СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Срезовая (проверочная) работа по теме: теме «Тип членистоногие».7 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип Членистоногие в школьной программе представлен тремя классами: Класс Ракообразные, Класс Паукообразные, Класс Насекомые. В работе представлены  повышенной сложности тестовые задания на нахождение одного правильного ответа, задания на установление правильного соответствия, нахождение  ошибок в приведенном тексте и задания, где необходимо вставить термины в текст (проверка знания терминологии). С  ответами для заданий  с   повышенной сложности).

Цель: проверить и обобщить знания учащихся по теме «Тип Членистоногие».

 

Просмотр содержимого документа
«Срезовая (проверочная) работа по теме: теме «Тип членистоногие».7 класс.»


Тип Членистоногие в школьной программе представлен тремя классами: Класс Ракообразные, Класс Паукообразные, Класс Насекомые. В работе представлены повышенной сложности тестовые задания на нахождение одного правильного ответа, задания на установление правильного соответствия, нахождение ошибок в приведенном тексте и задания, где необходимо вставить термины в текст (проверка знания терминологии). С ответами для заданий с повышенной сложности).

Цель: проверить и обобщить знания учащихся по теме «Тип Членистоногие».



Дата________________.Ф.И.______________________________________ 7 «____» класс.

Срезовая (проверочная) работа по теме: теме «Тип членистоногие».

I вариант.

На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1.К какому классу относят клещей?

а)ракообразных б)насекомых 3в)паукообразных г)брюхоногих

2. Членистоногих, у которых к грудному отделу тела прикрепляются три пары ног, относят к классу:

а) ракообразных б)паукообразных в)насекомых г) головоногие

3..Среди приведённых ниже черт вы­бе­ри­те ха­рак­тер­ные для жи­вот­ных от­ря­да скорпионов. Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 1) клеш­ни на педипальпах 2) жа­бер­ное дыхание 3) гиб­кое брюшко, с ядо­ви­той же­ле­зой на конце 4) де­сять хо­диль­ных ног 5) не­за­мкну­тая кро­ве­нос­ная система

6) не­сег­мен­ти­ро­ван­ное тело

Пояснение.

Признаки скорпионов: клеш­ни на пе­ди­паль­пах; гиб­кое брюш­ко, с ядо­ви­той же­ле­зой на конце; не­за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма. Ответ: 135.

4.Установите соответствие между признаком и организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

                             ПРИЗНАК                       

ОРГАНИЗМ

A) тело состоит из головогруди и нечленистого брюшка

1) речной рак

Б) имеет четыре пары ходильных ног

2) паук-крестовик

В) передняя пара ходильных ног превращена в клешни


Г) всасывает при помощи сосательного желудка содержимое добычи


Д) дыхание происходит при помощи жабр   


 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Пояснение.

Речной рак — класс Ракообразные. Дыхание с помощью жабр; слияние головного и грудного отделов с образованием головогруди; членистое брюшко, несущее брюшные ножки и хвостовой плавник; наличие двух пар усиков, выполняющих осязательную и обонятельную функции, пары сложных, или фасеточных, глаз; пять пар ходильных конечностей. Паук-крестовик — класс Паукообразные. Тело паукообразных чаще всего расчленено на головогрудь, несущую шесть пар конечностей, брюшко не членистое, усики отсутствуют. Паукообразные — преимущественно хищные животные. Большинству из них свойственно внекишечное пищеварение. С помощью секрета ядовитой железы они убивают добычу, а затем в тело жертвы вводят еще и секреты пищеварительных желез. Затем жидкую полупереваренную пищу они всасывают мускулистой глоткой, действующей как насос. Органы дыхания у паукообразных — легочные мешки (у скорпионов), трахеи (у клещей и сенокосцев) либо и те и другие вместе (у пауков).

 Ответ: 22121.

5. Наличие паутинных желез — это признак:

а) скорпионов б) клещей в) пауков г) клопов

6. Продукты обмена у насекомых выделяются через:

а) трахеи; б) зеленые железы в)почки; г) мальпигиевы сосуды.

