СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Становление личности в коллективе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: проблемы развития личности в школьном коллективе, применение и методов воспитания, их неразрывная связь, могут решиться при условии моделирования системы взаимоотношений в условиях коллектива.

?

 

Просмотр содержимого документа
«Становление личности в коллективе»

\



Создание оптимальных условия для становления и

образования личности в коллективе.


О личности сказано много и известными философами, и историками,и педагогами. Известно, что личностью не рождаются, личностью – становятся. Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.

Для ребенка школа и все, что с ней связано, является единственным источником его радостей и разочарований, его успехов и неудач. Именно школа и классный руководитель являются определяющим фактором в развитии личности ребенка, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в школе. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех и в жизни

Человек, как известно, живет и действует не сам по себе, а в коллективе и формируется как личность под влиянием коллектива. В коллективе и под его влиянием складываются черты направленности и воли человека, организуется его деятельность и поведение, создаются условия для развития его способностей. Именно школа занимает огромное место в формировании личности.

Основная цель работы школа опирается на три основные функции: социализация личности (под которой понимается приобщение индивида к культуре, ее ценностям и нормам); подготовка к продолжению образованию, к получению профессионального образования; и индивидуализация личности (под которой понимается выявление индивидуальности обучающихся. .Т.е формирование социальных компетентностей связанных с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях) является главным в работе классного руководителя при

Сценарий развития личности зависит от ее готовности к самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности. Первая проблема это традиционная - проблема самопознания и самоопределения, связанная с выборов ценностных ориентиров. Перед каждым ребенком стоит проблема- кто я? Я принадлежу к какой-то группе, к коллективу или я сам по себе? Отсутствие признанных обществом детских и молодежных организаций увеличивают опасность конформизма, утраты индивидуальности в условиях группового давления. (Не секрет, что приводя ребенка в любой коллектив родители опасаются давления неформальных лидеров с ассоциативным поведением.)

Не каждый ребенок может реализовать себя в учебе. Кто то реализует себя в дополнительном образовании, кто –то вышедши на улицу сразу же чувствует себя лидером, а кто -то только дома может почувствовать себя личностью. Вот и встает перед учителем проблема- как же помочь ребенку почувствовать себя полноценной личностью.

Большой потенциал несут уроки, где ребенок может проявить себя с другой стороны. Это уроки технологии, рисования, уроки мастерства, участие учеников в праздничных мероприятиях. Т.е там, где ученик существенно расширяет знания о творческих возможностях человека, но и создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей. В ряде случаев творчество становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижений в этой области. Мы можем привести несколько примеров из своей работы- ребенок, которого не слышно и не видно в школе раскрывает себя с другой стороны, с той о которой инисто не догадывался. Так, например, Малика, раскрыла в себе актерские таланты во время выступления на школьном конкурсе «Утренняя звезда». Учителя школы были удивлены, зная её как застенчивого и мало инициативного ребенка. Другой ученик, который славится в классе своим ассоциативным поведение в школе, изменился в глазах других учеников, педагогов, которые увидели работы ребенка и его отношение к работе.

На становлении личности ученика в классе определенным образом влияет коллектив, и взаимоотношения среди этого маленького социума, причем только положительного, должно быть у учителя самым главным оружием. Вы все уже, (особенно педагоги с многолетним стажем) заметили, что новое поколение детей отличается независимостью суждений, ростом самоуважения, чувством собственного достоинства. Но, к сожалению, нередко мы требуем от детей безусловного подчинения, принятия ценностей старшего поколения, не желая считаться, что личностный смысл многих событий воспринимается детьми и взрослыми по разному. Т.е. решение должно быть «с двух сторон»- и взрослыми и детьми, которые должны найти свою линию поведения. Пример был из моей практики. Когда в классе среди девочек образовалась лидерская четверка. Каждая из них пыталась навязать только свои правила, поэтому конфликтная ситуация, выходила из рамок норм поведения. Беседы с девочками беседы с родителями, которые только усугубляли ситуацию, не приводили к положительному результату. Здесь на помощь пришло решение, которое мы сделали ранее. Творческая, коллективная деятельность поможет развитию личности. «Четверку» назначили быть ответственными за подготовку к празднику. Коллектив класса не захотел принять конфликтную «четверку»,т.к они не могли придти к единому мнению. Успех данного метод почувствовался после того, когда под руководством учителя был принят единый сценарий, распределена роль каждой. Праздник прошел строго по сценарию.

Главный упор в создании модели делается на саморазвитие человека, развитие инициативы через воспитательную работу и дополнительное образование посредством организации ученического самоуправления в классе «Непоседы»

Исходя из особенностей воспитательной работы, предусматривающей через ученическое самоуправление научиться быть лидером, видеть перспективу своего собственного дела, уметь отвечать за свои поступки, оставаясь при этом нравственным человеком. Выбор и работа актива класса, работа по сплочению коллектива, которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного коллектива.

Итак, мы пришли к тому, что именно коллектив обладает огромной силой воздействия, способной перевоспитать и делать полезными членами общества даже казалось неисправимых людей. Не случайно на использовании огромной

силы воздействия коллектива, построена педагогика. (Например, в теоретическую и практической разработку внес большой вклад выдающийся педагог А.С. Макаренко).

Поэтому учитель должен уметь:

1) анализировать педагогическую ситуацию в условиях коллектива класса;
2) владеть основами психологии;
3) устанавливать контакт с коллективом учащихся;
4) наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
5) прогнозировать развитие своих учащихся;
6) моделировать систему взаимоотношений в условиях коллектива класса;

Взаимоотношения отдельных членов в коллективе секций очень сложные и многообразные - здесь и деловые отношения, и личные (типа симпатии и антипатии, дружбы или вражды и т. д.) Личность занимает определенное место в системе отношений, пользуется разной степенью авторитета, популярности, в разной степени влияют на других членов. Большое значение имеет самооценка члена группы, уровень его притязаний (т.е. на какую роль претендует личность в группе на основании самооценки. Ведь в случае расхождения самооценки и оценки со стороны других членов группы часто возникают конфликты. Конфликты возможны и в случае, если уровень притязаний члена группы слишком высок и не соответствует его объективному положению в коллективе (тогда этот член коллектива чувствует себя ущемленным, считает, что его недооценивают). Все эти тонкости должен чувствовать и знать педагог. Только хорошо зная коллектив, и тонко чувствуя взаимоотношения в нем, педагог может опираться на коллектив в воспитательной работе.


Список литературы 1.Кузнецова Н. А. Формирование личностных компетенций учащихся;:  Серия: ФГОС. Духовно-нравственное развитие; Учитель, 2014 2. Романова Е.А, научный сотрудник ИНИМ РАО Формирование социальных и личностных компетенций у современных дошкольников и младших школьников // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-320012.html 3. Программа индивидуального развития для начальных классов «Я Личность» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: - http://videouroki.net/filecom.php?fileid 4.Процесс социализации личности-// [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.psyhodic.ru/ 5.Концепция воспитательной системы класса: "Становление личности ребенка в начальной школе// [Электронный ресурс] / Режим доступа: "- http://festival.1september.ru/articles/412315/

6.Макаренко А.С. О воспитании. М. 1988.

7.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. (1 – 4 кл.) М. 2003.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!