СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Система работы школы с родителями"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о системе работы школы с родителями.Написана для участия во Всероссийском заочном конкурсе образовательных организаций.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Система работы школы с родителями"»


Система работы МКОУ СОШ №3 села Безопасного Труновского района Ставропольского края с родителями учащихся

Союз детей, учителей и родителей – как единственный путь развития образовательного учреждения – один из принципов учебно - воспитательной системы Муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 Труновского муниципального района Ставропольского края.

Реализация этого принципа осуществляется через

  • образовательную деятельность;

  • участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня;

  • внеклассную и внеурочную деятельность,

  • связь с семьей и социумом.

Совместная работа семьи и школы - одно   из сложнейших и ответственных направлений   в деятельности МКОУ СОШ №3, целью которого является создание единой воспитательно - образовательной среды для развития личности ребёнка, приобщение родителей к целенаправленному процессу учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. 

Работа школы с родительской общественностью направлена на  создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и образовательного учреждения.

В школе сложилась система работы с родителями : изучение условий семейного воспитания, вовлечение родителей в образовательный процесс, участие представителей родительской общественности в управлении образовательным учреждением через Управляющий совет и родительские комитеты, психолого – педагогическое просвещение родителей, вовлечение в проектную деятельность (проведение праздников, коллективно-творческих дел, участие в конкурсах, соревнованиях, конференциях).

Работа образовательного учреждения с родителями включает в себя как просветительскую (лектории, конференции, анкетирование), так и индивидуальную (с родителями детей «группы риска», с родителями одаренных детей, психологические консультации) работу, посещение семей на дому.

Цель данного направления воспитательной работы: обеспечение эффективного взаимодействия и повышения воспитательного потенциала семьи, образовательного учреждения и общественных организаций; осуществление взаимодействия между семьёй и школой с целью решения проблемы успешности обучения учащихся.

Задачи, которые решают педагоги, работая с родительской общественностью: создание условий взаимодействия семьи и школы на основе сотрудничества, повышение психолого - педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс.

Работа с родителями в МКОУ СОШ №3 строится в соответствии с планом, в который вошли такие мероприятия , как формирование родительского актива школы; проведение классных родительских собраний; оформление стенда «Для вас, родители!» и регулярное обновление его материалов; заседания родительского комитета школы; информирование родителей о работе объединений внеурочной деятельности, факультативов в школе; беседы членов родительского комитета с родителями, не обеспечивающими контроль за своими детьми; работа с семьями, состоящими на различных видах учёта; контроль выполнения санитарно-гигиенического режима в школе, организации питания школьников, медицинского обслуживания; участие родителей в субботниках; проведение консультаций для родителей по вопросам организации внеклассной работы; привлечение родителей к проведению профориентационной работы (по классам); проведение консультаций для родителей по теме «Кризис личности и причины его возникновения» ; систематическое проведение встреч учителей с родителями по вопросам обучения и воспитания; привлечение родителей к оказанию помощи в проведении классных и общешкольных внеклассных мероприятий: праздников, Дней здоровья, соревнований подготовка к мероприятиям, посвящённым Дню Победы, праздникам Первого и Последнего звонка.

В целях укрепления взаимодействия семьи и школы, повышения воспитательного потенциала родительской общественности, обеспечения открытости системы образования, предупреждение родителей от наиболее распространенных ошибок в воспитании детей в школе проводились родительские собрания и всеобучи.

В течение года были прочитаны лекции учителями, психологом, социальным педагогом, администрацией школы по следующим темам: «Дети, здоровье и Интернет», «Влияние внеклассной работы в школе на воспитание ребенка», «Советы учащимся и выпускникам, как готовиться к ЕГЭ», «Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против», «Нравственное воспитание учащихся в семье и школе», «Доверие и откровенность в семье» , «ПАВ и их влияние на организм школьника», «Подростковый возраст – это не смертельно!» «Профилактика наркомании в детской и подростковой среде» , «Подростковый суицид», «Конфликты и способы их разрешения».

Успешно апробирована и реализуется практика проведения расширенных заседаний общешкольного родительского комитета и Управляющего совета учреждения, на которых обсуждаются актуальные вопросы воспитания и образования учащихся, заслушиваются Публичный отчёт о работе общеобразовательного учреждения, отчёт о работе образовательного учреждения с детьми, требующими особо внимания , отчёт о работе родительского комитета за предыдущий учебный год, определяются задачи совместной работы семьи и школы на текущий учебный год, обсуждаются результаты итоговой аттестации выпускников школы, рассматриваются вопросы организации внеурочной и внеклассной деятельности учащихся, работы школы по сохранении жизни и здоровья детей, формирования поликультурной среды в образовательном учреждении и профилактика экстремизма в молодёжной среде, воспитательная работа школы.

