...  (М. Цветаева)

Анафора

(единоначатие)

повторение слов или оборотов

в начале одного

или нескольких предложений

Август - астры, Август - звёзды, Август - грозди Винограда и рябины... (М. Цветаева)

Эпифора

(общая концовка)

повторение слова или словосочетания

в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание

Бокала полного веселый вид мне люб , Звук арф, что жалобно при том звенит, мне люб , Ханжа, которому чужда отрада хмеля, - Когда он за сто верст, горами скрыт, - мне люб .

( 8)Есенин – великий художник интуиции (метаф.), и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. (9)Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций (метаф.) – они подобны ослепительным вспышкам (сравн.), это чаще всего глубочайшие (эпитет) духовные прозрения (метаф.). (10)Недаром он предположил: "Зато в глазах моих прозрений дивных свет« (цитир.). (11)Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды (лекс.повтор), и поэтому написан­ ное им с каждым годом звучит громче и громче (лекс.повтор). (12)Есенин – певец любви. (13)Эта тема тоже близка каждому человеку. (14)Поэт рыцарски (эпитет) стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания (ряд однор.чл.,лекс.повтор). (15)Поэт – это сейсмограф, компас (сравн.). (16)Он передаёт колебания эпохи (метаф.), он философ, мы по нему определяем пути истории (метаф.), силу подземных толчков (развернут.метаф.). (17)Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. (18)А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом – он был обнажённой совестью нации (метаф.). (15)Поэт – это сейсмограф, компас (сравн.). (16)Он передаёт колебания эпохи (метаф.), он философ, мы по нему определяем пути истории (метаф.), силу подземных толчков (развернут.метаф.). (17)Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. (18)А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом – он был обнажённой совестью нации (метаф.). (По Е. Винокурову) (По Е. Винокурову)

Омар Хайям

Антитеза (противопоставление) сопоставление противоположного Я глупая, а ты умён,  Живой, а я остолбенелая.  (М. Цветаева) Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. А.Пушкин

Антитеза (противопоставление)

сопоставление противоположного

Я глупая, а ты умён, Живой, а я остолбенелая. (М. Цветаева)

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

А.Пушкин

Эпитет  образное определение И мы тебя, поэт, не разгадали, Не поняли младенческой печали В твоих как будто кованых стихах. В. Брюсов Эпитетами могут быть разные части речи: существительное -

Эпитет

образное определение

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах.

В. Брюсов

Эпитетами могут быть разные части речи:

существительное - "веселья шум"

глагол - "желание забыться"

наречие - "горячо любить"

числительное - "первый друг".

Чаще всего в роли эпитетов - прилагательное .

Вопросно-ответная форма изложения изложение в виде последовательности: вопрос-ответ У меня зазвонил телефон.  – Кто говорит?  – Слон.  - Откуда?  – От верблюда.  (К.И. Чуковский)

Вопросно-ответная

форма изложения

изложение в виде последовательности: вопрос-ответ

У меня зазвонил телефон. – Кто говорит? – Слон. - Откуда? – От верблюда. (К.И. Чуковский)

Восклицательное предложение  предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Друг, в нищете своей отдай себе отчет! Ты в мир ни с чем пришел, могила все возьмет.

Восклицательное предложение

предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего.

На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

Друг, в нищете своей отдай себе отчет!

Ты в мир ни с чем пришел, могила все возьмет.

"Не пью я, ибо смерть близка", - мне говоришь ты; Но пей ты иль не пей - она в свой час прядет!

Гипербола преувеличение О сердце, твой удел, - вовек не зная сна , Из чаши скорби пить, испить ее до дна. Зачем, душа, в моем ты поселилась теле, Раз из него уйти ты все равно должна?       Омар Хайям Хоть сотню проживи, хоть десять сотен лет, Придется все-таки покинуть этот свет, Будь падишахом ты иль нищим на базаре, - Цена тебе одна: для смерти санов нет.

Гипербола

преувеличение

О сердце, твой удел, - вовек не зная сна , Из чаши скорби пить, испить ее до дна. Зачем, душа, в моем ты поселилась теле, Раз из него уйти ты все равно должна?

Омар Хайям

Хоть сотню проживи, хоть десять сотен лет, Придется все-таки покинуть этот свет, Будь падишахом ты иль нищим на базаре, - Цена тебе одна: для смерти санов нет.

Литота   преуменьшение «Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка!» А.С.Грибоедов

Литота

преуменьшение

«Ваш шпиц — прелестный шпиц,

не более наперстка!»

А.С.Грибоедов

Градация  расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и усиливающего эффект от перечисления В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми   сладким соком яблоками.

Градация

расположение однородных членов

в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества

и усиливающего эффект от перечисления

В углу стояла корзина

с ароматными, крупными, спелыми, налитыми

сладким соком яблоками.

Диалектизм слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка. Пахнет рыхлыми драченами ; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз.      С.Есенин Пахнет рыхлыми драченами; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою - Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низк о , Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты.

Диалектизм

слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит

в пласт общего литературного языка.

Пахнет рыхлыми драченами ;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными Тараканы лезут в паз.

С.Есенин

Пахнет рыхлыми драченами; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою - Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низк о , Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты.

