Министерство образования Калининградской области
государственное автономное учреждение
Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»
(ГАУ КО ПОО КСТ)
ДОКЛАД
По теме: Стандартизация в области информационных технологий
Предмет: Метрология и стандартизация
Выполнил студент (ка): Перегабрина Арина Сергеевна
(Ф.И.О)
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности:
Технология продукции общественного питания 19.02.10 |
(код и наименование специальности)
Преподаватель:
Овчинникова Инна Витальевна |
( Ф.И.О.)
Калининград 2020
Содержание
Введение 3
1.Цели стандартизации 4
1.1Принципы стандартизации 5
1.2Функции стандартизации 6
1.3Задачи стандартизации 7
1.4Метод стандартизации 8
2.Виды стандартов 9
Заключение 13
Список использованных источников и литературы 14
Введение
Стандартизация, является инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики.
Отставание национальных систем стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия, производящие верхнюю одежду, в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем.
Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность. Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации
Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.
Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.
Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.
Переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.
Цель: Найти информацию о стандартизации в области информационных технологий
Задачи:
1.Определить цели стандартизации
2. Узнать принципы стандартизации
3.Найти и написать функции стандартизации
1. Цели стандартизации
Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм, для решения реально существующих, планируемы или потенциальных задач.
Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих:
безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;
качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем научно-технического прогресса;
единство измерений;
экономию всех видов ресурсов;
безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
обороноспособность и мобилизационную готовность страны.
Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т.п.
1.1Принципы стандартизации
Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу). Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя – с другой, должны прийти к согласию, т.е. отсутствию возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон.
Системность и комплексность стандартизации. Системность – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Комплексность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.
Динамичность и опережающее развитие стандарта. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД. Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и т.д. опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.
Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.
Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг). Эта цель достигается путем обеспечения соответствия требованиям стандартов, номам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов. Важное требование к стандарту – пригодность его для целей сертификации. Стандарты, содержащие четко выделенные по тексту обязательные требования и методы их объективной проверки, являются «обязательными стандартами» и отвечают указанному требованию.
Принцип гармонизации. Он предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяют разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.
Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.
1.2 Функции стандартизации
Функция упорядочения – преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению.
Охранная (социальная) функция – обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации.
Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в НД обоснованных ограничений на расходование ресурсов.
Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.
Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни.
Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами - эталонами продукции, каталогами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации. Ссылка в договоре на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора.
Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы. Соблюдение обязательных требований НД обеспечивается, как правило, принудительными мерами экономического, административного и уголовного характера.
1.3 Задачи стандартизации
обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
- установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе, обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
- согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
- унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;
- установление метрологических норм, правил, положений и требований;
- нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
- установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения применения малоотходных технологий;
- создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
- нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);
- создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;
- содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.
1.4Метод стандартизации
Метод стандартизации – это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации. Стандартизация базируется на общенаучных и специфических методах. Наиболее широко применяемыми в работах по стандартизациями методами являются следующие:
1)параметрическая стандартизация;
2)унификация продукции;
3)агрегатирование;
4)комплексная стандартизация;
5)опережающая стандартизация.
Рассмотрим более подробно перечисленные методы.
Параметрическая стандартизация
Параметр продукции – количественная характеристика ее свойств. Наиболее важными параметрами являются характеристики, определяющие назначение продукции и условия ее использования:
·Размерные параметры (размер одежды и обуви, вместимость посуды);
·Весовые параметры (масса отдельных видов спортинвентаря);
·Параметры, характеризующие производительность машин и приборов;
·Энергетические параметры (мощность двигателя и пр.)
2 Виды стандартов
1. В зависимости от специфики объекта
1.1. Основополагающие
1.2. Стандарты на продукцию и услуги
1.2.1 Стандарты общих технических условий
1.2.2 Стандарты технических условий
1.3. Стандарты на процессы
1.4. Стандарты на методы контроля
2. В зависимости от сферы действия
2.1. Международные
2.2. Региональные (в том числе отраслевые)
2.3. Национальные
Виды стандартов в области ИТ
1. В зависимости от уровня (статуса утверждения стандарта)
1.1. Стандарты де-юре – разрабатываются и применяются официальными организациями по стандартизации.