Члены общешкольного родительского комитета осуществляют контроль организации питания обучающихся, привлекаются к проведению рейдов в семьи детей «группы риска», участвуют в работе Совета профилактики .

Наряду с Управляющим советом и общешкольным родительским комитетом, в школе успешно работает Совет отцов, члены которого проводят большую работу с учащимися по профилактике правонарушений, по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, организуют рейды в места массового пребывания молодёжи, дежурства на школьных мероприятиях.

Из родительской общественности создан «Рабочий патруль» в целях предупреждения нарушения школьниками правил дорожного движения. Благодаря работе данной группы в последние годы в школе не зафиксированы факты нарушения учащимися правил дорожного движения.

При непосредственной помощи родителей в школе проводятся такие мероприятия, как конкурс «Безопасное колесо», фестиваль « Кавказ – наш общий дом», конкурс поделок «В гостях у Светофора», выставка букетов и композиций «Безопасненская осень», Малые Олимпийские игры , соревнования «Спорт – альтернатива вредным привычкам» , праздники «Масленица», «До свидания, начальная школа!», «Последний звонок», «Новогодний серпантин», «Взгляните в мамины глаза», выпускной вечер, «Праздник Осени», мероприятия «Набат памяти», посвящённые Дню борьбы с терроризмом. Ежегодно делегация школы – родители с детьми- в рамках Дня национального единства участвуют в районном фестивале «Дружба народов».

Родители – это основные заказчики школы. От правильной организации работы с родительской общественностью зависит конкурентоспособность, престижность образовательного учреждения. Основным посредником между родителями и школой выступает классный руководитель, который организовывает совместный досуг. Каждым классным руководителем один раз в четверть в течение года проводятся родительские собрания, тематика которых разнообразна: «Внимание, дети!» , «Соблюдение ПДД учащимися», «Компьютер в жизни ребёнка. Польза или вред?», «Как научить ребёнка жить в мире людей , «Психо - физиологические особенности пятиклассников и их влияние на успеваемость», «Здоровое питание – залог благополучия детей», «Роль семьи в формировании личности ребёнка». «Профилактика ДТП», «Поликультурная среда школы», «Проблемы взаимоотношений со сверстниками», «Влияние возрастных особенностей детей на успешность обучения и воспитания», «Поощрение и наказание детей в семье», «Технологии семейного воспитания»,«Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка», «Мой ребёнок становится трудным…», «Развитие духовного мира школьника», «Гражданский долг и ответственность родителей за воспитание детей», «Единые требования семьи и школы в воспитании и обучении детей», «Как помочь детям быть успешными в жизни», «Подростковый возраст: трудности развития и воспитания», «Что значит сегодня быть патриотом и гражданином».

В начале учебного года, перед каникулами (ноябрь, декабрь, февраль, март, май) родители учащихся уведомляются классными руководителями об ответственности за сохранение жизни и здоровья детей.

Планируя работу с родителями, классные руководители учитывают не только их за­интересованность, но и социально-психологическую совмести­мость. В каждом классе стали традиционными «огоньки», посиделки, встречи, посвящённые Дню матери и Дню Защитника Отечества. Широкий отклик нашли во многих семьях акции «Солдатский платок», «Парад победителей», «Письмо ветерану», посвящённые Дню Победы, благотворительные акции «Делай доброе дело» и «Добровольцы – детям».

Родители помогают в изготовлении декораций и костюмов для общешкольных мероприятий, являются незаменимыми спонсорами при подготовке и участии в мероприятиях районного и краевого уровня: военно – патриотической игры «Зарница», туристических соревнованиях, конкурса «Законы дорог уважай», при посещении детьми занятий школы «Поиск», Малой академии наук, Краевой экологической школы.

Именно родители создают условия для подготовки учащихся к олимпиадам , творческим и учебным конкурсам. Вместе с родителями ученики нашей школы уже с 1 класса занимаются проектной деятельностью и добиваются неплохих результатов.

В режиме видеоконференцсвязи представители родительской общественности школы участвуют в работе Всероссийского родительского собрания, Краевого Университета педагогических знаний для родителей, в краевых видеоконференциях по проведению итоговой аттестации, в работе краевых селекторных совещаний по организации летней занятости учащихся.

Наше образовательное учреждение поддерживает тесную связь с Культурно – досуговым центром с. Безопасного. С удовольствием посещают мальчишки и девчонки кружки, которыми руководят родители наших учеников: драматический кружок «Дорога в сказку» ( Житникова Ольга Васильевна),«Мягкая игрушка» (Мурашкина Евгения Николаевна),«Оригами», «Очумелые ручки» (Белевцова Любовь Владимировна). На базе школы работают кружки «Самоделкин» (Чуднова Оксана Николаевна) и «Хорошие манеры» (Звягинцева Наталья Васильевна).