Инверсия  изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову Тревога вечная мне не дает вздохнуть, От стонов горестных моя устала грудь. Зачем пришел я в мир, раз - без меня ль, со мной ли – Все так же он вершит свой непонятный путь?       Омар Хайям

Инверсия

изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову

Тревога вечная мне не дает вздохнуть,

От стонов горестных моя устала грудь.

Зачем пришел я в мир, раз - без меня ль,

со мной ли –

Все так же он вершит свой непонятный путь?

Омар Хайям

Ирония  использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла «Это кто уже такой взрослый?»

Ирония

использование слов, высказываний

с вложением в них

противоположного смысла

«Это кто уже такой взрослый?»

Лексический повтор  повтор слова Ветер, ветер -  На всём божьем свете!  (А. Блок)

Лексический повтор

повтор слова

Ветер, ветер - На всём божьем свете! (А. Блок)

Метафора перенос значения по сходству О сердце, твой удел, - вовек не зная сна, Из чаши скорби пить, испить ее до дна. Зачем, душа, в моем ты поселилась теле, Раз из него уйти ты все равно должна?       Омар Хайям

Метафора

перенос значения по сходству

О сердце, твой удел, - вовек не зная сна,

Из чаши скорби пить, испить ее до дна. Зачем, душа, в моем ты поселилась теле, Раз из него уйти ты все равно должна?

Омар Хайям

Метонимия

перенос по смежности

выиграть золото – выиграть золотую медаль

зал аплодировал – зрители в зале аплодировали

ставить Чехова – ставить пьесы Чехов

Метонимия - перенос по смежности: выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова .

Назывные предложения - предложения с одним главным членом – подлежащим: Полдень. Жарища страшная .

Неполные предложения - частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.

Она пришла ко мне вчера (1) . Пришла и говорит... (2) .

Во втором предложении опущено подлежащее она , чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.

Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось .

Параллелизм (= использование параллельных конструкций) - сходное синтаксическое оформление соседних предложений:

То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит. То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит. (Русская народная песня)

Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами. (М. Цветаева)

Парцелляция - деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма

Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

Перифраза – замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины, город на Неве.

Противопоставление - сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы. Примеры те же.

Разговорные слова - стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина . Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

Риторический вопрос - высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии: Когда же это всё кончится? Где брать терпение? Риторическое обращение часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:

Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать И ножкой ножку называть?.. (А. Ахматова)

Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, бы стро).

Сравнительный оборот – развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.

Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота... (М. Цветаева)

Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка. (М. Цветаева)

Термин - слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора .

Цитирование - использование чужого текста в качестве цитаты.

Эмоционально-оценочные слова : доченька, маленький мой, солнышко моё.

Эпитет – определение:

А он, мятежный, ищет бури, Как будто в буре есть покой. (М.Ю. Лермонтов)

Эпифора – (общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:

Ведь звёзды были крупнее, Ведь пахли иначе травы, Осенние травы. (А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")

Назывные предложения

предложения с одним главным членом – подлежащим

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. Александр Блок

Назывные предложения - предложения с одним главным членом – подлежащим: Полдень. Жарища страшная .

Неполные предложения - частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.

Она пришла ко мне вчера (1) . Пришла и говорит... (2) .

Во втором предложении опущено подлежащее она , чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.

Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось .

Параллелизм (= использование параллельных конструкций) - сходное синтаксическое оформление соседних предложений:

То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит. То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит. (Русская народная песня)

Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами. (М. Цветаева)

Парцелляция - деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма

Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

Перифраза – замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины, город на Неве.

Противопоставление - сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы. Примеры те же.

Разговорные слова - стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина . Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

Риторический вопрос - высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии: Когда же это всё кончится? Где брать терпение? Риторическое обращение часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:

Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать И ножкой ножку называть?.. (А. Ахматова)

Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, бы стро).

Сравнительный оборот – развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.

Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота... (М. Цветаева)

Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка. (М. Цветаева)

Термин - слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора .

Цитирование - использование чужого текста в качестве цитаты.

Эмоционально-оценочные слова : доченька, маленький мой, солнышко моё.

Эпитет – определение:

А он, мятежный, ищет бури, Как будто в буре есть покой. (М.Ю. Лермонтов)

Эпифора – (общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:

Ведь звёзды были крупнее, Ведь пахли иначе травы, Осенние травы. (А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")

Неполные предложения

предложения, в которых опущен

один из главных членов, ясный из контекста

Тяжкий, плотный занавес у входа,

За ночным окном - туман .

Что теперь твоя постылая свобода, Страх познавший Дон-Жуан?

А.Блок

Неполные предложения - частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.

Она пришла ко мне вчера. Пришла и говорит...

Во втором предложении опущено подлежащее она , чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.

Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось .

Параллелизм (= использование параллельных конструкций) - сходное синтаксическое оформление соседних предложений:

То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит. То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит. (Русская народная песня)

Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами. (М. Цветаева)

Парцелляция - деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма

Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

Перифраза – замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины, город на Неве.

Противопоставление - сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы. Примеры те же.

Разговорные слова - стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина . Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

Риторический вопрос - высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии: Когда же это всё кончится? Где брать терпение? Риторическое обращение часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:

Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать И ножкой ножку называть?.. (А. Ахматова)

Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, бы стро).

Сравнительный оборот – развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.

Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота... (М. Цветаева)

Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка. (М. Цветаева)

Термин - слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора .

Цитирование - использование чужого текста в качестве цитаты.

Эмоционально-оценочные слова : доченька, маленький мой, солнышко моё.

Эпитет – определение:

А он, мятежный, ищет бури, Как будто в буре есть покой. (М.Ю. Лермонтов)

Эпифора – (общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:

Ведь звёзды были крупнее, Ведь пахли иначе травы, Осенние травы. (А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")

Она пришла ко мне вчера. Пришла и говорит...

Олицетворение

наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел.

С.Есенин

Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось .

Параллелизм (= использование параллельных конструкций) - сходное синтаксическое оформление соседних предложений:

То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит. То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит. (Русская народная песня)

Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами. (М. Цветаева)

Парцелляция - деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма

Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

Перифраза – замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины, город на Неве.

Противопоставление - сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы. Примеры те же.

Разговорные слова - стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина . Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

Риторический вопрос - высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии: Когда же это всё кончится? Где брать терпение? Риторическое обращение часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:

Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать И ножкой ножку называть?.. (А. Ахматова)

Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, бы стро).

Сравнительный оборот – развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.

Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота... (М. Цветаева)

Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка. (М. Цветаева)

Термин - слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора .

Цитирование - использование чужого текста в качестве цитаты.

Эмоционально-оценочные слова : доченька, маленький мой, солнышко моё.

Эпитет – определение:

А он, мятежный, ищет бури, Как будто в буре есть покой. (М.Ю. Лермонтов)

Эпифора – (общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:

Ведь звёзды были крупнее, Ведь пахли иначе травы, Осенние травы. (А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")

Оксюморон

соединение в образе или явлении несовместимых понятий

Сладостные мучения испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию.

Тревожно-радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне.

Н. Кривцов

Параллелизм (= использование параллельных конструкций) - сходное синтаксическое оформление соседних предложений:

То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит. То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит. (Русская народная песня)

Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами. (М. Цветаева)

Парцелляция - деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма

Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

Перифраза – замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины, город на Неве.

Противопоставление - сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы. Примеры те же.

Разговорные слова - стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина . Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

Риторический вопрос - высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии: Когда же это всё кончится? Где брать терпение? Риторическое обращение часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:

Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать И ножкой ножку называть?.. (А. Ахматова)

Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, бы стро).

Сравнительный оборот – развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.

Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота... (М. Цветаева)

Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка. (М. Цветаева)

Термин - слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора .

Цитирование - использование чужого текста в качестве цитаты.

Эмоционально-оценочные слова : доченька, маленький мой, солнышко моё.

Эпитет – определение:

А он, мятежный, ищет бури, Как будто в буре есть покой. (М.Ю. Лермонтов)

Эпифора – (общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:

Ведь звёзды были крупнее, Ведь пахли иначе травы, Осенние травы. (А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")

Парцелляция

деление фразы на части, на слова,

оформленные как самостоятельные неполные предложения

(для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма)

Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.

Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть.

И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.

Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись.

(П. Антокольский)

Парцелляция - деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма

Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

Перифраза – замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины, город на Неве.

Противопоставление - сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы. Примеры те же.

Разговорные слова - стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина . Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

Риторический вопрос - высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии: Когда же это всё кончится? Где брать терпение? Риторическое обращение часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:

Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать И ножкой ножку называть?.. (А. Ахматова)

Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, бы стро).

Сравнительный оборот – развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.

Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота... (М. Цветаева)

Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка. (М. Цветаева)

Термин - слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора .

Цитирование - использование чужого текста в качестве цитаты.

Эмоционально-оценочные слова : доченька, маленький мой, солнышко моё.

Эпитет – определение:

А он, мятежный, ищет бури, Как будто в буре есть покой. (М.Ю. Лермонтов)

Эпифора – (общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:

Ведь звёзды были крупнее, Ведь пахли иначе травы, Осенние травы. (А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")

Перифраза

замена слова на описательное выражение

Царь зверей (вместо лев ) Мать русских рек (вместо Волга )

Столица нашей Родины (вместо Москва)

Город на Неве, северная Венеция

(вместо Петербург)

Перифраза – замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины, город на Неве.

Противопоставление - сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы. Примеры те же.

Разговорные слова - стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина . Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

Риторический вопрос - высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии: Когда же это всё кончится? Где брать терпение? Риторическое обращение часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:

Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать И ножкой ножку называть?.. (А. Ахматова)

Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, бы стро).

Сравнительный оборот – развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.

Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота... (М. Цветаева)

Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка. (М. Цветаева)

Термин - слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора .

Цитирование - использование чужого текста в качестве цитаты.

Эмоционально-оценочные слова : доченька, маленький мой, солнышко моё.

Синекдоха

разновидность метонимии.

Основана на переносе значения

по количественному признаку.

К нему и птица не летит.

И зверь нейдёт…

А. Пушкин

И слышно было до рассвета, Как ликовал француз.

М. Лермонтов

Разговорные слова - стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина . Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

Риторический вопрос - высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии: Когда же это всё кончится? Где брать терпение? Риторическое обращение часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:

Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать И ножкой ножку называть?.. (А. Ахматова)

Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, бы стро).