7.Ходильные конечности у рака располагаются на

а) брюшке б) головогруди в) голове г) груди

8. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них:

а) хитинового покрова б) трех пар ног в) членистых конечностей

г) отделов тела

9. Переносчик возбудителя энцефалита-

а) вошь б)блоха в)чесоточный клещ г)таежный клещ

10. Что позволило насекомым широко распространиться на Земле?

а) наружный скелет из хитина б) расчлененные конечности в) способность к полету

г) периодическая смена покровов – линька

11.Установите со­от­вет­ствие между пе­ре­чис­лен­ны­ми при­зна­ка­ми жи­вот­ных и животными, к ко­то­рым эти при­зна­ки относятся. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ЖИВОТНОЕ

А) кро­ве­нос­ная си­сте­ма не замкнута

Б) имеет внеш­ний скелет

В) имеет фа­се­точ­ные глаза

Г) ведёт па­ра­зи­ти­че­ский образ жизни

Д) не имеет конечностей

Е) не имеет вто­рич­ной по­ло­сти тела

 

1) стре­ко­за боль­шое коромысло

2) ас­ка­ри­да человеческая

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Пояснение.

Стре­ко­за боль­шое ко­ро­мыс­ло — Членистоногие: кро­ве­нос­ная си­сте­ма не за­мкну­та, имеет внеш­ний ске­лет, имеет фа­се­точ­ные глаза, 6 ног. Ас­ка­ри­да че­ло­ве­че­ская — Круглые черви: кро­ве­нос­ной си­сте­мы нет, ведёт па­ра­зи­ти­че­ский образ жизни, не имеет ко­неч­но­стей, первичнополостное (не имеет вто­рич­ной по­ло­сти тела).

 Ответ: 111222.

12. Выберите трех представителей класса «Насекомые», развивающихся с полным превращением

A)Майский жук Б) Саранча B)Кузнечик Г) Бабочка капустница

Д) Таракан Е) Муха домовая

13.Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства животных, начиная с наименьшей.

A)род Б) вид B)класс Г)семейство Д) отряд Е) царство

14. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, объ­яс­ни­те их.

1. Ос­нов­ные клас­сы типа чле­ни­сто­но­гих — ра­ко­об­раз­ные, па­у­ко­об­раз­ные, на­се­ко­мые.

2. На­се­ко­мые имеют че­ты­ре пары ног, а па­у­ко­об­раз­ные — три пары.

3. Реч­ной рак имеет про­стые глаза, а паук-кре­сто­вик — слож­ные.

4. У па­у­ко­об­раз­ных на брюш­ке рас­по­ло­же­ны па­у­тин­ные же­ле­зы.

5. Паук-кре­сто­вик и май­ский жук дышат с по­мо­щью лёгоч­ных меш­ков и тра­хей.

По­яс­не­ние.

Ошиб­ки со­дер­жат­ся в пред­ло­же­ни­ях 2), 3) и 5). Ис­пра­вим их:

1) 2 — на­се­ко­мые имеют три пары ног, а па­у­ко­об­раз­ные — 4 пары;

2) 3 — реч­ной рак имеет слож­ные глаза, а паук-кре­сто­вик про­стые;

3) 5 — паук-кре­сто­вик дышит с по­мо­щью ле­гоч­ных меш­ков и тра­хей, а май­ский жук толь­ко с по­мо­щью тра­хей.

15.Вставьте в текст «Характерные признаки насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

  ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ.

Тело большинства насекомых состоит из ___________ (А) отделов. На голове у насекомых находится ___________ (Б) усика. На груди имеются три пары ног и крылья. Дыхание взрослых насекомых происходит с помощью хорошо развитых ___________ (В). В связи с этим у насекомых ___________ (Г) не участвует в переносе кислорода и углекислого газа. Насекомые — самый крупный по числу видов класс животных.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) один

2) два

3) три

4) четыре

5) жабра

6) лёгочный мешок

7) трахея

8) кровь

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Пояснение.