1.2. Стандарты де-факто – широко признанные стандарты независимо от того были ли они одобрены каким-либо официальным органом по стандартизации. Такой стандарт может быть разработан какой-либо компанией или консорциумом. Стандарт де-факто ассоциируется с технологиями, аппаратными, программными средствами или программными продуктами.
Не всегда стандарты де-юре становятся стандартами де-факто.
2. В зависимости от характера установленных требований.
2.1. Базовые стандарты – стандарты, определяющие фундаментальные, общие процедуры, положения и требования, которые могут быть использованы в различных предметных областях.
2.2. Функциональные стандарты (профили) – стандарты, определяющие соответствующие подмножества или комплектации базовых стандартов, которые используются для обеспечения реализации конкретных процессов, функций и задач ИС, применимость конкретных факультативных параметров из базовых стандартов, а также являются основой для разработки аттестационных тестов для испытателей и подтверждение соответствия компонентов и средств ИТ.
Таким образом профиль – совокупность совместимых базовых стандартов с различной функциональностью, предназначенная для обеспечения потребности некоторой сферы применения.
3. В зависимости от сферы применения
3.1. Стандарты “горизонтального рынка” – стандарты, которые не зависят от области применения.
3.2. Стандарты “вертикального рынка” – предназначены для конкретной предметной области.
Стандарты ИПИ-технологий – стандарты, направленные на обеспечение качественно нового уровня организации процессов проектирования, производства и эксплуатации сложной, наукоемкой продукции.
Стандарты OSI – стандарты, обеспечивающие переносимость программного обеспечения и информационных ресурсов с одной платформы на другую, тот или иной уровень интероперабельности программных продуктов различных поставщиков и информационных ресурсов.
Совокупности комплексов и систем стандартов – все аспекты стандартизации в области информационной технологии сосредоточены в данном комплексе стандартов
Характерной особенностью современного этапа международной стандартизации является разработка и реализация крупномасштабных проектов с учетом глобальной информатизации
В настоящее время проблемами международной стандартизации в области информационных технологий занимаются преимущественно следующие международные организации:
1. ИСО
2. МЭК
3. МСЭ
Для обеспечения взаимодействия при разработке стандартов в сфере информационных технологий на международном уровне совместный технический комитет образовали следующие международные организации:
1. ИСО
2. МЭК
STEP – международная программа, направленная на разработку стандарта по обмену данными, который обеспечивает полное описание изделия для передачи информации от одной системы автоматизированного программирования к другой, независимо от отрасли промышленности.
ESPRIT – региональная программа в рамках которой в странах европейского сообщества проводятся работы по стандартизации и обеспечению качества информационных технологий.
Особенности информационной технологии как объекта стандартизации заключаются в:
1. Наличии большого количества массовых технологических процессов
2. Многообразии объектов
3. Необходимости соблюдения авторского права
Орган стандартизации – орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнана на национальном, региональном или международном уровнях.
В зависимости от выполняемых функций выделяют следующие виды органов стандартизации:
1. рабочие
2. руководящие
3. контролирующие
К руководящим органам по стандартизации относится федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
К рабочим органам стандартизации относятся:
1. технический комитет
2. НИИ системы Росстандарта РФ
3. отделы стандартизации, головные организации при министерствах РФ
К контролирующим органам по стандартизации относятся территориальные
органы по стандартизации. Стандартизация в области информационных технологий направлена на повышение степени соответствия своему функциональному назначению видов информационных технологий, составляющих их компонент и процессов. При этом устраняются технические барьеры в международном информационном обмене.
Стандарты обеспечивают возможность разработчикам информационных технологий использовать данные, программные, коммуникационные средства других разработчиков, осуществлять экспорт/импорт данных, интеграцию разных компонент информационных технологий.
К примеру, для регламентации взаимодействия между различными программами предназначены стандарты межпрограммного интерфейса (один из них – стандарт технологии OLE). Без таких стандартов программные продукты были бы «закрытыми» друг для друга.
