Урок- проект
Сегодня мы будем
учиться видеть старо-
славянские слова.
У них есть свои приметы
- В современном русском языке очень много слов, заимствованных из других языков
- Как вы думаете, из каких языков пришли самые древние заимствования?
- Из греческого, латинского, старославянского
- С чем это было связано?
- С тем, что письменный язык формировался на основе этих языков
Решите языковую задачку
Река Смородина, знакомая вам не только по былинам, но и по сказкам, не конкретное географическое название. Это река эпическая, зловещая. Что означает её название?
Смородина - Смрадная
Внимательно прослушайте пролог к поэме А.С. Пушкина « Руслан и Людмила» Какие чувства и мысли рождает отрывок? В какой мир мы попадаем? О чём хочется сказать и почему?
Определите лексическое значение слов и запишите в скобках .На ваш взгляд, чем интересны эти слова.
- Прах( Порох(
- Гражданин( горожанин (
- Среди этих слов есть старославянские слова. Можете ли вы их назвать?
- Прах - то же ,что пыль. 2) То, что тленно
- Порох - взрывчатое вещество для изготовления зарядов огнестрельного оружия.
- Горожанин - житель города.
- Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными государством.
Проблематизация
- Я не знаю, что такое…
- Я хочу узнать , что такое…
- Проблема: как определить,
- Тема урока : « Старославянские слова и их …»
Проблематизация
- Я не знаю, что такое…
- Я хочу узнать , что такое…
- Проблема: как определить, какие слова являются старославянскими
- Тема урока : « Старославянские слова и их отличительные черты»
Гипотеза
- Мы думаем, что старославянизмы- это …
Карточка для работы в группе
- Сформулируйте цель к уроку и запишите её на листок
- Цель:
Определите задачи ( « шаги для -достижения цели»)
1.
2.
3.
4.
Карточка для работы в группе
- Сформулируйте цель к уроку и запишите её на листок
- Цель: определить особенности старославянизмов
Определите задачи ( « шаги для достижения цели»)
- прочитать лингвистический текст;
- - найти определение и характерные черты;
- заполнить таблицу, приводя примеры;
- найти примеры в прологе поэмы;
- - выступить с представлением итогового продукта;
- проанализировать деятельность на уроке.
Итоговый продукт
- Выступление на тему
- 1. « Старославянские слова и их отличительные особенности» .
- 2. Таблица « Особенности старославянских и исконно русских слов»
Карточка для работы в группе
- Чтение лингвистического текста
- - Что вы узнали? Запишите главное.
1 . Русский язык- славянский язык.
2. Старославянизмы- заимствованные слова, появившиеся на Руси в 10 веке с принятием христианства.
3. Характерная черта- неполногласие. Приведение примеров.
Заполнение таблицы с использованием упр №277 и выписывание старославянизмов из Пролога
- Старославянизмы
- Характерные черты
- Исконно русские слова
- Характерные черты
- Старославянизмы
- 1. Неполногласие (ра, ле,ро)- злато
- 2. Начальные ра-ла ( ладья)
- 3.Слова начинаются с А
- Исконно русские слова
- 1. Полногласие
- ( оро,оло, ере)- золото
- 2. Начальные( ро-ло)- лодка
- 3. Слова начинаются с Я ( ягнёнок)
- 4. Сочетания ж,ч ( невежа)
- 5. Под ударением Ё
- напёрсток
(агнец)
4.Сочетания жд,ш ( невежда)
5. Под ударением Е
( перст)
Анализ деятельности. Рефлексия.
- - Мы знаем, как определить старославянизмы
- - Мы составили таблицу и привели примеры
- Подчеркните старославянизмы . ( Брада- борода, ворог - враг , полон- плен , врата - ворота, шлем- шелом, голос- глас , берег - брег )
- 0 ошибок- «5»
- 1-2 ошибки- «4»
- 3 ошибки-»3»
- 4 ошибки-»2»
Рефлексия
- Закончив проект, я могу сказать, что всё из того, что задумано, получилось, например,… я узнал..
- Это произошло , потому что..
- Если бы я начал работу заново, я бы..
- Я решил проблему своего проекта, так как..
- Работа над проектом показала мне, что..
- -Самый интересный этап урока?
- _ Какие из поставленных задач реализовали?
- Что не получилось?
- Почему?
I . Выпишите однокоренные слова-братья. Выделите чередующиеся сочетания звуков. Например, ворота – вратарь.
Огород, страна, платье, согласный (звук), полотно, молоко, середина, голос, младенец, шлем, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, ошеломить, млекопитающее.
II. Предлагаем вам еще несколько слов, а вы:
а) подберите к ним слова с неполногласными сочетаниями:
сторож, молодой, короткий, золото, берег, оборона, дерево;
б) теперь подберите пары с полногласными сочетаниями к следующим словам:
прохлада, небрежный, жребий, глава, кладезь, храм, здравие.
Можно ли сказать: Царские хоромы охраняет сторож? Почему?
20
Вспомните строчки из вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»: «И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных…». Как выходят витязи? Подберите однокоренные слова, поясняющие слово «чредой».
Чредой – старосла-
вянизм с неполно-
гласием. Исконно рус-
ский эквивалент –
«чередой», то есть
друг за другом. Одно-
коренные слова «чере-
доваться», «очередь»,
«чередование». Здесь
чередуются звуки
ере//ре
60
- Расшифруйте фразеологизмы:
- Знать на ять
- Прописать ижицу
- Стоять фертом
- Сперва аз да буки, а потом и науки
- От аза до ижицы
- Столы были расставлены покоем
- Поставить все точки над i
- Знать досконально, на отлично
- Проучить как следует наказать
- Стоять руки в боки
- Сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками
- От начала до конца
- Буквой П
- Закончить всё до мелочей, прояснить