Тело большинства насекомых состоит из трех отделов. На голове у насекомых находится два усика. На груди имеются три пары ног и крылья. Дыхание взрослых насекомых происходит с помощью хорошо развитых трахей. В связи с этим у насекомых кровь не участвует в переносе кислорода и углекислого газа. Насекомые — самый крупный по числу видов класс животных.

Ответ: 3278.


Дата________________.Ф.И.______________________________________ 7 «____» класс.

Срезовая (проверочная) работа по теме: теме «Тип членистоногие».

2вариант.

На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1.Где начинается переваривание пищи у пауков?

а)в желудке б)в кишечнике в)в ротовой полости г)вне организма

2. Хитиновый покров у членистоногих представляет собой скелет, так как он

а) не растягивается б)служит местом прикрепления мышц в)находится в полости тела г)предохраняет животных от высыхания

3.Среди приведённых ниже черт вы­бе­ри­те ха­рак­тер­ные для жи­вот­ных от­ря­да де­ся­ти­но­гих раков. Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) имеют за­мкну­тую кро­ве­нос­ную систему 2) тело раз­де­ле­но на голову, грудь и брюшко

3) дышат с по­мо­щью жабр 4) имеют фа­се­точ­ные глаза

5) не имеют ко­неч­но­стей на брюшке

6) имеют клеш­ни на кон­цах хо­диль­ных конечностей

Пояснение.

Признаки от­ря­да де­ся­ти­но­гих раков: дышат с по­мо­щью жабр; имеют фа­се­точ­ные глаза; имеют клеш­ни на кон­цах хо­диль­ных ко­неч­но­стей. Под цифрами 1 — неверно, т. к. у ра­ко­об­раз­ных не за­мкну­тая кровеносная система; 2 — неверно — го­ло­во­грудь и брюшко; 5 — неверно, т. к. на брюш­ке расположены брюш­ные ножки и плав­ни­ко­вые пластины.

 Ответ: 346.

4.На голову, грудь и брюшко тело четко расчленено у:

а) речного рака б) клеща в) паука-каракурта г) мухи

5.Какие на­се­ко­мые раз­ви­ва­ют­ся с не­пол­ным превращением? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 1) по­стель­ный клоп 2) медведка 3) оса 4) ба­боч­ка крапивница 5) кузнечик

6) жук-олень

Пояснение.

Раз­ви­ва­ют­ся с не­пол­ным пре­вра­ще­ни­ем (проходят в раз­ви­тии 3 стадии): по­стель­ный клоп (Полужесткокрылые), мед­вед­ка и куз­не­чик (Прямокрылые).

 Ответ: 125.

6.Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком и клас­сом животных, для ко­то­ро­го он характерен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных ответов.

 

                            ПРИЗНАК                       

КЛАСС

A) у части пред­ста­ви­те­лей в раз­ви­тии име­ет­ся ста­дия куколки    

1) Насекомые

Б) по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство пред­ста­ви­те­лей — хищники    

2) Паукообразные

В) тело со­сто­ит из головы, груди и брюшка


Г) спо­соб­ны по­гло­щать толь­ко жид­кую пищу


Д) 4 пары хо­диль­ных ног


E) на го­ло­ве могут рас­по­ла­гать­ся про­стые и слож­ные глаза


Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Пояснение.

Насекомые — раз­ви­тие непрямое, может быть с пре­вра­ще­ни­ем (4 стадии) и без пре­вра­ще­ния (3 стадии), а у па­у­ко­об­раз­ных — раз­ви­тие пря­мое (кроме клещей, име­ю­щих ли­чи­ноч­ную стадию). У части пред­ста­ви­те­лей в раз­ви­тии име­ет­ся ста­дия ку­кол­ки — при­знак насекомых. Среди на­се­ко­мых встре­ча­ют­ся раз­ные типы питания, а пауки в ос­нов­ном хищники. Тело со­сто­ит из головы, груди и брюш­ка — при­знак насекомых, у паука — го­ло­во­грудь и брюшко. Под буквами Г и Д — при­зна­ки паукообразных; Е — насекомых, у па­у­ков глаза простые.

 Ответ: 121221.