Требования пользователей по стандартизации в сфере информационных технологий реализуются в стандартах на пользовательский интерфейс, например в стандарте GUI
Стандарты занимают все более значительное место в направлении развития индустрии информационных технологий. Более 1000 стандартов или уже приняты организациями по стандартизации, или находятся в процессе разработки. Процесс стандартизации информационных технологий еще не закончен.
Значительный прогресс достигнут в области стандартизации пользовательского интерфейса, представленного классами и подклассами:
¨ символьный (подкласс - командный);
¨ графический (WIMP, подклассы - простой, двухмерный, трехмерный);
¨ речевой (SILK);
¨ биометрический (мимический);
¨ семантический (общественный).
Выделяют два аспекта пользовательского интерфейса: функциональный и эргономический, каждый из которых регулируется своими стандартами.
Например, один из наиболее распространенных графических двумерных интерфейсов WIMP поддерживается следующими функциональными стандартами:
¨ стандарт ISO 9241-12:1998 регулирует визуальное представление информации, окна, списки, таблицы, метки, поля и др.;
¨ стандарт ISO 9241-14:1997 - меню;
¨ стандарт ISO 9241-16:1998 – прямые манипуляции;
¨ стандарт ISO/IES 10741-1:1995 и ISO/IES 10741-1:1995/Amd.1:1996 - курсор;
¨ стандарт ISO/IES 12581-(1999-2000) - пиктограммы.
Стандарты, затрагивающие эргономические характеристики, являются унифицированными по отношению к классам и подклассам:
¨ стандарт ISO 9241-110:2006 - руководящие эргономические принципы, соответствие задаче, самоописательность, контролируемость, соответствие ожиданиям пользователя, толерантность к ошибкам, настраиваемость, изучаемость;
¨ стандарт ISO/IES 13407-1999 - обоснование, принципы, проектирование и реализация ориентированного на пользователя проекта;
¨ стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 - требования к практичности, понятность, обозримость, удобство использования;
¨ стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 - практичность, понятность, обучаемость, простота использования.
Использование новейших информационных технологий повышает качество работы в области стандартизации, значительно сокращает время, обеспечивает прозрачность в деятельности организаций, облегчает распространение и широкое применение международных стандартов, делая их более доступными. В режиме on-line обмен информацией практически мгновенный, а легкое тиражирование нормативных документов не снижает их качества.
Заключение
Таким образом, с поставленной целью и задачами я справилась: Нашла информацию о стандартизации в области информационных технологий, определила цели стандартизации, узнала принципы стандартизации, нашла и написала функции стандартизации.
А также система стандартов определяет пространство стандартизованных моделей информационных технологий, стандартизованный концептуальный базис области информационных технологий, а также стандартизованные языки для формализации прикладных знаний.
Масштабность, систематичность, интенсивность, научная обоснованность разработок в области стандартизации информационных технологий позволили развить систему стандартов до такого уровня, при котором именно система стандартов становится главным носителем научно-методических основ области информационных технологий, фундаментом развития информационной индустрии.
Основная роль в развитии информационного общества принадлежит международным стандартам, создаваемым на основе шести принципов, определенных Всемирной торговой организацией (ВТО): открытость, прозрачность, непредвзятость и соблюдение консенсуса, эффективность и целесообразность, согласованность и нацеленность на развитие.
.
Список использованных источников и литературы
1. https://www.vniis.ru/standartizatsiya-v-oblasti-it-tehnologij/
2.https://studref.com/397200/informatika/standartizatsiya_oblasti_informatsionnyh_tehnologiy
3. https://helpiks.org/1-90406.html
4. http://gosisis.narod.ru/otvet/26.htm
5. https://www.intuit.ru/studies/courses/3627/869/lecture/31755?page=2
6.https://studme.org/142011268868/informatika/standartizatsiya_informatsionnyh_tehnologiy
7 ГОСТ Р 1.0-2012 Стандартизация в Российской Федерации
8Метрология, стандартизация и сертификация. Год издания: 2019Авторы: Иванов И.А.,Урушев С.В., Кононов Д.П. , Воробьев А.А., Шадрина Н.Ю., Кондратенко В.Г.