Сравнительный оборот – развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.

Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота... (М. Цветаева)

Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка. (М. Цветаева)

Термин - слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора .

Цитирование - использование чужого текста в качестве цитаты.

Эмоционально-оценочные слова : доченька, маленький мой, солнышко моё.

Разговорные слова

стилистически окрашенные слова, употребляемые в разговорной речи

Старика старуха забранила: "Дурачина ты, простофиля ! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше-то совсем раскололось".

А.Пушкин

Разговорные слова - стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина . Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

Риторический вопрос - высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии: Когда же это всё кончится? Где брать терпение? Риторическое обращение часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:

Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать И ножкой ножку называть?.. (А. Ахматова)

Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, бы стро).

Сравнительный оборот – развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.

Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота... (М. Цветаева)

Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка. (М. Цветаева)

Термин - слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора .

Цитирование - использование чужого текста в качестве цитаты.

Эмоционально-оценочные слова : доченька, маленький мой, солнышко моё.

Риторический вопрос

высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии

Когда же это всё кончится? Где брать терпение? Риторическое обращение

часто предшествует риторическому вопросу

или восклицанию

Скучно жить на этом свете, господа!

Русь! Куда несешься ты? (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег!

Риторический вопрос - высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии: Когда же это всё кончится? Где брать терпение? Риторическое обращение часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:

Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать И ножкой ножку называть?.. (А. Ахматова)

Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, бы стро).

Сравнительный оборот – развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.

Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота... (М. Цветаева)

Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка. (М. Цветаева)

Термин - слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора .

Цитирование - использование чужого текста в качестве цитаты.

Эмоционально-оценочные слова : доченька, маленький мой, солнышко моё.

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить , таинственно молчать И ножкой ножку называть ?.. (А. Ахматова)

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать И ножкой ножку называть?.. (А. Ахматова)

Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, бы стро).

Сравнительный оборот – развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.

Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота... (М. Цветаева)

Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка. (М. Цветаева)

Термин - слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора .

Цитирование - использование чужого текста в качестве цитаты.

Эмоционально-оценочные слова : доченька, маленький мой, солнышко моё.

Сравнение  сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства Стихи растут, как звёзды и как розы,  Как красота. ..  (М. Цветаева) Как правая и левая рука ,  Твоя душа моей душе близка.  (М. Цветаева) Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, бы стро). Сравнительный оборот – развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде. Стихи растут, как звёзды и как розы,  Как красота...  (М. Цветаева) Как правая и левая рука,  Твоя душа моей душе близка.  (М. Цветаева) Термин - слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора . Цитирование - использование чужого текста в качестве цитаты. Эмоционально-оценочные слова : доченька, маленький мой, солнышко моё.

Сравнение

сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства

Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота. .. (М. Цветаева)

Как правая и левая рука , Твоя душа моей душе близка. (М. Цветаева)

Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, бы стро).

Сравнительный оборот – развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.

Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота... (М. Цветаева)

Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка. (М. Цветаева)

Термин - слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора .

Цитирование - использование чужого текста в качестве цитаты.

Эмоционально-оценочные слова : доченька, маленький мой, солнышко моё.

Цитирование использование чужого текста в качестве цитаты Термин слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление

Цитирование

использование чужого текста в качестве цитаты

Термин

слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление

Тренировочные задания

Тренировочные задания

Назовите средство художественной выразительности Руки отпускаются , когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. Руки отпускаются от постоянной неразберихи, бесхозяйственности, махрового бюрократизма . Руки отпускаются , когда ты понимаешь, что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем всё «до лампочки». Вот от чего опускаются руки! ( Р.Рождественский) Анафора (единоначалие)

Назовите средство художественной выразительности

Руки отпускаются , когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое.

Руки отпускаются от постоянной неразберихи, бесхозяйственности, махрового бюрократизма . Руки отпускаются , когда ты понимаешь,

что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем всё «до лампочки».

Вот от чего опускаются руки!

( Р.Рождественский)

Анафора (единоначалие)

Назовите средство художественной выразительности Всю мировую литературу я разделяю на 2 типа – литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии . Безумный безудерж Достоевского - и мощный замедленный ритм Толстого. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова! ( Ф. Искандер) Антитеза (противопоставление)

Назовите средство художественной выразительности

Всю мировую литературу я разделяю на 2 типа – литература дома и литература бездомья.

Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии .

Безумный безудерж Достоевского - и мощный замедленный ритм Толстого. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова!

( Ф. Искандер)

Антитеза (противопоставление)

Назовите средство художественной выразительности Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма - дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли ? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится - это задача нас всех. Вопросно-ответная форма изложения

Назовите средство художественной выразительности

Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма - дело правоохранительных органов.

Ну а мы-то сами? Пешки, что ли ? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится - это задача нас всех.

Вопросно-ответная форма изложения

Назовите средство художественной выразительности Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба 20 века . Имя это болезни – ксенофобия.        (И.Руденко) Гипербола (преувеличение)

Назовите средство художественной выразительности

Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба 20 века . Имя это болезни – ксенофобия. (И.Руденко)

Гипербола (преувеличение)

Назовите средство художественной выразительности Ведь и правда: что толку смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости , если за ними не стоит совесть?! Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком. (Л.Пантелеев) Градация ( однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака)

Назовите средство художественной выразительности

Ведь и правда: что толку смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости , если за ними не стоит совесть?! Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком.

