Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Семицветик» г. Краснослободска,
Среднеахтубинского района, Волгоградской области
ПРОЕКТ
«СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА – МЫ ПОМНИМ…» (для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет)
Воспитатели ДОУ:
Е.А. Чечнева, Iкв. категория
2021 год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Проблема проекта.
Для сохранения государства, огромное значение имеет патриотические чувства его граждан, а для этого необходимы знания об историческом прошлом своей страны, места проживания и конечно сохранение памяти о подвигах героев - защитников Родины.
Для передачи опыта из поколения в поколение дети должны знать и помнить, например, о Сталинградской битве, о трудном военном прошлом своих прабабушек и прадедушек. Почему городу Волгограду присвоено звание «город-герой?». Так, в ходе подготовки к открытому мероприятию о Сталинградской битве выяснилось, что дети мало знают об этом историческом событии, а некоторые и вовсе не знают, что такое война. Серьезной, является также проблема недопонимания родителями необходимости формирования патриотического воспитания детей с дошкольного возраста для их духовного, социально- коммуникативного, личностного развития.
Актуальность проекта.
В последнее время особенно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. В данный момент материальные ценности стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Особенно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. Наш город-герой Волгоград имеет героическое прошлое. Подвиг героев Сталинграда известен всему миру. С этой земли начался отсчет наших побед над гитлеровцами. К сожалению, молодое поколение не всегда может оценить то, что сделала наша армия под Сталинградом.
Задачей педагогов в рамках реализации совместного проекта с детьми, построенного на использовании интеграции разнообразных культурных практиках, способствовать развитию у дошкольников патриотических чувства к родному городу, к своему народу, сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне, битве под Сталинградом, уважение к подвигу русского народа, толерантности.
Цель проекта.
Организация культурных практик дошкольников способствующих:
- проявлению интереса к истории Сталинградской битвы, ее героев и детях войны, переживших голод и холод, потерю близких;
- формированию понимания значения победы в Сталинградской битве в ходе ВОВ.
Задачи проекта:
- расширять знания детей о ВОВ, Сталинградской битве;
- познакомить с героями Сталинградской битвы;
- донести до детей смысл слов «жизнь» и «смерть» на войне;
- учить эмоционально, откликаться на рассказы о войне;
- развивать речь детей, расширяя словарный запас;
- воспитывать патриотические чувства к родному городу и к Родине - России в целом; уважение к подвигу русского народа, толерантность;
- активизировать работу среди родителей по пропаганде патриотического воспитания и толерантности у детей;
-научить родителей ориентироваться в информации необходимой для патриотического воспитания детей, событиях связанных с ВОВ.
Тип проекта: информационный, творческий.
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста и их родители, воспитатели.
Продолжительность проекта – краткосрочный.
Ожидаемые результаты проекта.
Специально созданная развивающая среда группы, наполненная разнообразными наглядными, дидактическими материалами в соответствии с темой проекта, создаст благоприятные условий для организации культурной деятельности детей по их патриотическому и толерантному воспитанию. В результате у детей:
- сформируются понятия о ВОВ, Сталинградской битве, Победе;
- активизируется познавательный интерес детей к историческим событиям страны, и родного города;
- проявится осознание дисциплины, концентрации внимания, самостоятельности в осознанном патриотическом отношении к Родине.
Данный проект будет способствовать активизации работы сообщества педагогов по пропаганде патриотического воспитания и толерантности среди родителей воспитанников.
У родителей сформируется понимание, как ориентироваться в информации, предлагаемой педагогами, и правильно ее использовать.
Совместно с родителями будет проведено значительное количество познавательных и творческих мероприятий, созданы продукты проекта, что естественным образом активизирует их интерес к новому сотрудничеству с ДОУ.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
Литературный материал, иллюстрации, открытки, презентация, аудиокассеты, магнитофон, компьютер, проектор, альбомы, акварельные краски, кисточки и пр., конструкторы, атрибуты к сюжетно-ролевым, спортивным, дидактическим играм.
Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.
Организация деятельности в рамках проекта.
Подготовительный этап:
- формулирование проблемы и цели проекта;
- изучить и проанализировать методическую литературу по теме проекта;
- составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта;
- подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности;
- подбор картинок и иллюстраций, схем;
- подбор презентаций для просмотра;
- информирование родителей о цели проекта;
-привлечение родителей к познавательной деятельности с детьми.
Основной этап:
- проведение дидактических игр, подвижных игр;
- чтение художественной литературы, прослушивание историй о героях ВОВ;
- просмотр презентаций, мультфильма;
- рисование рисунков по теме проекта;
- проведение бесед с родителями;
- организация совместного творчества по разработке проекта альбома и оформлению фотоколлажа «Памятные места Сталинградской битвы в Волгограде »;
- рекомендации родителям совместно с детьми посетить памятные места города.
Заключительный этап:
-презентация совместного творчества участников проекта фотоколлажа «Памятные места Сталинградской битвы в Волгограде», альбома «Город-герой Волгоград» (художественное творчество детей + детско-родительские рисунки + фотоматериалы).