Под руководством родителей – работников КДЦ дети могут проявить свои таланты при подготовке и проведении таких мероприятий, как «Праздник Масленицы», «Школа Наума – грамотника»,театрализованные представления « В поисках школьного звонка», «Славянские просветители», общесельские праздничные концертные программы ко Дню Защитника Отечества и Дню Победы ,ко Дню матери и к Международному женскому дню 8 марта, мероприятия, приуроченные Дню семьи и Дню любви и верности

Большая работа ведётся с семьями детей «группы риска», с опекаемыми детьми . Эта работа начинается с составления в сентябре школьного социального паспорта (на основе социальных паспортов классов, которые составляют классные руководители).Социально – незащищённые, многодетные семьи, семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, берутся под особый контроль.

На начало 2017 - 2018 учебного года данные школьного социума были следующими:

1.Всего учащихся в школе - 702 ученика.

2.Детей инвалидов – 15 учащихся

3.Количество учащихся стоящих на ВШК - 1учащийся

ОДН, КДН - 7 учащихся

4.Количество многодетных семей – 132, , в них детей –380

5.Количество малообеспеченных семей- 29, в них детей-40

6.Количество неблагополучных семей – 4/12

7.Количество неполных семей – 95/146

8.Количество опекаемых детей - 11/16

В МКОУ СОШ №3 11 опекунских семей, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей.

В течение учебного года среди опекаемых учеников не было проблем с поведением и учёбой. Дети активно участвуют в общественной жизни класса и школы. Все опекаемые учащиеся охвачены кружковой работой, посещают спортивные секции. Среди опекаемых нет стоящих на ВШК и КДН.

В системе проводится работа с неблагополучными семьями: выявление детей, находящихся в социально-опасном положении, принятие мер по устранению причин неблагополучия. Такие семьи регулярно посещаются на дому классными руководителями, социальным педагогом, заместителем директора по воспитательной работе , представителями администрации Безопасненского сельского совета , членами Управляющего совета школы и общешкольного родительского комитета.

Посещение на дому, беседы с родителями и детьми из неблагополучных семей, выявление причин конфликтных ситуаций и разрешение их, рассмотрение материалов на проблемных детей и их родителей, помощь в подготовке выступлений на классных родительских собраниях, - вся проводимая работа направлена на улучшение нравственной обстановки в коллективе учащихся, снижение числа правонарушений среди несовершеннолетних.

Членами совета профилактики и комиссией по содействию семье и школе за 2017-2018 учебный год было проведено 4 рейда в неблагополучные семьи, 76 индивидуальных бесед с родителями и опекунами.

Количество неблагополучных семей за год уменьшилось с 9 до 4.

Наиболее  важные  достижения по  организации  воспитательного процесса благодаря вовлечению в учебно -воспитательный процесс родителей учащихся

  • План  воспитательной  работы  выполняется   на    97 %.

  • Педагоги строят   свою работу,   опираясь  на    потребности  и  интересы  учащихся, учитывая запросы родителей.

  • Дети заняты   разнообразной содержательной и творческой деятельностью, которая   способствует воспитанию целого ряда положительных качеств, развитию инициативы,   активной   жизненной   позиции,   формирует    ответственность.

  • Все   школьные     мероприятия   проходят  на  высоком методическом  и     организационном уровне.

  • Создается фотолетопись и видеофонд школьных мероприятий.

  • Сформирован   научно-методический комплекс       по организации   воспитательного процесса.

  • Осуществляется  взаимодействие  с участковым инспектором, КДН и ПДН, психологическим центром помощи семье и детям.

  • Обозначились   основные  направления деятельности ученического самоуправления.

  • Положительные сдвиги  в  укреплении союза   семьи и школы.

  • Рост удовлетворенности родителей учебно - воспитательной работой школы.

  • Сохранение   и преумножение школьных традиций.

  • Накопление опыта организации и проведения   КТД.

  • Систематизация  работы с социально  неблагополучными   семьями и детьми, что привело к сокращению количества учащихся, состоящих на внутришкольном   учёте.

Результативным воспитательно - образовательным пространством является то пространство, которое опирается на совместную деятельность учащихся, педагогов, общественности, родителей, где отношение между взрослыми и детьми приводит к формированию особого школьного уклада, который, сливаясь с образовательным процессом, дает возможность ребёнку реализовать его интеллектуальный и творческий потенциал. Таким воспитательным пространством является МКОУ СОШ №3.


8