(Л.Пантелеев)

Градация ( однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака)

Назовите средство художественной выразительности Вышел месяц ночью темной , одиноко глядит из черного облака на поля пустынные , на деревни дальние , на деревни ближние . ( М.Неверов) Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. (Н.Гладков) Не верю я в добрые помыслы нынешних новых русских. (Д.Гранин) Инверсия (обратный порядок слов в предложении)

Назовите средство художественной выразительности

Вышел месяц ночью темной , одиноко глядит из черного облака на поля пустынные ,

на деревни дальние , на деревни ближние .

( М.Неверов)

Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. (Н.Гладков)

Не верю я в добрые помыслы нынешних новых русских. (Д.Гранин)

Инверсия

(обратный порядок слов в предложении)

Назовите средство художественной выразительности Мы со своими амбициями – меньше  муравьев лесных . ( В. Астафьев ) Литота (художественное приуменьшение)

Назовите средство художественной выразительности

Мы со своими амбициями –

меньше муравьев лесных .

( В. Астафьев )

Литота (художественное приуменьшение)

Назовите средство художественной выразительности Она очищается, душа – то , и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра …         (Н. Гоголь) Развернутая метафора (метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента текста)

Назовите средство художественной выразительности

Она очищается, душа – то , и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра …

(Н. Гоголь)

Развернутая метафора (метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента текста)

Назовите средство художественной выразительности Зима. Мороз . Село коптит  в стылое ясное небо серым дымом. (В.Шукшин ) Траурный Моцарт зазвучал  под сводами собора (В.Астафьев). Черные фраки  носились  врозь и кучами там и там. (Н.Гоголь). Метонимия перенос значение (переименование) на основе смежности явлений

Назовите средство художественной выразительности

Зима. Мороз . Село коптит в стылое ясное небо серым дымом. (В.Шукшин )

Траурный Моцарт зазвучал под сводами собора (В.Астафьев).

Черные фраки носились врозь и кучами там и там. (Н.Гоголь).

Метонимия

перенос значение (переименование) на основе смежности явлений

Назовите средство художественной выразительности Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы но они оказываются слабоватыми для него, и  он ползет, пресмыкаясь , все дальше. Он должен постоянно озираться и шарить  вокруг себя, ища за что бы ему ухватиться, на какую бы опереться  надежную земную опору. (В.Солоухин) Олицетворение присвоение предметам неживой природы свойств живых существ

Назовите средство художественной выразительности

Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы но они оказываются слабоватыми для него, и он ползет, пресмыкаясь , все дальше. Он должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища за что бы ему ухватиться, на какую бы опереться надежную земную опору.

(В.Солоухин)

Олицетворение

присвоение предметам неживой природы

свойств живых существ

Назовите средство художественной выразительности Жил в Германии хрупкий болезнетворный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Его звали Моцарт . (С.Довлатов) Парцелляция намеренное дробление предложения на значимые смысловые части

Назовите средство художественной выразительности

Жил в Германии хрупкий болезнетворный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Его звали Моцарт . (С.Довлатов)

Парцелляция

намеренное дробление предложения на значимые смысловые части

Назовите средство художественной выразительности Есть только моя присмерительная, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга. Пусть рухнут своды собора, и вместо палача о кровавом, преступно сложенном  пути унесут люд в сердце музыку гения ,  а не звериный рев убийцы. (В.Астафьев) Эпитет художественное определение, красочное, образное, подчеркивающее в слове какое-нибудь его отличительное свойство

Назовите средство художественной выразительности

Есть только моя присмерительная, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга. Пусть рухнут своды собора, и вместо палача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люд в сердце музыку гения ,

а не звериный рев убийцы. (В.Астафьев)

Эпитет

художественное определение, красочное, образное, подчеркивающее в слове какое-нибудь его отличительное свойство

Найдите примеры олицетворения, сравнения и эпитета.

Визжит ветер

как бешеный

Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные, облака, все раскутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью,

стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…

И.С.Тургенев «Голуби»

словно в клочья разорванные

рьяный ливень

закачался отвесными столбами

отрывистый гром

стреляет как из пушки

Из данного отрывка выпишете по одному примеру олицетворения, сравнения и эпитета.

Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные, облака, все раскутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…

И.С.Тургенев «Голуби»

(из цикла «стихотворения в прозе»)

Ответ: 1) Визжит ветер – олицетворение

2) стреляет как из пушки – сравнение

3) рьяный ливень – эпитет

б) Рисуя картину грозы, И.С.Тургенев использует сравнения. Выпишите их из текста, ответьте на вопрос: с какой целью автор применяет данные художественные средства?

Ответ:

мечется как бешенный

словно в клочья разорванные облака

закачался отвесными столбами ливень

стреляет как из пушки

При помощи сравнений автор рисует могучее движение природы, тревожное и в то же время очищающее. Буря и гроза внушают герою повествования страх и одновременно это для него – потеха! Можно представить себе в этой картине и бешеное, неукротимое животное, готовое растоптать все живое, и тяжелые потоки воды, издали похожие на движущие столбы, и можно услышать канонаду приближающегося боя.