Технологическая карта проекта
Социально-коммуникативное развитие
Культурные практики |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: к.п.коммуникативная, к.п. познания мира и самопознания, к.п. формирования поведения и отношения, к.п.свободные детской деятельности. | Беседы: «Беседа о детях – героях войны», «Герои-воины, наши земляки, защищавшие Родину в годы Великой Отечественной войны». Рассматривание иллюстраций, фотографий. Д/и «Один – много» (А сколько военных надо, чтобы защищать нашу Родину?), С/р игры: «Мы - военные», Просмотр мультфильма «Мальчиш-Кибальчиш» |
Познавательное развитие
Культурные практики |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: к.п. познания мира и самопознания, к.п. коммуникативная, к.п. свободные детской деятельности | НОД «Сталинградской битве посвящается» Презентация Книги Памяти. Д/и «Кто служит в армии», «Один – много» Д/И Лото «История Сталинградской битвы», «Достопримечательности Волгограда» Р/и «Сложи узор» - звезда, самолет, флаг. |
Речевое развитие
Культурные практики |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: к.п. познания мира и самопознания, к.п. игрового взаимодействия, к.п. формирования поведения и отношения, к.п. свободные детской деятельности, к.п. коммуникативная. | Чтение и обсуждение Шорыгина «Богданова Надя», М.Агашина «Второе февраля». В. Богомолов «За оборону Сталинграда», «Танк», Н.Мордовина «Мельница», «Дом Павлова» Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы» Чтение стихотворений наизусть на международном конкурсе в г. Волгограде «Маленькие звездочки», городском конкурсе МКУДО ДЮЦ «Я патриот России» |
Художественно-эстетическое развитие
Культурные практики |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: к.п. познания мира и самопознания, к.п. формирования поведения и отношения, к.п. свободные детской деятельности. | НОД Рисование «Портрет защитника отечества» Свободное рисование боевой техники с использованием образцов. Рисование с Ерзиковой Г.Е. (кружок) Музыка – участие в областном конкурсе патриотической песни «Катюша - 2021». |
Физическое развитие
|
| Культурные практики |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: к.п. здорового образа жизни, к.п. игрового взаимодействия, к.п. формирования поведения и отношения, к.п.свободные детской деятельности | И/эстафетные «Полоса препятствий», «Подвези боеприпасы», «Минное поле». Игра « Самый внимательный» П/и «Не промахнись» М/п игра «Будь внимателен» |
Взаимодействие с родителями воспитанников
Культурные практики |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: к.п. познания мира и самопознания, к.п. формирования поведения и отношения, к.п. коммуникативная | Консультация-(онлайн) Как знакомить детей с достопримечательностями и историческими памятниками города. Посещение с детьми Музея - Панорамы Волгоградской битвы и мест боевой славы города. Предложение – подобрать сведения о своих родственниках, которые принимали участие в ВОВ с целью пополнения «Альбома Памяти». Практическая деятельность – творческие семейные работы на тему: «Сталинградской битве посвящается» |
Распределение деятельности по центрам активности:
Центр познавательного и речевого развития: поместить подбор художественной литературы, иллюстраций, открыток о Сталинградской битве.
Центр познавательно-исследовательской деятельности: поместить разнообразные материалы для познавательной деятельности: дидактические игры, лото, наглядный материал.
Центр конструктивной деятельности: поместить разнообразный крупный и мелкий строительный материал, крупный конструктор, солдатики, военная техника.
Центр сюжетно-ролевой игры: поместить разнообразные атрибуты для сюжетно ролевой игры: «Мы - военные».
Центр художественно-эстетического развития: поместить иллюстраций картин о Сталинградской битве, альбомы, цветную бумагу, краски, кисти, карандаши, клей, пластилин, книжки-раскраски, трафареты для художественно-продуктивной деятельности детей.
Центр музыкально театральной деятельности: поместить элементы костюмов для театрализованной игры: «Смелость города берёт», диски с песнями о войне.
Центр и физического развития: поместить игровой материал и атрибуты (мячи, кегли, дартс, мешочки), способствующие двигательной активности детей.
Результат проекта (итог)
В результате успешной реализации проекта у детей:
- сформировались понятия ВОВ, Сталинградская битва, Победа;
- активизировался познавательный интерес к истории страны и своего города.
Со стороны детей и их родителей наблюдается осознание понимания проявления патриотического отношения к Родине, сохранения памяти и уважения к героям- защитникам - ветеранам.
Совместно с родителями собрали материал о ветеранах ВОВ, выполнены семейные творческие работы, посетили Музей панораму «Сталинградской битвы», приняли участие в областном международном конкурсе «Маленькие звездочки», областном конкурсе «Катюша».
Перечень литературы и ссылки на Интернет-ресурсы:
1. Лосева Л.В. и др. «Моя родина – Волгоград», Волгоград- 2002.
2. Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми, Волгоград: «Учитель»,- 2007.
Приложение к проекту:
1. Занятие «Портрет защитника отечества».
2. Занятие «Сталинградской битве посвящается».
3. Стихотворения.
4. Игры, эстафеты.