СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Становление и развитие системы специального образования за рубежом и в России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Становление и развитие системы специального образования за рубежом и в России»»


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»















«Методика изучения глагола в начальной школе»











Выполнила:

студентка Ш-41 группы

Смирнова Ирина















Ейск, 2022 г.

В период обучения грамоте дети получают первичные представления о глаголе. Мы пока не говорим им, что это часть речи глагол, а только находим слова, обозначающие действия. С этой целью в тетрадях по письму предусмотрены специальные задания. Например, 1 класс, тетрадь по письму, ч.3

Составь и запиши предложения. Найди слова с одинаковым корнем. Те из них, которые обозначают предмет, подчеркни синим. Те, которые обозначают действие - зелёным.

дом росла около осина. гриб под

вырос осина. подосиновик это.

После завершения периода обучения грамоте мы переходим к изучению предмета русский язык. В 1 классе предусмотрено программой изучение грамматических групп слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова- слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета; служебные слова (без дифференциации).

Например, 1 класс, учебник русского языка упражнение 21.

а) Отгадай загадку.

Ползёт, шипит живой канат,

Несёт в себе опасный яд.

б) Какие слова помогли отгадать загадку? Что они обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета?

Упражнение 23.

а) Сравни загадки об одном и том же животном. Какая его особенность подчёркивается в первой загадке? Какая во второй?

1. Весь день стрекочет и стрекочет,

Всем только голову морочит.

2. Чернее сажи, белее снега, выше дома,

ниже травы.

б) Запиши отгадку. Сколько в ней букв О? Сколько звуков [о]?


Во 2 классе программой также предусмотрено изучение глагола: значение и употребление в речи. Наблюдение изменения глаголов по родам и числам (в форме прошедшего времени). Следует отметить, что автор учебников Н.В. Нечаева предпочитает многоаспектные задания. В первой части учебника 2 класса при выполнении таких многоаспектных заданий мы подходим к теме глагол.

Например,

Встретила лиса рака и предложила ему играть в догонялки. Рак согласился. Только лиса побежала, рак за её хвост и уцепился. Лиса прибежала, а рак на хвосте висит, не отцепляется. Лиса обернулась посмотреть, где рак, а он тут же отцепился от хвоста и говорит: «А я уже давно тебя жду!»

б) Докажи, что это текст-повествование.

в) Из первых двух предложений третьего абзаца выпиши две группы родственных слов. Выдели в них приставки. Какое грамматическое значение имеют эти слова?

Во второй части учебника мы вводим термин «глагол».

Например,

а) Запиши считалочку. Выучи - пригодится!

Скачет всадник на коне,

На буланом скакуне,

Королю везёт поклон,

Передаст и выйдет вон.

б) Допиши глаголы.

Всадник (что делает?) … , … . Всадник (что сделает?) … и … .


В 3 классе изучаем следующее: глагол, значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

В учебнике 3 класса встречаются упражнения, подводящие к изучению глагола. В учебнике есть раздел «Как из слов образуются предложения». Чтобы грамотно составлять предложения, мы изменяем форму глагола: время, род, число. Здесь же мы касаемся вопроса правописания частицы не с глаголами. Упражнения также многоаспектные.

Например,

а) Образуй сложные слова. В какой группе слов происходит чередование согласных звуков, в какой - чередование полногласия с неполногласием?

1) Пахать, земля; правый, берег; коньки, бег; хлеб, печь. 2) Молоко, питаться; кровь, холод; волос, золотой.


В 4 классе изучаем глагол более подробно. Программой предусмотрено следующее:

- Глагол.

- Значение и употребление в речи.

- Неопределенная форма глагола.

- Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?», ознакомление с категорией вида глагола.

- Изменение глаголов по временам.

- Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени

(спряжение).

- Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). - Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

- Морфологический разбор глаголов (алгоритм см. в учебнике).


В учебнике 4 класса дается следующее определение:

- Глагол - часть речи, обозначающая действие (петь, беречь, отвезти) или состояние (мечтать, спать). В начальной (неопределённой) форме отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Грамматические признаки глагола:

- вид (несовершенный- что делать? петь, совершенный- что сделать? спеть),

- время (пою, буду петь, пел),

- лицо (я пою, ты поёшь, он поёт),

- число (пою- поём, буду петь- будем петь, пел- пели),

- род в прошедшем времени в единственном числе (пел, пела, пело).

- В предложении глагол обычно выполняет роль сказуемого.

Затем эти грамматические признаки глагола мы начинаем изучать подробно.


Методические рекомендации по изучению темы «Глагол»

1. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

2. Глагол имеет неопределённую форму  (н.ф). 

( Н.Ф.: не указывает на время, не изменяется по временам).