Тренировочные тесты

Выполнив задания, оцените свои ответы по следующей шкале:

«5» - 9-10;

«4» - 7-8;

«3» - 5-6 правильных ответов.

Тест 1.

Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор.

1. Под ним струя светлей лазури.

(М. Лермонтов.)

2. Богатырский конь через лес перепрыгивает.

(Былина)

3. Задремали звёзды золотые.

(С. Есенин.)

4. Впереди – пустынный сентябрьский день.

(К. Паустовский.)

5 . Вода устала петь, устала течь,

Сиять, струиться и переливаться.

(Д. Самойлов.)

6 . Спать одуванчики ложились спать вместе с нами,

детьми, и вместе с нами вставали.

(М. Пришвин.)

7. Она щебечет и поёт

В преддверье бора,

как бы оберегая вход

В лесные норы.

(Б. Пастернак.)

8. В багрец и золото одетые леса.

(А. Пушкин.)

9. Скоро Осень проснется

и заплачет спросонья.

(К. Бальмонт.)

10. Но предстоит еще заледенеть,

И уж не петь, а, как броня, звенеть.

(Д. Самойлов.)

Ответы: 1 .Сравнение(простое). 2. Гипербола. 3 .Олицетворение. 4 .Эпитет. 5 .Однородные члены предложения. 6 .Олицетворение. 7 .Сравнение. 8 .Метафора 9. Олицетворени 10 .Сравнение.

Тест 2 .

Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор.

1. Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня? (А.Пушкин)

2. Мальчик с пальчик.

3. Лес, словно терем расписной. (И.Бунин)

4. Когда народ….

Белинского и Гоголя

С базара понесет. (Н.Некрасов)

5. О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов)

6. Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела. (Б.Пастернак)

7. Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень,

Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)

8. Мы с тобой не виделись сто лет!

9. Гораздо интереснее казались морские коньки. (В.Катаев)

10. И пунша пламень голубой. ( А. Пушкин)

Ответы: 1. Риторический вопрос 2. Литота 3 .Сравнение 4. Метонимия 5 .Обращение 6 .Лексический повтор 7 .Антитеза 8 .Гипербола 9 .Сравнение 10 . Метафора

эпитет

сравнение

олицетворение

(1)Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. (2)Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора. (3)Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? (4)Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии.

эпитет

метафора

безграничной

душой нации

антонимы

молодёжь и старики, рабочие и

Риторический вопрос

3)Чем же объяснить такую любовь

профессора

русского народа к творчеству Есенина?

нет человека,

который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии.

(1)Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации (метаф.) и пользующихся безграничной (эпитет) любовью народа. (2)Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора (антонимы). (3)Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? (ритор.вопр.)(4)Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который (синтакс.паралл.) смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. (5)Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины (метаф.), которые в нём подспудно содержатся. (6)Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. (7)Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит (.),, причём он мыслит (лексич.повтор) по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти (антонимы), о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа (ряд однор.чл.). (6)Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. (7)Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит (обращ.),, причём он мыслит (лексич.повтор) по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти (антонимы), о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа (ряд однор.чл.).

Синтаксический параллелизм

Найдите и назовите все средства выразительности.

Назовите средство выразительности

1. Под ним струя светлей лазури.

Гипербола

(М. Лермонтов.)

2. Богатырский конь через лес перепрыгивает.

(Былина)

3. Задремали звёзды золотые.

(С. Есенин.)

4.Впереди – пустынный день.

(К. Паустовский.)

5. Вода устала петь, устала течь,

Сиять, струиться и переливаться.

(Д. Самойлов.)

Олицетворение

Однородные члены

предложения

Сравнение

Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор.

1. Под ним струя светлей лазури.

(М. Лермонтов.)

2. Богатырский конь через лес перепрыгивает.

(Былина)

3. Задремали звёзды золотые.

(С. Есенин.)

4. Впереди – пустынный сентябрьский день.

(К. Паустовский.)

5 . Вода устала петь, устала течь,

Сиять, струиться и переливаться.

(Д. Самойлов.)

6 . Спать одуванчики ложились спать вместе с нами,

детьми, и вместе с нами вставали.

(М. Пришвин.)

7. Она щебечет и поёт

В преддверье бора,

как бы оберегая вход

В лесные норы.

(Б. Пастернак.)

8. В багрец и золото одетые леса.

(А. Пушкин.)

9. Скоро Осень проснется

и заплачет спросонья.

(К. Бальмонт.)

10. Но предстоит еще заледенеть,

И уж не петь, а, как броня, звенеть.

(Д. Самойлов.)

Ответы: 1 .Сравнение(простое). 2. Гипербола. 3 .Олицетворение. 4 .Эпитет. 5 .Однородные члены предложения. 6 .Олицетворение. 7 .Сравнение. 8 .Метафора 9. Олицетворени 10 .Сравнение.

Тест 2 .

Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор.

1. Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня? (А.Пушкин)

2. Мальчик с пальчик.

3. Лес, словно терем расписной. (И.Бунин)

4. Когда народ….

Белинского и Гоголя

С базара понесет. (Н.Некрасов)

5. О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов)

6. Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела. (Б.Пастернак)

7. Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень,

Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)

8. Мы с тобой не виделись сто лет!

