Урок биологии человека – 8 класс
Становление наук
о человеке
Разработан преподавателем биологии: Колесниковой Л.А.
- Охота на животных обеспечивала пропитание и информацию о строении животных.
- Первобытные врачеватели владели и приемами оперативного лечения.
Основатели науки о человеке
Ученый
Время жизни
Основные идеи, вклад в науку
Алкмеон
(V в. до н. э.) древнегреческий врач, философ Кротонской школы; впервые вскрывал животных для познания строения человеческого тела.
Гераклит
(VI—V вв. до н. э.) - греческий мыслитель считал, что организмы развиваются по законам природы, а мир непрерывно меняется.
«В одну и ту же реку нельзя
войти дважды!»
Гиппократ
(около 460 до н. э., остров Кос — около 377 до н. э.) древнегреческий врач, «отец медицины», которая выделилась из философии в отдельную науку.
Аристотель
(384 г. до н. э., Стагир — 322 г. до н. э., Халкида) — древнегреческий философ и учёный. Ввел название «аорта». Отметил общие черты сходства человека с животными и заложил основы описательной и сравнительной анатомии
Клавдий Гален
(129 или 131 — около 200 лет н.э.) — античный медик. Впервые начал изучать функции органов. Изучал нервную систему. Его трудами пользовались 14 веков. Его рецепты до сих пор применяют, а лекарства носят название «галеновых препаратов».
Абу Али Хусайн ибн Абдаллах
ибн Сина (Авиценна)
(16 августа 980 — Хамадан, 18 июня 1037 г н. э.)
Среднеазиатский ученый, врач, математик, поэт. Изучал физиологию и анатомию человека. Предположил, что болезнь вызывается невидимыми организмами. Его «Канон врачебной науки» в течение 5 веков считался важнейшим учебным руководством.
Парацельс
(Филип Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (Гогенгейм))
(1499 – 1541 гг) - Врач эпохи Возрождения. Считал, что болезнь вызывается возбудителем. Применял в лечении простые лекарственные средства. Рекомендовал естественные средства лечения: свежий воздух, покой, диету, минеральные воды.
Леонардо да Винчи
(1452- - 1519 гг) – великий итальянский художник и естествоиспытатель. Основоположник пластической анатомии, описал строение скелета, классифицировал мышцы по величине и форме.
Ли Ши-Чжэнь
(1518- - 1592гг) – Китайский врач. Изучал действие растительных, животных и минеральных лекарств на человека. Из 12 тысяч рецептов, описанных им, в книге «Основные положения фармакологии», некоторые до сих пор применяются.
Андреас Везалий
( 1514 – 1654гг) – Итальянский врач и естествоиспытатель. В Трактате «О строении человеческого тела» детально описал скелет человека и исправил ошибки Галена. Медики пользовались его учебным пособием два века.
Уильям Гарвей
(1578-1657 гг) – Английский врач. Доказал движение крови по замкнутому кругу, а также – то, что сердце – центральная точка в кровообращении.
Луиджи Гальвани
( 1787 – 1796 гг) – Итальянский физик. Анатом и физиолог. Один из создателей учения об электричестве. Выявил наличие электрических явлений в тканях животных. Основоположник электрофизиологии.
Луи Пастер
(1822 – 1895 гг) – Великий французский химик, основоположник науки микробиологии. Доказал, что болезни вызываются микробами, попавшими в организм. Разработал методы предупредительных прививок.
Пирогов
Николай Иванович
(1810-1881 гг) – Русский ученый и хирург. Основоположник экспериментальной анатомии и военно-полевой хирургии. Впервые применил гипсовые повязки, эфир для наркоза в полевых условиях, использовал йод и спирт при обработке ран. Его имя носит 2-1 Московский медицинский институт.
Сеченов
Иван Михайлович
Врач и ученый, основоположник русской школы физиологов. Доказал, что психическая жизнь человека – результат деятельности клеток головного мозга. Его имя носит Московская медицинская академия.
Мечников
Илья Ильич
(1845-1916 гг) – Русский врач и ученый, академик, работал в Пастеровском институте в Париже. Показал, какими защитными силами обладает организм. Автор фагоцитарной теории иммунитета.
Павлов
Иван Петрович
(1849-1936 гг) – Выдающийся русский ученый. Изучал физиологию пищеварения, ВНД животных и человека. Выявил механизмы возникновения условных рефлексов. Доказал, что сознание и способность к мышлению связаны с развитием мозга и второй сигнальной системы.
Боткин
Сергей Петрович
( 1832-1889гг) - Русский врач-терапевт. Создал учение о том, что организм – единое целое, а ведущую роль играет нервная система.
Ухтомский
Алексей Алексеевич
( 1875-1942гг) – Известный физиолог, академик. Создал учение о доминанте, одном из общефизиологических принципов, определяющих деятельность нервной системы.
Бурденко
Николай Нилович
( 1876-1946 гг) – Русский хирург, академик. Один из основоположников нейрохирургии. Создатель хирургический школы экспериментального направления. Разработал операции на спинном мозге.
- Современные ученые продолжают открывать все новые методы борьбы с заболеваниями, для сохранения здоровья и жизни человека.
- Анатомия человека – наука, изучающая строение человеческого тела, органов и систем.
- Физиология человека – наука, изучающая функции человеческого организма и его органов.
- Психология – наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства человека.
- Гигиена – отрасль медицины, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека.
Закрепление материала
- Задание : С помощью материалов учебника параграфа 1 ответьте на вопросы:
- 1. Что изучают анатомия и физиология, каковы их методы?
- 2. Каковы содержание и методы гигиены и психологии?
- 3. Что сближает человека с другими живыми организмами и что отличает его от них?
- 4. Почему анатомию и физиологию человека мы относим к биологическим дисциплинам, а психологию и гигиену — к биосоциальным?
Домашнее задание:
- § § 1-2 прочитать.
- По желанию подготовить сообщения о жизни и деятельности ученых древности, связанных с развитием наук о человеке.
Счастливого дня!