СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Старославянские слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены основные различия старославянских слов от современных.

Просмотр содержимого документа
«"Старославянские слова"»

Урок- проект

Урок- проект

Сегодня мы будем учиться видеть старо- славянские слова. У них есть свои приметы В современном русском языке очень много слов, заимствованных из других языков Как вы думаете, из каких языков пришли самые древние заимствования? Из греческого, латинского, старославянского С чем это было связано? С тем, что письменный язык формировался на основе этих языков

Сегодня мы будем

учиться видеть старо-

славянские слова.

У них есть свои приметы

  • В современном русском языке очень много слов, заимствованных из других языков
  • Как вы думаете, из каких языков пришли самые древние заимствования?
  • Из греческого, латинского, старославянского
  • С чем это было связано?
  • С тем, что письменный язык формировался на основе этих языков
 Решите языковую задачку Река Смородина, знакомая вам не только по былинам, но и по сказкам, не конкретное географическое название. Это река эпическая, зловещая. Что означает её название? Смородина - Смрадная

Решите языковую задачку

Река Смородина, знакомая вам не только по былинам, но и по сказкам, не конкретное географическое название. Это река эпическая, зловещая. Что означает её название?

Смородина - Смрадная

Внимательно прослушайте пролог к поэме А.С. Пушкина « Руслан и Людмила»  Какие чувства и мысли рождает отрывок? В какой мир мы попадаем? О чём хочется сказать и почему?

Внимательно прослушайте пролог к поэме А.С. Пушкина « Руслан и Людмила» Какие чувства и мысли рождает отрывок? В какой мир мы попадаем? О чём хочется сказать и почему?

Определите лексическое значение слов и запишите в скобках .На ваш взгляд, чем интересны эти слова. Прах( Порох( Гражданин( горожанин ( Среди этих слов есть старославянские слова. Можете ли вы их назвать?

Определите лексическое значение слов и запишите в скобках .На ваш взгляд, чем интересны эти слова.

  • Прах( Порох(
  • Гражданин( горожанин (
  • Среди этих слов есть старославянские слова. Можете ли вы их назвать?
Прах - то же ,что пыль. 2) То, что тленно Порох - взрывчатое вещество для изготовления зарядов огнестрельного оружия. Горожанин - житель города. Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными государством.
  • Прах - то же ,что пыль. 2) То, что тленно
  • Порох - взрывчатое вещество для изготовления зарядов огнестрельного оружия.
  • Горожанин - житель города.
  • Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными государством.
Проблематизация Я не знаю, что такое… Я хочу узнать , что такое… Проблема: как определить, Тема урока : « Старославянские слова и их …»

Проблематизация

  • Я не знаю, что такое…
  • Я хочу узнать , что такое…
  • Проблема: как определить,
  • Тема урока : « Старославянские слова и их …»
Проблематизация Я не знаю, что такое… Я хочу узнать , что такое… Проблема: как определить, какие слова являются старославянскими Тема урока : « Старославянские слова и их отличительные черты»

Проблематизация

  • Я не знаю, что такое…
  • Я хочу узнать , что такое…
  • Проблема: как определить, какие слова являются старославянскими
  • Тема урока : « Старославянские слова и их отличительные черты»
 Гипотеза Мы думаем, что старославянизмы- это …

Гипотеза

  • Мы думаем, что старославянизмы- это …
Карточка для работы в группе Сформулируйте цель к уроку и запишите её на листок Цель: Определите задачи ( « шаги для -достижения цели») 1. 2. 3. 4.

Карточка для работы в группе

  • Сформулируйте цель к уроку и запишите её на листок
  • Цель:

Определите задачи ( « шаги для -достижения цели»)

1.

2.

3.

4.

Карточка для работы в группе Сформулируйте цель к уроку и запишите её на листок Цель: определить особенности старославянизмов Определите задачи ( « шаги для достижения цели») прочитать лингвистический текст; - найти определение и характерные черты; заполнить таблицу, приводя примеры; найти примеры в прологе поэмы; - выступить с представлением итогового продукта; проанализировать деятельность на уроке.

Карточка для работы в группе

  • Сформулируйте цель к уроку и запишите её на листок
  • Цель: определить особенности старославянизмов

Определите задачи ( « шаги для достижения цели»)

  • прочитать лингвистический текст;
  • - найти определение и характерные черты;
  • заполнить таблицу, приводя примеры;
  • найти примеры в прологе поэмы;
  • - выступить с представлением итогового продукта;
  • проанализировать деятельность на уроке.

Итоговый продукт Выступление на тему 1. « Старославянские слова и их отличительные особенности» . 2. Таблица « Особенности старославянских и исконно русских слов»

Итоговый продукт

  • Выступление на тему
  • 1. « Старославянские слова и их отличительные особенности» .
  • 2. Таблица « Особенности старославянских и исконно русских слов»
Карточка для работы в группе Чтение лингвистического текста - Что вы узнали? Запишите главное.  1 . Русский язык- славянский язык. 2. Старославянизмы- заимствованные слова, появившиеся на Руси в 10 веке с принятием христианства. 3. Характерная черта- неполногласие. Приведение примеров.

Карточка для работы в группе

  • Чтение лингвистического текста
  • - Что вы узнали? Запишите главное.

1 . Русский язык- славянский язык.

2. Старославянизмы- заимствованные слова, появившиеся на Руси в 10 веке с принятием христианства.

3. Характерная черта- неполногласие. Приведение примеров.

