Валентина Осеева «Волшебное слово»
Конспект в свободной форме (старшая группа)
Ход занятия
Приветствие.
«Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
- Ребята, на прошлом занятии мы начали знакомиться с одним очень интересным произведением, посмотрите внимательно на доску, может, вы вспомните автора этого произведения. Да, ребята, это Валентина Осеева.
- А давайте обратим с вами внимание на уголок книги, может быть, вы узнаете книгу, в которой есть наше произведение?
- Верно ребята, это хрестоматия.
- Хрестоматия – это такая книга, которая содержит в себе очень много различных произведений, в том числе и наше произведение. Вы помните, как оно называется? (Верно, это произведение Валентины Осеевой «Волшебное слово»).
- Давайте с вами пройдем к стульчикам и присядем, не забываем, что спинку держим ровно, руки на колени.
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы прочитали на прошлом занятии?
Аннотация: в рассказе говорится о мальчике, который узнал от незнакомца волшебное слово - «Пожалуйста». Начав использовать заветное слово, он обрел гармонию в общении с окружающими.
Пересказ прочитанного ранее.
Проблемный вопрос.
- Ребята, как вы думаете, помогло ли волшебное слово Павлику?
- Ответить на этот вопрос мы сможем, дочитав произведение.
- Сейчас я прочитаю вам отрывок, а вы внимательно послушайте и постарайтесь ответить на вопросы:
- Какова основная идея произведения?
- Какой по характеру главный герой?
- Почему он так поступил со своими родственниками? (не знал волшебное слово)
Чтение.
Физминутка.
- Я буду произносить слова, если это волшебные слова, то вы должны хлопать в ладоши, а на остальные – топать на месте. (Пожалуйста, стул, кошка, до встречи, будь здоров, слон, холодильник, спасибо, карандаш, добрый вечер)
- Ребята, теперь давайте ответим на вопрос.
- Помогло ли волшебное слово Павлику?
- Почему у Павлика было плохое настроение?
- Какое слово подарил старичок Павлику?
- Хорошо или плохо поступил мальчик, когда еще не знал про волшебное слово?
- А почему он так поступил? (не знал волшебное слово)
- Вы бы так поступили? (нет)
- Как бы вы поступили?
- Какой по характеру герой?
- Вы бы хотели быть похожими на главного героя?
- Как изменилось поведение Павлика и его родных?
- Понравился ли вам мальчик в конце рассказа? Почему?
- Как отреагировали родные Павлика на волшебное слово?
- Давайте вспомним, как об этом говорится в тексте.
- Найдите и прочитайте отрывок, в котором написано, как Павлик хотел отблагодарить старика.
- А сейчас я проверю, насколько внимательно вы меня слушали. Я буду начинать читать предложение, а вы будите его заканчивать:
Лена, дай мне одну краску, … (пожалуйста);
Дай мне кусочек пирожка, … (пожалуйста);
Возьми меня, … (пожалуйста);
Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные … (знаки).
- Для того, чтобы лучше запомнить произведение, я предлагаю вам поиграть в игру. Но перед тем, как мы начнем, давайте вспомним технику безопасности при работе с интерактивной доской:
1. От доски мы стоим на расстоянии вытянутой руки.
2. Руки должны быть сухие и чистые.
3. Касаемся доски без сильного нажима.
Дидактическая игра.
- Наша игра будет проходить в форме соревнования, кто первый выполнит все задания, тот и победит.
Гимнастика для глаз.
- Давайте выполним гимнастику для глаз:
Закрываем мы глаза, вот такие чудеса.
(зарывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
(продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисует букву О, получается легко.
(глазами рисуют букву О)
Вверх поднимем, глянем вниз,
(глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо – влево повернем,
(глаза смотрят вправо - влево)
Заниматься вновь начнем.
(глаза смотрят вверх - вниз)
Итог с мячом.
- Я предлагаю вам поиграть.
- Нужно ли использовать вежливые слова? Зачем?
- В чем главная идея произведения?
- Что хотел нам сказать автор?
- Что было бы, если старик не рассказал Павлику про волшебное слово?
- Чему учит нас это произведение?
- Как думаешь ты?
- «Вежливость ничего не стоит, но высоко ценится» - есть такая пословица.
- Как вы её понимаете?
- А какие пословицы о вежливости вы знаете?
- Подходит ли она к нашему произведению?
- Что вам на сегодняшнем занятии было легко? Сложно?
- Спасибо за занятие!