СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стандартизация в области информационных технологий

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стандартизация в области информационных технологий»

Министерство образования Калининградской области

государственное автономное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»

(ГАУ КО ПОО КСТ)





ДОКЛАД


По теме: Стандартизация в области информационных технологий


Предмет: Метрология и стандартизация



Выполнил студент (ка): Перегабрина Арина Сергеевна

(Ф.И.О)



Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности:


Технология продукции общественного питания 19.02.10

(код и наименование специальности)




Преподаватель:

Овчинникова Инна Витальевна

( Ф.И.О.)









Калининград 2020




Содержание

Введение 3

1.Цели стандартизации 4

1.1Принципы стандартизации 5

1.2Функции стандартизации 6

1.3Задачи стандартизации 7

1.4Метод стандартизации 8

2.Виды стандартов 9

Заключение 13

Список использованных источников и литературы 14




Введение

Стандартизация, является инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики.

Отставание национальных систем стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия, производящие верхнюю одежду, в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем.

Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность. Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации

Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.

Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.

Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.

Переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.

Цель: Найти информацию о стандартизации в области информационных технологий

Задачи:

1.Определить цели стандартизации

2. Узнать принципы стандартизации

3.Найти и написать функции стандартизации

1. Цели стандартизации

Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм, для решения реально существующих, планируемы или потенциальных задач.

Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих:

  • безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

  • техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;

  • качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем научно-технического прогресса;

  • единство измерений;

  • экономию всех видов ресурсов;

  • безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

  • обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т.п.





















1.1Принципы стандартизации

  1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу). Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя – с другой, должны прийти к согласию, т.е. отсутствию возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон.

  2. Системность и комплексность стандартизации. Системность – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Комплексность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.

  3. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД. Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и т.д. опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

  4. Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.

  5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг). Эта цель достигается путем обеспечения соответствия требованиям стандартов, номам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов. Важное требование к стандарту – пригодность его для целей сертификации. Стандарты, содержащие четко выделенные по тексту обязательные требования и методы их объективной проверки, являются «обязательными стандартами» и отвечают указанному требованию.

  6. Принцип гармонизации. Он предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяют разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.

  7. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.

1.2 Функции стандартизации

Функция упорядочения – преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению.

Охранная (социальная) функция – обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации.

Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в НД обоснованных ограничений на расходование ресурсов.

Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни.

Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами - эталонами продукции, каталогами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации. Ссылка в договоре на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора.

Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы. Соблюдение обязательных требований НД обеспечивается, как правило, принудительными мерами экономического, административного и уголовного характера.



1.3 Задачи стандартизации

  • обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

  • - установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе, обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

  • - установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

  • - согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

  • - унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;

  • - установление метрологических норм, правил, положений и требований;

  • - нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

  • - установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения применения малоотходных технологий;

  • - создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

  • - нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);

  • - создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;

  • - содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.





1.4Метод стандартизации

Метод стандартизации – это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации. Стандартизация базируется на общенаучных и специфических методах. Наиболее широко применяемыми в работах по стандартизациями методами являются следующие:

1)параметрическая стандартизация;

2)унификация продукции;

3)агрегатирование;

4)комплексная стандартизация;

5)опережающая стандартизация.

Рассмотрим более подробно перечисленные методы.

Параметрическая стандартизация

Параметр продукции – количественная характеристика ее свойств. Наиболее важными параметрами являются характеристики, определяющие назначение продукции и условия ее использования:

·Размерные параметры (размер одежды и обуви, вместимость посуды);

·Весовые параметры (масса отдельных видов спортинвентаря);

·Параметры, характеризующие производительность машин и приборов;

·Энергетические параметры (мощность двигателя и пр.)















2 Виды стандартов

1. В зависимости от специфики объекта

1.1. Основополагающие

1.2. Стандарты на продукцию и услуги

1.2.1 Стандарты общих технических условий

1.2.2 Стандарты технических условий

1.3. Стандарты на процессы

1.4. Стандарты на методы контроля

2. В зависимости от сферы действия

2.1. Международные

2.2. Региональные (в том числе отраслевые)

2.3. Национальные

Виды стандартов в области ИТ

1. В зависимости от уровня (статуса утверждения стандарта)

1.1. Стандарты де-юре – разрабатываются и применяются официальными организациями по стандартизации.