9. Гораздо интереснее казались морские коньки. (В.Катаев)

10. И пунша пламень голубой. ( А. Пушкин)

Ответы: 1. Риторический вопрос 2. Литота 3 .Сравнение 4. Метонимия 5 .Обращение 6 .Лексический повтор 7 .Антитеза 8 .Гипербола 9 .Сравнение 10 . Метафора

Эпитет

Метафора

Назовите средство выразительности

Спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Сравнение

Она щебечет и поёт в преддверье бора,

Как бы оберегая вход в лесные норы.

Метафора

В багрец и золото одетые леса.

Олицетворение

6 . Спать одуванчики ложились спать вместе с нами,

детьми, и вместе с нами вставали.

(М. Пришвин.)

7. Она щебечет и поёт

В преддверье бора,

как бы оберегая вход

В лесные норы.

(Б. Пастернак.)

8. В багрец и золото одетые леса.

(А. Пушкин.)

9. Скоро Осень проснется

и заплачет спросонья.

(К. Бальмонт.)

10. Но предстоит еще заледенеть,

И уж не петь, а, как броня, звенеть.

(Д. Самойлов.)

Ответы: 1 .Сравнение(простое). 2. Гипербола. 3 .Олицетворение. 4 .Эпитет. 5 .Однородные члены предложения. 6 .Олицетворение. 7 . Сравнение. 8 .Метафора 9. Олицетворени 10 .Сравнение.

Тест 2 .

Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор.

1. Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня? (А.Пушкин)

2. Мальчик с пальчик.

3. Лес, словно терем расписной. (И.Бунин)

4. Когда народ….

Белинского и Гоголя

С базара понесет. (Н.Некрасов)

5. О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов)

6. Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела. (Б.Пастернак)

7. Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень,

Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)

8. Мы с тобой не виделись сто лет!

9. Гораздо интереснее казались морские коньки. (В.Катаев)

10. И пунша пламень голубой. ( А. Пушкин)

Ответы: 1. Риторический вопрос 2. Литота 3 .Сравнение 4. Метонимия 5 .Обращение 6 .Лексический повтор 7 .Антитеза 8 .Гипербола 9 .Сравнение 10 . Метафора

Скоро Осень проснется и заплачет спросонья.

Гипербола

Но предстоит еще заледенеть,

И уж не петь, а, как броня, звенеть.

Назовите средство выразительности Жизни мышья беготня… Литота Что тревожишь ты меня? Сравнение Мальчик с пальчик Метонимия Лес, словно терем расписной. Когда народ….Белинского и Гоголя с базара понесет. Обращение Тест 2 . Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор. 1. Жизни мышья беготня… Что тревожишь ты меня? (А.Пушкин) 2. Мальчик с пальчик. 3. Лес, словно терем расписной. (И.Бунин) 4. Когда народ…. Белинского и Гоголя С базара понесет. (Н.Некрасов) 5. О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов) 6. Мело, мело по всей земле, Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. (Б.Пастернак) 7. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень, Не столь различны меж собой. (А. Пушкин) 8. Мы с тобой не виделись сто лет! 9. Гораздо интереснее казались морские коньки. (В.Катаев) 10. И пунша пламень голубой. ( А. Пушкин) Ответы: 1. Риторический вопрос 2. Литота 3 . Сравнение 4. Метонимия 5 . Обращение 6 . Лексический повтор 7 .Антитеза 8 .Гипербола 9 .Сравнение 10 . Метафора Риторический вопрос О Волга, колыбель моя! Лексический повтор

Назовите средство выразительности

Жизни мышья беготня…

Литота

Что тревожишь ты меня?

Сравнение

Мальчик с пальчик

Метонимия

Лес, словно терем расписной.

Когда народ….Белинского и Гоголя с базара понесет.

Обращение

Тест 2 .

Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор.

1. Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня? (А.Пушкин)

2. Мальчик с пальчик.

3. Лес, словно терем расписной. (И.Бунин)

4. Когда народ….

Белинского и Гоголя

С базара понесет. (Н.Некрасов)

5. О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов)

6. Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела. (Б.Пастернак)

7. Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень,

Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)

8. Мы с тобой не виделись сто лет!

9. Гораздо интереснее казались морские коньки. (В.Катаев)

10. И пунша пламень голубой. ( А. Пушкин)

Ответы: 1. Риторический вопрос 2. Литота 3 . Сравнение 4. Метонимия 5 . Обращение 6 . Лексический повтор 7 .Антитеза 8 .Гипербола 9 .Сравнение 10 . Метафора

Риторический вопрос

О Волга, колыбель моя!

Лексический повтор

Назовите средство выразительности Мело, мело по всей земле, Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Антитеза Сравнение Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень, Не столь различны меж собой. Метонимия Гипербола Мы с тобой не виделись сто лет! 6. Мело, мело по всей земле, Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. (Б.Пастернак) 7. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень, Не столь различны меж собой. (А. Пушкин) 8. Мы с тобой не виделись сто лет! 9. Гораздо интереснее казались морские коньки. (В.Катаев) 10. И пунша пламень голубой. ( А. Пушкин) Ответы: 1. Риторический вопрос 2. Литота 3 . Сравнение 4. Метонимия 5 . Обращение 6 . Лексический повтор 7 . Антитеза 8 . Гипербола 9 . Сравнение 10 . Метафора Гораздо интереснее казались морские коньки. Метафора Лексический повтор И пунша пламень голубой.

