СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Становление наук о человеке

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся 8 классов содержание урока, рекомендации по выполнению самостоятельной работы и домашнего задания. 

Просмотр содержимого документа
«Становление наук о человеке»

Тема: Становление наук о человеке

Цель: познакомить учащихся с основными этапами становления наук, изучающих человека.


Содержание урока

I. Актуализация знаний

Вопросы:

1. Что вам известно о древней греко-римской культуре?

2. С какими именами она связана?

3. Почему эпоха Возрождения получила такое название?

II. Изучение нового материала

1. Этапы становления наук, изучающих человека (записать в тетрадь):

1. Первобытные врачеватели. Археологические находки, подтверждающие заботу древних людей о раненых и искалеченных собратьях.

2. Древняя греко-римская культура и вклад ее ученых в изучение организма человека (Гераклит, Гиппократ, Гален).

3. Эпоха Возрождения. Становление анатомии человека (Леонардо да Винчи, А. Везалий).

4. Первые исследования физиологических процессов. Становление физиологии (У. Гарвей, Р. Декарт).

5. Современный этап в развитии анатомии, физиологии и гигиены (Луи Пастер, И. Сеченов, И. Павлов, И. Мечников),

2. Сообщения учащихся об ученых, внесших значительный вклад в изучение организма человека, сопровождающееся презентациями. По ходу выступлений учащиеся заполняют таблицу.




Таблица «Ученые и их достижения в изучении человека

Ученый

Достижения в изучении человека

1.

Гераклит


2.

Аристотель


3.

Гиппократ


4.

Клавдий Гален


5.


Людей всегда интересовали проблемы жизни и смерти, способы борьбы с недугами, сохранение здоровья и долголетия, отличие живого от неживого. Вначале считалось, что здоровьем человека, его поступками, жизнью и смертью управляют боги. Но уже на рубеже VI и V веков до нашей эры греческий мыслитель Гераклит (конец VI – начало V века до нашей эры) высказал мысль, что организмы развиваются по законам природы и, познав их, можно использовать эти законы на благо людей. Гераклит считал, что мир непрерывно меняется. Ему принадлежит крылатая фраза: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!»

Великий греческий мыслитель Аристотель (384-322 до нашей эры) много лет занимался сравнением органов животных и человека, изучал их развитие. Он обратил внимание на то, что любое живое существо отличается от неживых тел четкой и строгой организацией. Именно он ввел термин «организм», происходящий от слова «организация».

Аристотель первым из мыслителей понял, что душевная деятельность человека есть свойство его тела и существует до тех пор, пока живет тело. Теперь мы знаем, что душевная деятельность связана со свойством мозга получать, обрабатывать и использовать информацию для удовлетворения потребностей организма. Жизнь любого существа невозможна без информации о состоянии окружающей среды.

Для развития медицины и гигиены много сделал известный медик античности Гиппократ (около 460 – около 377 до нашей эры). Он одним из первых стал изучать влияние на здоровье людей природных факторов: воды, пищи, земли, на которой выращивают продукты, температуру и влажность воздуха. Ему удалось найти причины болезней, в которых виноваты сами люди.

Продолжателем идей Гиппократа был известный римский врач Клавдий Гален (130-200 нашей эры). Он вскрывал домашних и диких животных и тщательно описывал их органы. Подробно изучив строение костей, мышц и суставов обезьяны, Гален предположил, что человек устроен сходным образом. Галену принадлежат многие работы о функциях органов.

Изучение человека в эпоху Возрождения

Идеология, сложившаяся в средневековье, мало способствовала развитию науки. Пробуждение началось лишь в XIV – XVII веках нашей эры. Этот период вошел в историю под названием Возрождение. Большой вклад в изучение человека был сделан великим итальянским художником и ученым Леонардо да Винчи (1452-1519). Он тщательно изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека. При этом каждую его часть он изображал с разных сторон, что давало возможность воспринимать органы в разных ракурсах (рисунок 1 «Анатомические рисунки Леонардо да Винчи» на странице 10 учебника).

Анатомические рисунки выполнялись и другим великим итальянским художником – Рафаэлем Санти (1483-1520). Он считал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе.

Большой вклад в медицинскую науку был сделан бельгийцем Андреасом Везалием (1514-1564), учившимся во Франции и преподававшем в Италии. Он точно описал и с помощью учеников-художников изобразил внутренние органы человеческого тела и скелет (рисунок 2 «Скелет стоящего человека (из сочинения Везалия)» на странице 11 учебника). В частности он установил, что левый и правый желудочки человеческого сердца не сообщаются между собой.

Однако решающий вклад в понимание основных законов движения крови был сделан английским ученым Уильямом Гарвеем (1587-1657), открывшим два круга кровообращения: малый и большой.

Заслуга Гарвея состояла и в том, что он впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем.

Огромное значение для развития физиологии имело открытие рефлекса, сделанное французским философом Рене Декартом в первой половине XVII столетия. Впоследствии оно было развито трудами русских ученых Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905), и Ивана Петровича Павлова (1849-1936).

Развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала XIX века до наших дней

Развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала XIX века до наших дней ознаменовалось большими открытиями. Изобретение оптического, а затем и электронного микроскопа позволило изучить строение клеток и тканей на субмолекулярном уровне; создание электронных приборов дало возможность установить природу нервного импульса, электрохимического сигнала, передающего информацию по нервным каналам связи; проникнуть в тайны работы мозга. Успехи экспериментальной гигиены позволили найти надежные методы борьбы с инфекционными болезнями и искоренить многие из них.

Медикам и химикам удалось разработать целый класс эффективных лекарств, в том числе антибиотики и победить многие опасные болезни. Успехи в области иммунологии – науки о защитных силах организма – позволили создать эффективные предупредительные прививки против ряда опасных инфекционных болезней. Большой вклад в развитие науки об иммунитете был сделан французским ученым Луи Пастером и нашим соотечественником Ильей Ильичем Мечниковым. Благодаря развитию иммунологии и хирургической техники стали возможны операции по пересадке органов.

III. Закрепление и рефлексия

Вопросы:

1. Как представлял Гераклит происходящие в природе процессы?

2. Кому из ученых принадлежит термин «организм»? Какое свойство живой природы было отмечено в этом названии?

3. Как решил Аристотель проблему души и тела?

4. Кто из античных философов впервые заинтересовался проблемами гигиены и охраны здоровья?

5. Какой вклад в науку о кровообращении внесли Везалий и Гарвей.

6. Как отразились успехи техники на развитие анатомии, физиологии и медицины?

7. Подумайте, с какими трудностями было связано становление наук анатомии и физиологии?

8. Какие методы изучения организма человека использовались в древние и средние века?

IV. Запишите вывод по уроку

V. Домашнее задание

1. Параграф 2 на страницах 9-12 учебника (или страницы 21-30 старого учебника).

2. Вопросы 1-6 на странице 12 учебника (и вопросы 1-7 на странице 30 старого учебника).

3. Закончить заполнение таблицы «Ученые и их достижения в изучении человека».

4. Словарь: Гераклит, Аристотель, Гиппократ, Клавдий Гален, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Андреас Везалий, Уильям Гарвей, Луи Пастер, Илья Мечников.

5. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовить сообщение и презентацию об одном из ученых, внесшем значительный вклад в изучение человека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!