1.2. Стандарты де-факто – широко признанные стандарты независимо от того были ли они одобрены каким-либо официальным органом по стандартизации. Такой стандарт может быть разработан какой-либо компанией или консорциумом. Стандарт де-факто ассоциируется с технологиями, аппаратными, программными средствами или программными продуктами.

Не всегда стандарты де-юре становятся стандартами де-факто.

2. В зависимости от характера установленных требований.

2.1. Базовые стандарты – стандарты, определяющие фундаментальные, общие процедуры, положения и требования, которые могут быть использованы в различных предметных областях.

2.2. Функциональные стандарты (профили) – стандарты, определяющие соответствующие подмножества или комплектации базовых стандартов, которые используются для обеспечения реализации конкретных процессов, функций и задач ИС, применимость конкретных факультативных параметров из базовых стандартов, а также являются основой для разработки аттестационных тестов для испытателей и подтверждение соответствия компонентов и средств ИТ.

Таким образом профиль – совокупность совместимых базовых стандартов с различной функциональностью, предназначенная для обеспечения потребности некоторой сферы применения.

3. В зависимости от сферы применения

3.1. Стандарты “горизонтального рынка” – стандарты, которые не зависят от области применения.

3.2. Стандарты  “вертикального рынка” – предназначены для конкретной предметной области.

Стандарты ИПИ-технологий – стандарты, направленные на обеспечение качественно нового уровня организации процессов проектирования, производства и эксплуатации сложной, наукоемкой продукции.

Стандарты OSI – стандарты, обеспечивающие переносимость программного обеспечения и информационных ресурсов с одной платформы на другую, тот или иной уровень интероперабельности программных продуктов различных поставщиков и информационных ресурсов.

Совокупности комплексов и систем стандартов – все аспекты стандартизации в области информационной технологии сосредоточены в данном комплексе стандартов

Характерной особенностью современного этапа международной стандартизации является разработка и реализация крупномасштабных проектов с учетом глобальной информатизации

В настоящее время проблемами международной стандартизации в области информационных технологий занимаются преимущественно следующие международные организации:

1. ИСО

2. МЭК

3. МСЭ

Для обеспечения взаимодействия при  разработке стандартов в сфере информационных технологий  на международном уровне совместный технический комитет образовали следующие международные организации:

1. ИСО

2. МЭК

STEP – международная  программа, направленная на разработку стандарта по обмену данными, который  обеспечивает полное описание изделия  для передачи  информации от одной системы автоматизированного программирования к другой, независимо от отрасли промышленности.

ESPRIT – региональная программа в рамках которой в странах европейского сообщества проводятся работы по стандартизации  и обеспечению качества информационных технологий.

Особенности информационной технологии как объекта стандартизации заключаются в:

1. Наличии большого количества массовых технологических процессов

2. Многообразии  объектов

3. Необходимости соблюдения авторского права

Орган стандартизации – орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнана на национальном, региональном или международном уровнях.

В зависимости от выполняемых функций выделяют следующие виды органов стандартизации:

1. рабочие

2. руководящие

3. контролирующие

К руководящим органам  по стандартизации относится федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

К рабочим органам стандартизации относятся:

1. технический комитет

2. НИИ системы Росстандарта РФ

3. отделы стандартизации, головные организации при министерствах РФ

К контролирующим органам  по стандартизации относятся территориальные

органы по стандартизации. Стандартизация в области информационных технологий направлена на повышение степени соответствия своему функциональному назначению видов информационных технологий, составляющих их компонент и процессов. При этом устраняются технические барьеры в международном информационном обмене.

Стандарты обеспечивают возможность разработчикам информационных технологий использовать данные, программные, коммуникационные средства других разработчиков, осуществлять экспорт/импорт данных, интеграцию разных компонент информационных технологий.

К примеру, для регламентации взаимодействия между различными программами предназначены стандарты межпрограммного интерфейса (один из них – стандарт технологии OLE). Без таких стандартов программные продукты были бы «закрытыми» друг для друга.

