| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
«Методика изучения глагола в начальной школе»
Выполнила:
студентка Ш-41 группы
Смирнова Ирина
Ейск, 2022 г.
В период обучения грамоте дети получают первичные представления о глаголе. Мы пока не говорим им, что это часть речи глагол, а только находим слова, обозначающие действия. С этой целью в тетрадях по письму предусмотрены специальные задания. Например, 1 класс, тетрадь по письму, ч.3
Составь и запиши предложения. Найди слова с одинаковым корнем. Те из них, которые обозначают предмет, подчеркни синим. Те, которые обозначают действие - зелёным.
дом росла около осина. гриб под
вырос осина. подосиновик это.
После завершения периода обучения грамоте мы переходим к изучению предмета русский язык. В 1 классе предусмотрено программой изучение грамматических групп слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова- слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета; служебные слова (без дифференциации).
Например, 1 класс, учебник русского языка упражнение 21.
а) Отгадай загадку.
Ползёт, шипит живой канат,
Несёт в себе опасный яд.
б) Какие слова помогли отгадать загадку? Что они обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета?
Упражнение 23.
а) Сравни загадки об одном и том же животном. Какая его особенность подчёркивается в первой загадке? Какая во второй?
1. Весь день стрекочет и стрекочет,
Всем только голову морочит.
2. Чернее сажи, белее снега, выше дома,
ниже травы.
б) Запиши отгадку. Сколько в ней букв О? Сколько звуков [о]?
Во 2 классе программой также предусмотрено изучение глагола: значение и употребление в речи. Наблюдение изменения глаголов по родам и числам (в форме прошедшего времени). Следует отметить, что автор учебников Н.В. Нечаева предпочитает многоаспектные задания. В первой части учебника 2 класса при выполнении таких многоаспектных заданий мы подходим к теме глагол.
Например,
Встретила лиса рака и предложила ему играть в догонялки. Рак согласился. Только лиса побежала, рак за её хвост и уцепился. Лиса прибежала, а рак на хвосте висит, не отцепляется. Лиса обернулась посмотреть, где рак, а он тут же отцепился от хвоста и говорит: «А я уже давно тебя жду!»
б) Докажи, что это текст-повествование.
в) Из первых двух предложений третьего абзаца выпиши две группы родственных слов. Выдели в них приставки. Какое грамматическое значение имеют эти слова?
Во второй части учебника мы вводим термин «глагол».
Например,
а) Запиши считалочку. Выучи - пригодится!
Скачет всадник на коне,
На буланом скакуне,
Королю везёт поклон,
Передаст и выйдет вон.
б) Допиши глаголы.
Всадник (что делает?) … , … . Всадник (что сделает?) … и … .
В 3 классе изучаем следующее: глагол, значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
В учебнике 3 класса встречаются упражнения, подводящие к изучению глагола. В учебнике есть раздел «Как из слов образуются предложения». Чтобы грамотно составлять предложения, мы изменяем форму глагола: время, род, число. Здесь же мы касаемся вопроса правописания частицы не с глаголами. Упражнения также многоаспектные.
Например,
а) Образуй сложные слова. В какой группе слов происходит чередование согласных звуков, в какой - чередование полногласия с неполногласием?
1) Пахать, земля; правый, берег; коньки, бег; хлеб, печь. 2) Молоко, питаться; кровь, холод; волос, золотой.
В 4 классе изучаем глагол более подробно. Программой предусмотрено следующее:
- Глагол.
- Значение и употребление в речи.
- Неопределенная форма глагола.
- Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?», ознакомление с категорией вида глагола.
- Изменение глаголов по временам.
- Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение).
- Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). - Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
- Морфологический разбор глаголов (алгоритм см. в учебнике).
В учебнике 4 класса дается следующее определение:
- Глагол - часть речи, обозначающая действие (петь, беречь, отвезти) или состояние (мечтать, спать). В начальной (неопределённой) форме отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Грамматические признаки глагола:
- вид (несовершенный- что делать? петь, совершенный- что сделать? спеть),
- время (пою, буду петь, пел),
- лицо (я пою, ты поёшь, он поёт),
- число (пою- поём, буду петь- будем петь, пел- пели),
- род в прошедшем времени в единственном числе (пел, пела, пело).
- В предложении глагол обычно выполняет роль сказуемого.
Затем эти грамматические признаки глагола мы начинаем изучать подробно.
Методические рекомендации по изучению темы «Глагол»
1. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
2. Глагол имеет неопределённую форму (н.ф).
( Н.Ф.: не указывает на время, не изменяется по временам).