7.. Укажите 3 признака класса паукообразных.

A) Включают три отряда Б) Дышат легочными мешками и (или) трахеями

B) Замкнутая кровеносная система Г) Имеют 3 пары ходильных ног

Д) Раздельнополые, внутреннее оплодотворение Е) Гермафродиты

8.Установите со­от­вет­ствие между пе­ре­чис­лен­ны­ми при­зна­ка­ми жи­вот­ных и животными, к ко­то­рым эти при­зна­ки относятся. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ЖИВОТНОЕ

А) кро­ве­нос­ная си­сте­ма не замкнута

Б) имеет внеш­ний скелет

В) имеет фа­се­точ­ные глаза

Г) ведёт па­ра­зи­ти­че­ский образ жизни

Д) не имеет конечностей

Е) не имеет вто­рич­ной по­ло­сти тела

 

1) стре­ко­за боль­шое коромысло

2) ас­ка­ри­да человеческая

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Пояснение.

Стре­ко­за боль­шое ко­ро­мыс­ло — Членистоногие: кро­ве­нос­ная си­сте­ма не за­мкну­та, имеет внеш­ний ске­лет, имеет фа­се­точ­ные глаза, 6 ног. Ас­ка­ри­да че­ло­ве­че­ская — Круглые черви: кро­ве­нос­ной си­сте­мы нет, ведёт па­ра­зи­ти­че­ский образ жизни, не имеет ко­неч­но­стей, первичнополостное (не имеет вто­рич­ной по­ло­сти тела).

 Ответ: 111222.

9.. Какие особенности строения характерны для ракообразных:3 признака

а) отделы тела: голова, грудь, брюшко б) 5 пар ходильных ног

в) наличие паутинных желез г) 4 пары ходильных ног д) отделы тела: головогрудь, брюшко е) наличие усиков

10. Укажите три признака класса насекомых.

A) Незамкнутая кровеносная система Б) Легочное дыхание

B) Замкнутая кровеносная система Г) Трахейное дыхание

Д) Развитие только с полным превращением

Е) Развитие с полным и неполным превращением

11. Установите соответствие между особенностью строения и классом,

для которого она характерна:

особенности строения классы членистоногих

а)отделы тела: голова, грудь, брюшко 1) паукообразные

б) 3 пары ходильных ног 2) насекомые

в) наличие паутинных желез

г) 4 пары ходильных ног

д) отделы тела: головогрудь, брюшко

е) наличие усиков



а

б

в

г

д

е









12. К отряду чешуекрылых (бабочек) относятся (выберите три ответа):

А) тля; Б) божья коровка; В) комнатная моль; Г) капустная белянка;

Д) азиатская саранча; Е) березовая пяденица.

13. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте, ис­правь­те их, ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны, за­пи­ши­те эти пред­ло­же­ния без оши­бок.

1. Класс па­у­ко­об­раз­ных яв­ля­ет­ся самым мно­го­чис­лен­ным клас­сом типа чле­ни­сто­но­гие.

2. Тело па­у­ко­об­раз­ных имеет го­ло­во­грудь и брюш­ко.

3. У кле­щей тело слит­ное.

4. Име­ет­ся три пары хо­диль­ных ног.

5. Все пауки ведут на­зем­ный образ жизни.

По­яс­не­ние.

1) 1 — самый мно­го­чис­лен­ный класс типа чле­ни­сто­но­гие — на­се­ко­мые;

2) 4 — у па­у­ко­об­раз­ных 4 пары хо­диль­ных ног;

3) 5 — есть пауки, оби­та­ю­щие в воде(се­реб­рян­ка).


14.Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) почва

2) вода

3) лес

4) неполное превращение

5) полное превращение

6) куколка

7) гусеница

8) яйцо

9) личинка


 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Пояснение.

Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют неполное превращение. Насекомые с полным превращением проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом куколки происходят сложные изменения — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка — в почве.

 Ответ: 4561

15.Паутинные железы у паука-крестовика располагаются на

а) головогруди б) брюшке в) груди г) голове




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!