Требования пользователей по стандартизации в сфере информационных технологий реализуются в стандартах на пользовательский интерфейс, например в стандарте GUI 

Стандарты занимают все более значительное место в направлении развития индустрии информационных технологий. Более 1000 стандартов или уже приняты организациями по стандартизации, или находятся в процессе разработки. Процесс стандартизации информационных технологий еще не закончен.

Значительный прогресс достигнут в области стандартизации пользовательского интерфейса, представленного классами и подклассами:

¨ символьный (подкласс - командный);

¨ графический (WIMP, подклассы - простой, двухмерный, трехмерный);

¨ речевой (SILK);

¨ биометрический (мимический);

¨ семантический (общественный).

Выделяют два аспекта пользовательского интерфейса: функциональный и эргономический, каждый из которых регулируется своими стандартами.

Например, один из наиболее распространенных графических двумерных интерфейсов WIMP поддерживается следующими функциональными стандартами:

¨ стандарт ISO 9241-12:1998 регулирует визуальное представление информации, окна, списки, таблицы, метки, поля и др.;

¨ стандарт ISO 9241-14:1997 - меню;

¨ стандарт ISO 9241-16:1998 – прямые манипуляции;

¨ стандарт ISO/IES 10741-1:1995 и ISO/IES 10741-1:1995/Amd.1:1996 - курсор;

¨ стандарт ISO/IES 12581-(1999-2000) - пиктограммы.

Стандарты, затрагивающие эргономические характеристики, являются унифицированными по отношению к классам и подклассам:

¨ стандарт ISO 9241-110:2006 - руководящие эргономические принципы, соответствие задаче, самоописательность, контролируемость, соответствие ожиданиям пользователя, толерантность к ошибкам, настраиваемость, изучаемость;

¨ стандарт ISO/IES 13407-1999 - обоснование, принципы, проектирование и реализация ориентированного на пользователя проекта;

¨ стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 - требования к практичности, понятность, обозримость, удобство использования;

¨ стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 - практичность, понятность, обучаемость, простота использования.

Использование новейших информационных технологий повы­шает качество работы в области стандартизации, значительно со­кращает время, обеспечивает прозрачность в деятельности орга­низаций, облегчает распространение и широкое применение меж­дународных стандартов, делая их более доступными. В режиме on-line обмен информацией практически мгновенный, а легкое тиражирование нормативных документов не снижает их качества.























Заключение

Таким образом,  с поставленной целью и задачами я справилась: Нашла информацию о стандартизации в области информационных технологий, определила цели стандартизации, узнала принципы стандартизации, нашла и написала функции стандартизации.

А также система стандартов определяет пространство стандартизованных моделей информационных технологий, стандартизованный концептуальный базис области информационных технологий, а также стандартизованные языки для формализации прикладных знаний.

Масштабность, систематичность, интенсивность, научная обоснованность разработок в области стандартизации информационных технологий позволили развить систему стандартов до такого уровня, при котором именно система стандартов становится главным носителем научно-методических основ области информационных технологий, фундаментом развития информационной индустрии.

 Основная роль в развитии информационного общества принадлежит международным стандартам, создаваемым на основе шести принципов, определенных Всемирной торговой организацией (ВТО): открытость, прозрачность, непредвзятость и соблюдение консенсуса, эффективность и целесообразность, согласованность и нацеленность на развитие.





.













Список использованных источников и литературы

1. https://www.vniis.ru/standartizatsiya-v-oblasti-it-tehnologij/

2.https://studref.com/397200/informatika/standartizatsiya_oblasti_informatsionnyh_tehnologiy

3. https://helpiks.org/1-90406.html

4. http://gosisis.narod.ru/otvet/26.htm

5. https://www.intuit.ru/studies/courses/3627/869/lecture/31755?page=2

6.https://studme.org/142011268868/informatika/standartizatsiya_informatsionnyh_tehnologiy

7 ГОСТ Р 1.0-2012 Стандартизация в Российской Федерации

8Метрология, стандартизация и сертификация. Год издания: 2019Авторы: Иванов И.А.,Урушев С.В., Кононов Д.П. , Воробьев А.А., Шадрина Н.Ю., Кондратенко В.Г.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!