Назовите средство выразительности

Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Антитеза

Сравнение

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень,

Не столь различны меж собой.

Метонимия

Гипербола

Мы с тобой не виделись сто лет!

6. Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела. (Б.Пастернак)

7. Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень,

Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)

8. Мы с тобой не виделись сто лет!

9. Гораздо интереснее казались морские коньки. (В.Катаев)

10. И пунша пламень голубой. ( А. Пушкин)

Ответы: 1. Риторический вопрос 2. Литота 3 . Сравнение 4. Метонимия 5 . Обращение 6 . Лексический повтор 7 . Антитеза 8 . Гипербола 9 . Сравнение 10 . Метафора

Гораздо интереснее казались морские коньки.

Метафора

Лексический повтор

И пунша пламень голубой.

Задания для самостоятельной работы

Задания для самостоятельной работы

1. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:  «Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела «ура». Сравнение Метонимия Эпитет Гипербола

1. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела «ура».

Сравнение

Метонимия

Эпитет

Гипербола

2. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:  «Капельками крови горят ягодки брусники на ещё зелёной траве». Сравнение Инверсия Метафора Метонимия

2. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Капельками крови горят ягодки брусники на ещё зелёной траве».

Сравнение

Инверсия

Метафора

Метонимия

3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:  «Национализм – это слабость нации, а не ее сила». Инверсия Метафора Антитеза Гипербола

3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:

«Национализм – это слабость нации, а не ее сила».

Инверсия

Метафора

Антитеза

Гипербола

4. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:  «Образующийся при нуле градусов лед легче воды и поэтому не тонет. Поистине сказочное свойство!» Синекдоха Метафора Инверсия Восклицание

4. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:

«Образующийся при нуле градусов лед легче воды и поэтому не тонет. Поистине сказочное свойство!»

Синекдоха

Метафора

Инверсия

Восклицание

3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:  « Советую вам, прошу вас, уговариваю, попробуйте. Попробуйте читать дома вместе и вслух». Синтаксический параллелизм Градация Парцелляция Инверсия

3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:

« Советую вам, прошу вас, уговариваю, попробуйте. Попробуйте читать дома вместе и вслух».

Синтаксический параллелизм

Градация

Парцелляция

Инверсия

5. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:  «Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!» Метонимия Аллегория Метафора Инверсия

5. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:

«Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!»

Метонимия

Аллегория

Метафора

Инверсия

6. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:  «Страна восходящего солнца». Эпитет Метафора Оксюморон Перифраз

6. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:

«Страна восходящего солнца».

Эпитет

Метафора

Оксюморон

Перифраз

7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:  «Заря из сада обдавала стёкла  Кровавыми слезами сентября». Синекдоха Метафора Инверсия Эпитет

7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:

«Заря из сада обдавала стёкла

Кровавыми слезами сентября».

Синекдоха

Метафора

Инверсия

Эпитет

8. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:  «Друзья Людмилы и Руслана!  С героем моего романа  Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас! Риторическое обращение Метафора Перифраз Парцелляция

8. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:

«Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас!

Риторическое обращение

Метафора

Перифраз

Парцелляция

9. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:  «Не всё в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои Боги, свои молитвы, свои правды». Метонимия Инверсия Синтаксический параллелизм Парцелляция

9. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:

«Не всё в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои Боги, свои молитвы, свои правды».

Метонимия

Инверсия

Синтаксический параллелизм

Парцелляция

10. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:  «Однако его душа вмещала весь мир и отзывалась трагическим звучанием на маленькую боль в этом мире». Литота Перифраз Эпитет Гипербола

10. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:

«Однако его душа вмещала весь мир и отзывалась трагическим звучанием на маленькую боль в этом мире».

Литота

Перифраз

Эпитет

Гипербола

11. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:  «У него нет ни капли таланта». Градация Сравнение Литота Антитеза

11. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:

«У него нет ни капли таланта».

Градация

Сравнение

Литота

Антитеза

12. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:  «Вы – в каюты! Вы – в кладовые!» Синтаксический параллелизм Инверсия Метафора Инверсия

12. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:

«Вы – в каюты! Вы – в кладовые!»

Синтаксический параллелизм

Инверсия

Метафора

Инверсия

13. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:  «И сон, как отзвук колокола, смолк». Олицетворение Сравнение Эпитет Метафора

13. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:

«И сон, как отзвук колокола, смолк».

Олицетворение

Сравнение

Эпитет

Метафора

14. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:  «С девушкой он поссорился. Из-за сущего пустяка». Инверсия Метафора Эпитет Парцелляция

14. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:

«С девушкой он поссорился. Из-за сущего пустяка».

Инверсия

Метафора

Эпитет

Парцелляция

Использованная литература Шаблон презентации http://free-office.net/shablony-powerpoint/  Словарь литературоведческих терминов http://www.endic.ru/linguistics/Trop-755.html  Материал для тестов https://rus-oge.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat  Словарь литературоведческих терминов http://www.endic.ru/linguistics/Trop-755.html

Использованная литература

  • Шаблон презентации http://free-office.net/shablony-powerpoint/
  • Словарь литературоведческих терминов http://www.endic.ru/linguistics/Trop-755.html
  • Материал для тестов https://rus-oge.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat
  • Словарь литературоведческих терминов http://www.endic.ru/linguistics/Trop-755.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!