СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стандарты второго поколения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответ$ ствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и бла годаря которому он мог бы на основе равенства возможнос тей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полез ным членом общества» (курсив наш. — Авт.). Федеральные государственные образовательные стандарты — один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. Уста$ новление федеральных государственных образовательных стан$ дартов представляет собой конституционную норму. В ст. 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии пра$ ва на образование, говорится: «Российская Федерация уста навливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования» (курсив наш. — Авт.). Введение государственного образовательного стандарта соот$ ветствует также ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В контексте прав человека образовательный стандарт является документом, который со здает важные условия осуществления права на образование и который по своему содержанию должен соответствовать как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся об разовательной деятельностью. Государственные образовательные стандарты вводятся в си$ стему нормативно$правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании». Образовательные стандарты выступают как важнейший норма$ тивный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образова$ тельные программы. В основе стандарта лежит общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений ос$ нован на принципе взаимного согласия личности, семьи, об$ щества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей). Таким образом, стандарт приобретает характер конвенциональ$ ной нормы. С принятием стандарта не только государство мо$ жет требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Важно и то, что ученик и его родители вправе тре$ бовать от школы и государства выполнения взятых ими на се$ бя обязательств. В этом контексте стандарт — средство обеспе$ чения планируемого уровня качества образования. Будучи ста$ бильным в течение определенного диапазона времени, он в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности систе$ мы образования по их удовлетворению. Стандарты способны одновременно обеспечить преемствен$ ность и обновление системы образования лишь в случае, если они основаны на получивших широкое признание в России и в мире психологических и педагогических подходах и идеях. Именно фундаментальность подходов обеспечивает многообра$ зие и гибкость конкретных решений. Стратегическая задача развития школьного образования в на$ стоящее время заключается в обновлении его содержания, ме$ тодов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. Особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что происходящие в стране социально$эко$ номические преобразования совпали по времени с общемировы$ ми тенденциями перехода от индустриального к информацион$ ному обществу. Основные причины, выдвигающие задачу раз$ вития образования в центр государственной образовательной политики, — это поворот к личности обучаемых (развитие лич$ ности — смысл и цель современного образования) и развитие процессов глобализации. Для России как части мирового сооб$ щества это еще и новые требования формирующегося инфор$ мационного общества к системе образования. Решение этой задачи требует обеспечения инновационного сценария развития страны на долгосрочную перспективу. Эти во многом принципиально новые требования обусловле$ ны изменениями сложившихся ранее представлений о сущнос$ ти готовности человека к выполнению профессиональных функ$ ций и социальных ролей, инновационному поведению и т.д. В настоящее время деятельность человека все больше становит$ ся принципиально инновационной. Существенно сокращается значимость и сужается круг репродуктивной деятельности, свя$ занной, как правило, с использованием традиционных техноло$ гий, растет инновационная активность человека во всех областях его деятельности. Эти процессы и тенденции могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становле$ ния инновационной системы образования — системы, ориен$ тированной на новые образовательные результаты. Создание стандартов первого поколения было прежде все$ го инициировано потребностями решения актуальных в то время задач обеспечения нормативно$правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях 5 возникшей в начале 90$х гг. XX в. ситуации многообразия обра$ зовательных систем. Реальная угроза развала единого образова$ тельного пространства страны определила основное назначение стандартов того времени — сохранение единого базового ядра образования в российских школах за счет введения инвариант$ ного минимально допустимого (достаточного) уровня содержа$ ния и требований к подготовке выпускников. Надо отметить, что эту задачу стандарты первого поколения выполнили. Но вместе с тем они (во многом невольно и вопре$ ки самой идеологии их создания) стали фактором не столько стабилизации, сколько консервации школьного образования, направленного на реализацию прежних целей и задач школы, в условиях отсутствия внятной идеологии ее развития. Это и создало те противоречия, которые стали причиной их неприя$ тия со стороны части общественности, ряда учителей, рассмат$ ривавших  все версии стандартов первого поколения как тормоз в развитии инновационных процессов в школьном образовании. В условиях новых социальных реалий в России, перехода че$ ловечества к постиндустриальному, информационному этапу своего развития и экономике, основанной на информационных технологиях и знаниях, образование становится важнейшим ресурсом социальноэкономического, политического и куль турного развития страны. В начале XXI в. мир вступил в пе$ риод глобальных изменений цивилизационного масштаба. Пе$ реход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, ак$ тивизировал международную кооперацию и разделение труда. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющих ся условиях, что требует умения решать постоянно возникаю$ щие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поли культурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толе$ рантности. Признаком времени является повышенная профессиональ ная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это привело к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на про тяжении всей жизни». На первый план выходит важнейшая социальная деятель$ ность — обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей эко$ номики и нового общественного устройства. Важнейшее значе$ ние приобретают социальные эффекты, производимые обра$ зованием, — эффекты консолидации общества и формирования гражданской идентичности (национальной, общероссийской, общечеловеческой), снижение рисков социально$психологиче$ 6 ской напряженности между различными этническими и рели$ гиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и социального «миксера» и достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями. «Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концеп$ ции модернизации Российского образования», — нужны совре$ менно образованные, нравственные, предприимчивые люди, ко$ торые могут самостоятельно принимать решения... прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью... спо$ собны к сотрудничеству... обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально$экономическое процветание». Образование, таким образом, должно стать важнейшим, конкурентоспособным институтом социализации подрастаю$ щего поколения, ориентиром в достижении средствами образо$ вания идеалов социального равенства и консолидации граждан, благосостояния, стабильности и процветания России. Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной эконо$ мики, предъявляет выпускникам системы образования новые требования, которые лучше всего характеризуют слова В.В.Пу$ тина: «Свободный человек в свободной стране». Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования. Эти вызовы по$ рождают принципиально иные требования к образованию и его результатам и поэтому требуют разработки нового поколе ния стандартов. Настоящий проект концепции государственных стандартов общего образования сохраняет многие идеи, реализованные с различной степенью полноты в предшествующих проектах, и встраивает их в предлагаемую новую модель. Более того, в нем нашли свое отражение и провозглашенные, но не реализован$ ные ранее продуктивные идеи, которые имеют немалый потен$ циал для разработки стандартов нового поколения.