Заполнение таблицы с использованием упр №277 и выписывание старославянизмов из Пролога Старославянизмы Характерные черты Исконно русские слова Характерные черты

Заполнение таблицы с использованием упр №277 и выписывание старославянизмов из Пролога

  • Старославянизмы
  • Характерные черты
  • Исконно русские слова
  • Характерные черты
Старославянизмы 1. Неполногласие (ра, ле,ро)- злато 2. Начальные ра-ла ( ладья) 3.Слова начинаются с А Исконно русские слова 1. Полногласие  ( оро,оло, ере)- золото 2. Начальные( ро-ло)- лодка 3. Слова начинаются с Я ( ягнёнок) 4. Сочетания ж,ч ( невежа) 5. Под ударением Ё напёрсток (агнец) 4.Сочетания жд,ш ( невежда) 5. Под ударением Е ( перст)
  • Старославянизмы
  • 1. Неполногласие (ра, ле,ро)- злато
  • 2. Начальные ра-ла ( ладья)
  • 3.Слова начинаются с А
  • Исконно русские слова
  • 1. Полногласие
  • ( оро,оло, ере)- золото
  • 2. Начальные( ро-ло)- лодка
  • 3. Слова начинаются с Я ( ягнёнок)
  • 4. Сочетания ж,ч ( невежа)
  • 5. Под ударением Ё
  • напёрсток

(агнец)

4.Сочетания жд,ш ( невежда)

5. Под ударением Е

( перст)

Анализ деятельности. Рефлексия. - Мы знаем, как определить старославянизмы - Мы составили таблицу и привели примеры Подчеркните старославянизмы . ( Брада- борода, ворог - враг , полон- плен , врата - ворота, шлем- шелом, голос- глас , берег - брег ) 0 ошибок- «5» 1-2 ошибки- «4» 3 ошибки-»3» 4 ошибки-»2»

Анализ деятельности. Рефлексия.

  • - Мы знаем, как определить старославянизмы
  • - Мы составили таблицу и привели примеры
  • Подчеркните старославянизмы . ( Брада- борода, ворог - враг , полон- плен , врата - ворота, шлем- шелом, голос- глас , берег - брег )
  • 0 ошибок- «5»
  • 1-2 ошибки- «4»
  • 3 ошибки-»3»
  • 4 ошибки-»2»
Рефлексия Закончив проект, я могу сказать, что всё из того, что задумано, получилось, например,… я узнал.. Это произошло , потому что.. Если бы я начал работу заново, я бы.. Я решил проблему своего проекта, так как..  Работа над проектом показала мне, что..

Рефлексия

  • Закончив проект, я могу сказать, что всё из того, что задумано, получилось, например,… я узнал..
  • Это произошло , потому что..
  • Если бы я начал работу заново, я бы..
  • Я решил проблему своего проекта, так как..
  • Работа над проектом показала мне, что..
-Самый интересный этап урока? _ Какие из поставленных задач реализовали? Что не получилось? Почему?
  • -Самый интересный этап урока?
  • _ Какие из поставленных задач реализовали?
  • Что не получилось?
  • Почему?
I . Выпишите однокоренные слова-братья. Выделите чередующиеся сочетания звуков. Например, ворота – вратарь. Огород, страна, платье, согласный (звук), полотно, молоко, середина, голос, младенец, шлем, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, ошеломить, млекопитающее. II. Предлагаем вам еще несколько слов, а вы: а) подберите к ним слова с неполногласными сочетаниями: сторож, молодой, короткий, золото, берег, оборона, дерево; б) теперь подберите пары с полногласными сочетаниями к следующим словам: прохлада, небрежный, жребий, глава, кладезь, храм, здравие.   Можно ли сказать: Царские хоромы охраняет сторож? Почему?

I . Выпишите однокоренные слова-братья. Выделите чередующиеся сочетания звуков. Например, ворота – вратарь.

Огород, страна, платье, согласный (звук), полотно, молоко, середина, голос, младенец, шлем, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, ошеломить, млекопитающее.

II. Предлагаем вам еще несколько слов, а вы:

а) подберите к ним слова с неполногласными сочетаниями:

сторож, молодой, короткий, золото, берег, оборона, дерево;

б) теперь подберите пары с полногласными сочетаниями к следующим словам:

прохлада, небрежный, жребий, глава, кладезь, храм, здравие.

  Можно ли сказать: Царские хоромы охраняет сторож? Почему?

20 Вспомните строчки из вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»: «И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных…». Как выходят витязи? Подберите однокоренные слова, поясняющие слово «чредой». Чредой – старосла- вянизм с неполно- гласием. Исконно рус- ский эквивалент – «чередой», то есть друг за другом. Одно- коренные слова «чере- доваться», «очередь», «чередование». Здесь чередуются звуки ере//ре

20

Вспомните строчки из вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»: «И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных…». Как выходят витязи? Подберите однокоренные слова, поясняющие слово «чредой».

Чредой – старосла-

вянизм с неполно-

гласием. Исконно рус-

ский эквивалент –

«чередой», то есть

друг за другом. Одно-

коренные слова «чере-

доваться», «очередь»,

«чередование». Здесь

чередуются звуки

ере//ре

60 Расшифруйте фразеологизмы: Знать на ять Прописать ижицу Стоять фертом Сперва аз да буки, а потом и науки От аза до ижицы Столы были расставлены покоем Поставить все точки над i  Знать досконально, на отлично Проучить как следует наказать Стоять руки в боки Сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками От начала до конца Буквой П Закончить всё до мелочей, прояснить

60

  • Расшифруйте фразеологизмы:
  • Знать на ять
  • Прописать ижицу
  • Стоять фертом
  • Сперва аз да буки, а потом и науки
  • От аза до ижицы
  • Столы были расставлены покоем
  • Поставить все точки над i

  • Знать досконально, на отлично
  • Проучить как следует наказать
  • Стоять руки в боки
  • Сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками
  • От начала до конца
  • Буквой П
  • Закончить всё до мелочей, прояснить