что делать? (несовершенный вид: действие не закончено)
что сделать? (совершенный вид: действие уже сделано, закончено или будет закончено)
Глаголы в н.ф. оканчиваются на -ть, -чь или -ти.
Суффиксы глаголов н.ф. : -ну, -а-, -и-, -е-, -о-, -ова-.
3. Глаголы изменяются по числам:
ед.ч. – спит
мн.ч. – спят
4. Глаголы изменяются по временам:
* настоящее время (обозначает действие, которое происходит в момент речи)
что делает? что делают?
* будущее время (обозначает действие, которое будет происходить)
что сделает? что сделают? (простое)
что будет делать? что будут делать? (сложное)
* прошедшее время (обозначает действие, которое произошло)
что делал? что сделал?
Примета глаголов в прошедшем времени - суффикс -л-.
5. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам:
мужской род – что делал?
женский род – что делала?
средний род – что делало?
От рода глагола зависит его окончание ( родовое ).
6. Глаголы настоящего и будущего времени спрягаются.
Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам.
7. Различают спряжения: I спр. и II спр.
К I спряжению относятся глаголы, которые в неопределённой форме оканчиваются на –ать, -ять, -уть, -оть, -ыть, -еть и глаголы-исключения: брить, стелить.
Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределённой форме оканчиваются на – ить и 11 глаголов-исключений:
Гнать, держать, дышать и слышать,
Смотреть, видеть, ненавидеть,
И обидеть, и вертеть,
И зависеть, и терпеть.
8. Безударные личные окончания глаголов:
I спряжение
II спряжение
лицо
ед.ч.
мн.ч.
лицо
ед.ч.
мн.ч.
1 л
-у, -ю
-ем
1 л
- у, -ю
-им
2 л
-ешь
-ете, -ёте
2 л
-ишь
-ите
3 л
- ет
-ут, -ют
3 л
-ит
-ат, -ят
Запомните! Глаголы во 2-м л. ед. ч. (ты) всегда заканчиваются на мягкий знак, глаголы во 2-м л. мн. ч. (вы) всегда заканчиваются на Е.
9. Определить спряжение глагола можно:
- по ударному окончанию глагола;
- по окончанию глагола в 3 лице мн.ч.:
Образец:
1. Определить спряжение глагола кол.т
2. Ставлю глагол в 3 лицо мн.ч. (ОНИ) – колют;
3. если окончание – ут, –ют – I спряжение,
если окончание – ат, –ят – II спряжение.
3. Определяю спряжение.
1. Определить спряжение глагола кол.т
2. Ставлю в начальную форму (что делать?) - колоть.
3. Определяю, на что оканчивается глагол (выделяю глагольный суффикс) – колоть.
4.
5. Определяю спряжение (не забывайте про ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ).
Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!
Говори правильно: сеять, веять, реять, блеять, лаять, таять, чуять, затеять, кашлять, лелеять, строить, клеить.
10. Безударное окончание глагола.
От умения определять спряжение глагола зависит правописание И и Е в безударных личных окончаниях. Если I спряжение - тогда Е, если II спряжение - то И.
2 способа определения безударного окончания глагола:
I способ:
Алгоритм.
Ставлю в начальную форму.
Определяю на что оканчивается глагол (выделяю глагольный суффикс)
Определяю спряжение.
Определяю гласную в окончании глагола.
Пишу букву.
Схема имеет следующий вид:
II способ:
Алгоритм.
1. Ставлю глагол в 3 лицо мн.ч. (ОНИ).
2. Если окончание – ут, –ют – I спряжение, то пишем –е;
если окончание – ат, –ят – II спряжение, то пишем –и.
11. НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме тех глаголов, которые без НЕ не употребляются: неволить, ненавидеть, нездоровится, негодовать, недомогать, недоумевать, неистовствовать.
12. В предложении глагол – сказуемое, реже – подлежащее.
Жить – Родине служить.
Хитрости (подсказка для родителей):
1. «кричать» на -ать, I спряжение, но ведь - кричИшь, так?
«молчать» на -ать, I спряжение, но ведь - молчИшь?
Ещё раз повторю: правило о безударных личных окончаниях. Глаголы «кричать» и «молчать» - имеют ударные окончания и сюда не относятся.
2. Глагол «хотеть» и «бежать» называют разноспрягаемыми, т.к. они спрягаются и как глаголы I -го спряжения, и как глаголы II спряжения:
Я
хочу
бегу
Ты
хочешь
бежишь
Он
хочет
бежит
Мы
хотим
бежим
Вы
хотите
бежите
Они
хотят
бегут
Нач. форма
хотеть
бежать