что делать?    (несовершенный вид: действие не закончено)

что сделать?  (совершенный вид: действие уже сделано, закончено или будет закончено)

Глаголы в н.ф. оканчиваются на  -ть,  -чь  или  -ти.

Суффиксы глаголов н.ф. : -ну, -а-, -и-, -е-, -о-, -ова-.

3. Глаголы изменяются по числам:

ед.ч. – спит

мн.ч. – спят

4. Глаголы изменяются по временам:

настоящее время   (обозначает действие, которое  происходит в момент речи)

что делает?  что делают?

будущее время (обозначает действие, которое будет происходить)

что сделает? что сделают?   (простое)

что будет делать? что будут делать?   (сложное)

прошедшее время (обозначает действие, которое произошло)

что делал? что сделал?

Примета глаголов в прошедшем времени - суффикс  -л-.

5. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам:

мужской род – что делал?

женский род – что делала?

средний род – что делало?

От рода глагола  зависит его окончание ( родовое ).

6. Глаголы настоящего и будущего времени спрягаются.

Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам.

7. Различают спряжения: I спр. и II спр.

К I спряжению относятся глаголы, которые в неопределённой    форме оканчиваются на  –ать, -ять, -уть, -оть, -ыть,      -еть    и глаголы-исключения: брить, стелить.

Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределённой   форме оканчиваются на – ить   и 11 глаголов-исключений:
Гнать, держать, дышать и слышать,
Смотреть, видеть, ненавидеть,
И обидеть, и вертеть,
И зависеть, и терпеть.

8. Безударные личные окончания глаголов:

I спряжение

II спряжение

лицо

ед.ч.

мн.ч.

лицо

ед.ч.

мн.ч.

1 л

-у,  -ю

-ем

1 л

- у,  -ю

-им

2 л

-ешь

-ете,  -ёте

2 л

-ишь

-ите

3 л

- ет

-ут,  -ют

3 л

-ит

-ат,  -ят

Запомните! Глаголы во 2-м л. ед. ч. (ты) всегда заканчиваются на мягкий знак, глаголы во 2-м л. мн. ч. (вы) всегда заканчиваются на Е.

9. Определить спряжение глагола можно:

по ударному окончанию глагола;

по окончанию глагола в 3 лице мн.ч.:

Образец:

1. Определить спряжение глагола кол.т

2. Ставлю глагол в 3 лицо мн.ч. (ОНИ) – колют;

3. если окончание – ут, –ют – I спряжение,

если окончание – ат, –ят – II спряжение.

3. Определяю спряжение.

1. Определить спряжение глагола кол.т

2. Ставлю в начальную форму (что делать?) - колоть.

3. Определяю, на что оканчивается глагол (выделяю глагольный суффикс) – колоть.

4.


5. Определяю спряжение (не забывайте про ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ).

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!  

Говори правильно: сеять, веять, реять, блеять, лаять, таять, чуять, затеять, кашлять, лелеять, строить, клеить.

10. Безударное окончание глагола.

От умения определять спряжение глагола зависит правописание И и Е в безударных личных окончаниях. Если I спряжение - тогда Е, если II спряжение - то И.

2 способа определения безударного окончания глагола:

I способ:

Алгоритм.

  1. Ставлю в начальную форму.

  2. Определяю на что оканчивается глагол (выделяю глагольный суффикс)

  3. Определяю спряжение.

  4. Определяю гласную в окончании глагола.

  5. Пишу букву.

Схема имеет следующий вид:

II способ:

Алгоритм.

1. Ставлю глагол в 3 лицо мн.ч. (ОНИ).

2. Если окончание – ут, –ют – I спряжение, то пишем –е;

если окончание – ат, –ят – II спряжение, то пишем –и.

11. НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме тех глаголов, которые без НЕ  не употребляютсяневолить,  ненавидеть, нездоровится, негодовать,  недомогать, недоумевать, неистовствовать.

12. В предложении глагол – сказуемое, реже – подлежащее.

Жить – Родине служить.

Хитрости (подсказка для родителей):

1. «кричать» на -ать, I спряжение, но ведь - кричИшь, так?

«молчать» на -ать, I спряжение, но ведь - молчИшь?
Ещё раз повторю: правило о безударных личных окончаниях. Глаголы «кричать» и «молчать» - имеют ударные окончания и сюда не относятся.

2. Глагол «хотеть» и «бежать» называют разноспрягаемыми, т.к. они спрягаются и как глаголы I -го спряжения, и как глаголы II спряжения:

Я

хочу

бегу

Ты

хочешь

бежишь

Он

хочет

бежит

Мы

хотим

бежим

Вы

хотите

бежите

Они

хотят

бегут

Нач. форма

хотеть

бежать